Энергии Александра Лосминского можно позавидовать, ее с лихвой хватило бы на десятерых. Благодаря этому человеку красоту Гродненщины увидели в разных странах мира, на родину вернулись снимки знаменитых фотохудожников начала XX века Петра Шумова и Яна Булгака. А еще в городе над Неманом появились выставочный зал, музей пожарной службы, Аллея кино. Самый дорогой «трофей» — это новый список иконы Коложской Богоматери. Александр Лосминский — личность многогранная. Телеведущий, фотохудожник, краевед, автор более 30 изданий о Гродно, организатор 400 фотовыставок в стране и за рубежом. Мы решили познакомиться с ним поближе.
Александр ЛОСМИНСКИЙ: «Можно сказать, что у меня тут собрана уникальная фото-библиотека. Вряд ли у кого-то еще есть что-то подобное».
С высоты птичьего полета
Александр Иосифович предлагает встретиться в мастерской фотоклуба «Гродно», который он возглавляет вот уже более 40 лет. Подвальное помещение в старинном здании в центре города не так давно отремонтировали. Сейчас здесь светло и тепло. На стенах — многочисленные фото, на стеллажах — книги, пособия, старые фотоальбомы, в шкафах — сотни архивных снимков с многочисленных фотовыставок.— Все это собирал долгие годы: что-то друзья дарили, что-то сам приобретал, — гостеприимно окидывает взглядом комнату собеседник. — Еще в советское время начал коллекционировать. Здесь только часть, остальное я храню дома. Можно сказать, что тут собрана уникальная фотобиблиотека. Вряд ли у кого-то еще есть что-то подобное. С тех пор как вышел на пенсию в 2016 году, наконец-то появилась возможность уделять любимому делу больше времени.
Визитной фотокарточкой Александра Лосминского можно назвать его знаменитое «зеленое сердечко» — снимок лесного массива, сделанный с высоты птичьего полета. Как будто сама природа вдруг открылась фотохудожнику, признаваясь в любви к гродненской земле.
— Всего мне тогда удалось снять три кадра с самолета — пролетали между агрогородком Обухово и Гродненской ГЭС, — говорит фотограф и тут же достает из бумажника карманные календарики со знакомым любому гродненцу изображением. — Находясь на земле, никто и не подозревал никогда, что так у нас необычно растет лес.
Человек и его город
Саша взял в руки фотоаппарат в восьмом классе. Вскоре и в местных, и в республиканских газетах стали появляться снимки за его подписью. Но всего этого могло бы и не быть... Сразу после его рождения в октябре 1950 года на квартиру в Лиде, где жила семья Лосминских, было совершено бандитское нападение. Стреляли из пулемета. Отец семейства был секретарем Лидского райкома партии. Он боялся за родных, пришлось переехать в другой город — Гродно.Александра Лосминского можно смело назвать человеком-идеей. Их у него на протяжении всей жизни было множество. И практически все они благодаря поразительному его упорству и настойчивости воплотились в жизнь.
— Во время Фестиваля национальных культур в 1996 году тогдашний министр культуры Леонид Гуляко, открывавший праздник, вспомнил во время выступления историю, как в его кабинет годом ранее пришел неизвестный ему гродненский журналист и стал излагать идею создания этого грандиозного мероприятия. Он сказал тогда: «Первые десять минут я был противником фестиваля, а еще через пять минут стал союзником». Даже успел заложить бюджет фестиваля на будущий год. Так вот, журналистом тем был я.
Лосминский — известный устроитель фотовыставок о Гродно, в том числе и авторских: «Августовский канал», «Озеро Свитязь», «Сердце земли моей». Эти экспозиции побывали далеко за пределами его родного города: в Москве, Париже, Варшаве. Благодаря этому все больше людей узнают о городе над Неманом, многие приезжают, чтобы увидеть своими глазами то, что было запечатлено в кадре.
Сам заслуженный журналист Белорусского союза журналистов, лауреат международных конкурсов и премий, трижды депутат Гродненского горсовета Александр Лосминский живет достаточно скромно. Ни машины, ни дачи не нажил. Главное богатство — библиотека, тысячи фотографий да радость на лицах родных людей.
Благодаря этому фото, сделанному с высоты, Александр ЛОСМИНСКИЙ прославился на всю страну.
— Иногда я удивляюсь, как моя семья меня терпит, — смеется Александр Иосифович. — Я не зарабатываю много денег и если их и прошу, то не для себя, а для всех. Дарю людям свои книги, альбомы, фото. Искренне радуюсь, когда понимаю, что меня услышали.
А на следующей неделе Александр Лосминский отправится в польский Слупск, где будут проходить дни Гродно. Председатель горисполкома Мечислав Гой предложил организовать там фотовыставку.
Александр Иосифович включает компьютер и показывает сверстанный вариант книги «Коложская церковь. XII век». Сейчас идет последняя вычитка, и на днях она уйдет в типографию. На 150 страницах собраны уникальные снимки лучших гродненских фотографов, а также история храма на трех языках: русском, белорусском и английском.
— Это первая книга за всю историю Коложской церкви, — комментирует Александр Лосминский. — Есть и особый повод для гордости. Как-то после экскурсии по Коложской церкви делегации из нашего города-побратима Химки Московской области россияне пообещали сделать копию иконы. Ну, поговорили и забыли. Правда, на всякий случай отправил в Россию точное описание древней иконы, оригинал которой был утрачен в 1914 году после эвакуации в Москву перед наступлением кайзеровских войск на Гродно. И уже через полгода, в 2006-м, нам привезли новый список этой иконы, освященный Алексием II.
«По натуре я боец»
Во время своего депутатства в Гродненском горсовете Александр Лосминский курировал программу по сохранению исторического наследия «Спадчына», отстаивая идею создания уникального города-музея на 200 гектарах и превращения его в международный туристический центр.— На сегодня документы, материалы, артефакты о Гродно находятся в 18 государствах мира. Имен многих наших именитых земляков мы попросту не знаем. Возвращение их — дело чести. Ведь они обогащают нашу культуру. Таким делом чести было возвращение имени фотохудожника Беларуси, Польши и Литвы Яна Булгака. По нашему мнению, он первым стал снимать фотопейзажи и ушел от статического фотоснимка к художественному. Мало кто знал, что известный парижанин Петр Шумов, на снимках которого запечатлены Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Марк Шагал, Сергей Прокофьев, Федор Шаляпин, тоже был уроженцем Гродно. В свое время написал письмо послу Беларуси во Франции Павлу Латушко. Результатом стала достигнутая договоренность с Музеем Родена об организации выставки Петра Шумова в Гродно. Роден почитал нашего именитого земляка за своего личного фотографа. А в июне экспозиция откроется в Минске.
После общения с Александром Лосминским в голове крутится одна лишь мысль: где найти тот источник энергии, из которого он черпает силы.
— Друзья предлагают написать книгу о тех незабываемых встречах с известными людьми, о которых я порой люблю вспоминать и рассказывать. Однако годы уже не те. Два инфаркта и операция на сердце — это серьезно. Но по натуре я боец, и не в моих правилах сдаваться. Мечтаю о музее современной фотографии в Гродно, где можно будет устраивать свои фотовыставки без привязки к городским залам.
— Говорят, что вы написали гимн Гродно. Это правда?
— Написал стихи, когда готовил альбом «Гродненская земля с птичьего полета». А в один прекрасный день мне подарили видеоклип. Ребята с телевидения нашли композитора, сделали аранжировку. Так песня «Гродно — город мой» стала звучать на различных городских мероприятиях и праздниках.
Да, Александр Лосминский по-прежнему в строю. Этого неугомонного человека с камерой в руках можно увидеть во время проведения самых значимых городских событий. Большинство гродненцев знают его как мудрого земляка, интеллигента, умеющего увлеченно работать и творить добро. Сколько еще сердец на гродненской земле откроется цепкому взгляду этого художника-профессионала?
kondratsieva@sb.by
Фото из архива героя материала