В Минске определились с новыми кандидатами на роль особо охраняемых природных объектов

Оазис в каменных джунглях

Готовится к утверждению первая в истории столицы региональная схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) местного значения. С ее появлением будет определена стратегия развития таких объектов на ближайшее десятилетие. В предложенной схеме 17 позиций, девять из них — объекты, которые могут быть объявлены памятниками природы до 2034 года. Прошедшее в мае общественное обсуждение проекта документа показало: минчане хотят сохранить родные сердцу зеленые уголки города. Но сделать это не так просто. Почему? Выясняли это вместе со специалистами.

Лошицкий парк.

Точечный подход

Какие природные объекты планируется зарезервировать в качестве потенциальных памятников природы? Тут и сосновый бор из более чем 200‑летних деревьев в парке имени М. Горького, и старинные вязы во дворе музея «Дом Ваньковичей», что за Дворцом Республики, и тополь‑великан на набережной Свислочи в районе второго транспортного кольца, и единственный минский родник, не окольцованный бетоном, на берегу реки Лошицы. И даже такой крупный объект, как Лошицкий парк, — а это 20 с лишним гектаров. Впрочем, придать охранный статус всей парковой территории никак не удастся, замечает заведующий кафедрой ботаники биологического факультета БГУ Валерий Тихомиров. Под его руководством в прошлом году проводились полевые обследования для дальнейшего формирования схемы размещения ООПТ.
— Придание статуса особо охраняемой природной территории для парковых объектов фактически смерти подобно: станут невозможны покос травы, подсадка растений и другие работы, — поясняет специалист. 
— Поэтому в составленном по итогам обследования отчете оговорено: мы включаем парк целиком, но в дальнейшем необходимо будет выделить отдельные группы объектов для охраны. В частности, в Лошицком парке есть несколько старовозрастных ясеней, лиственниц, дубов, которые соответствуют критериям ООПТ.

О желаемом и действительном

Стремление сохранить знаковые природные объекты в пределах городской черты, безусловно, отрадный факт. Почему же некоторые минчане считают, что предлагаемых сегодня мер недостаточно? Так, неравнодушные жители Октябрьского района убеждены: под охрану нужно брать и другие зеленые территории, пока их не поглотил город. Татьяна Короткевич обеспокоена судьбой поймы реки Лошицы, где уже возведена крупная транспортная магистраль к жилому району «Минск‑Мир»:

— Сейчас территория имеет статус ландшафтно‑рекреационной зоны. Но что будет завтра? А ведь здесь много зелени, водятся зайцы, живут бобры… Почему бы и этому уголку природы не придать охранный статус?
В Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды полностью успокоить защитников природы пока не могут.  Ведь для соответствия статусу ООПТ объект должен быть уникальным. 
А пойма Лошицы — это красивый уголок природы, но не более того. Тем не менее в комитете призывают любителей природы не отчаиваться. Минчанам вообще грех жаловаться: озелененность города составляет более 42 процентов (норматив — 40 процентов). И хотя именно Октябрьский район, где продолжают расти кварталы комплекса «Минск‑Мир», пока наименее озеленен, начальник отдела контроля за охраной и использованием земель, лесов, животного и растительного мира Татьяна Шеменкова обращает внимание: ландшафтно‑рекреационная зона тоже имеет свой охранный статус.

— Существуют определенные ограничения в хозяйственной и экономической деятельности, — подчеркивает она. — Это же, кстати, относится к паркам, скверам, бульварам и т. п. Данные нормы заложены в документах, касающихся архитектурно‑строительной деятельности, а также в ряде нормативных правовых актов об охране окружающей среды. Так что ландшафтно‑рекреационные зоны охраняются в той мере, в какой это необходимо.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Дубик, заместитель председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Понимаю беспокойство тех, кто хочет сохранить в неизменном виде пойму реки Лошицы. Хочу подчеркнуть: есть генеральный план Минска, есть детальные планы — они определяют стратегию развития города. Для изменения статуса ландшафтно‑рекреационной зоны должны быть веские основания. Корректировки градостроительных проектов проводятся только после их общественного обсуждения.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter