Ирина Парфенова и заведующая отделением социальной реабилитации, абилитации инвалидов и дневного пребывания для граждан пожилого возраста Галина Стрельская.
По наблюдениям директора Осиповичского РЦСОН, соцработники иногда становятся ближе, чем родные по крови.
— Это зачастую ваши глаза, руки и ноги, особенно пожилых людей, — отмечает Ирина Ивановна. — При этом одинаково важны и помощь по дому, и доставка продуктов, и внимание — без них невозможно.
В системе социальной защиты осиповичского края есть настоящие подвижники, которые отдали этой профессии более 50 лет. И одна из них трудится уже более 30 лет.
Директор Ирина Вирмаускене.
Наталья Дмитрова приближается к этому рекорду: ее стаж — 28 лет. Даже зимой в 06:30 она уже на ногах, чтобы успеть навестить тех, кто ждет ее по графику. Она заботится о 11 подопечных от 70 до 93 лет. Вместе с Натальей Петровной идем к одной из них, Любови Рябиковой.
— Одна живете? — уточняю я при знакомстве с Любовью Константиновной.
— Как же одна — втроем: Тузик, Кузик и я, — улыбается она, имея в виду пса и кота.
Социальный работник Наталья Дмитрова.
И сразу на глаза пожилой женщины наворачиваются слезы — сын умер несколько лет назад от коронавируса:
— Еще один сын живет в Гомеле, внуки навещают, но только летом.
Наталья Дмитрова утешает и старается отвлечь 83‑летнюю подопечную от грустных мыслей. Любовь Константиновна растрогана:
— Все, что ни скажу, моя помощница делает: убирает, помогает взять талон в поликлинику и сопровождает, если нужно. Зимой чистит снег, приносит продукты, даже питомцев моих не забывает: выберет для них лучшее мясо и колбаску.
Социальному работнику в городе оплачиваются проездные билеты, а тем, кто работает в сельской местности, при необходимости выдают велосипед.
Если следовать инструкции, одно посещение занимает 2 часа 20 минут. Интересуюсь, сколько стоит такая услуга сейчас. Разобраться помогает заведующая отделением социальной помощи на дому Анастасия Юрковец.
— Все зависит от того, есть ли у человека льготы и какой у него доход, — пояснила она. — У одиноких пенсия для получения льготы не должна превышать 200 процентов бюджета прожиточного минимума. Полная оплата — 1,86 рубля за одно посещение социального работника.
Таким образом, если пожилой человек проживает в частном секторе и в среднем его посещают дважды в неделю, за девять визитов без льгот он заплатит всего 16 рублей 74 копейки в месяц. Одно льготное посещение обходится в 1 рубль 12 копеек.При этом отношение у большинства представителей этой профессии к своим людям отнюдь не формалистское. Накануне Нового года многие помогают украсить дом, установить елку и нарядить ее праздничной мишурой. В деревне Слободе одним из первых помогли украсить ель ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Кобылянцу. Владимир Иванович — последний в таком статусе в районе, социальный работник Светлана Рыжкович помогла ему в рамках акции «От всей души» создать атмосферу праздника.
Ветеран Великой Отечественной войны Владимир Кобылянец с соцработником Светланой Рыжкович.
Соцработник Татьяна Астапова также не отказывает своим подопечным в их просьбах. К примеру, если нужно, отвозит в парикмахерскую «навести красоту». Путь в профессию для нее начался с личного: ухаживала за больной мамой.
— Для меня ничего сложного в помощи нет, — говорит она. — Зато просыпаюсь и знаю, что нужна людям. А они нуждаются прежде всего во внимании. И сами поддерживают, если настроения нет, и советы дают исходя из своего опыта.
Один из 13 подопечных Татьяны Федоровны в свои 93 года даже ходит на репетиции хора. Мы спросили у еще одной клиентки, Марии Пинчук, чем сегодня помогала ей социальный работник.
— К нашей помощнице настоящая очередь, многие хотят получать поддержку именно от нее, — улыбается собеседница. — Лекарства принесла, на кухне навела порядок, устроила генеральную уборку накануне праздников. Когда нужно, помогает помыться: тяжело встать из ванной. Дети у меня далеко: сын в Могилеве, дочка в Минске.
Пенсионерка Мария Пинчук и социальный работник Татьяна Астапова.
В практике работы Татьяны Федоровны — самые разные случаи. Запомнилась семейная пара: муж заболел сахарным диабетом, ему отняли ногу, жена примерно в то же время перенесла онкологическое заболевание. Немощные, одинокие — к каждому она старается найти подход. Составляя список покупок, старается учесть вкусы каждого. Одному нужен зерненый творог, другому — в пачке, батон определенного сорта, печенье…
— Если человек может ходить, стараюсь его приободрить, чтобы не терял интерес к жизни, — делится опытом социальный работник. — Каждый достоин поддержки.
Всего в Осиповичском районе работают девять социальных пунктов и 17 домов социальных услуг, есть дом зимовки, две гостевые семьи и пять патронатных. 58 социальных работников обслуживают на дому, из них 38 — на территории района. Всего в РЦСОН работает более 100 человек, а на учете состоят более 18,5 тысячи граждан. В 2020 году открыли новый корпус центра, где максимально комфортно могут себя чувствовать граждане пожилого возраста и инвалиды. В частности, для них работают полустационар, кабинет психолога и сенсорная комната. Оборудована всем необходимым кухня, здесь нуждающиеся проходят курсы самообслуживания: готовят пищу, учатся пользоваться мультиваркой и стиральной машиной.
yasko@sb.by
Фото Кирилла СТАСЬКО и из архива РЦСОН