На состоявшейся в стенах Национального архива Республики Беларусь презентации сборника и материалов «Холокост в Беларуси: трагедия и память» историки, архивисты, политики, дипломаты говорили о том, что Холокост — это одна из самых страшных и позорных страниц истории человечества.
Открывая презентацию, Временный поверенный в делах Израиля в Беларуси Цви Миркин отметил, что издание данного сборника стало одним из крупнейших и важнейших событий, связанных с изучением истории катастрофы:
— Данное издание я рассматриваю как впечатляющее и успешное начало предстоящего большого пути. Для меня лично этот сборник важен как и для израильтянина, как для еврея, так и как потомка семьи, немалая часть которой была уничтожена в катастрофе, причем на территории Белоруссии.
* * *
Гетто, созданное фашистами в Минске, было одним из самых крупных в Европе, в нем содержалось около 100 тысяч человек, из которых уцелели единицы. Выступая перед присутствующими, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк отметил, что Холокост — это боль, которая нас всех объединяет. И наша республика может гордиться, что подобного тому, что творилось, например, в конце июня 1941 года в Каунасе, в Белоруссии не было. Напомним, тогда в Каунасе литовские националисты из так называемого Литовского фронта активистов зверски убили 4 тысячи евреев. Также погромы и убийства прокатились по Вильнюсу и Риге. По оценке историков, на каждого эсэсовца, участвовавшего в уничтожении евреев, приходилось по 20 — 25 добровольных помощников.— Да, в Белоруссии были злодеи, — сказал Игорь Марзалюк, — которые разделяли гитлеровские национал-социалистические идеи и помогали фашистам уничтожать еврейское население, но этих нелюдей было мизерное количество.
С благодарностью вспомним Праведников народов мира. Ведь герой — это не нарисованный голливудский персонаж с оружием в руках. Это простая скромная белорусская женщина, у которой есть свои дети, у которой муж на фронте. И она спасает евреев, зная, что за это будет физически уничтожена. Вот это действительно настоящий героизм, настоящий гуманизм, настоящая жизнь по Христу и во Христе.
Заведующий отделом публикаций Национального архива Республики Беларусь кандидат исторических наук Святослав Кулинок поблагодарил создателей сборника, а это 14 авторов и 12 членов редколлегии:
— Мы не переписываем историю, мы ее изучаем. У нас большой опыт, который дает нам возможность в достаточно короткие сроки готовить такие серьезные научные издания. В сборнике 517 документов, 517 свидетельств преступлений, которые мы не можем толковать иначе как преступления против человечества. Большинство документов из фондов Национального архива Республики Беларусь. Вместе с тем в сборнике представлены документы судебных процессов, проходивших в 1960‑е годы в Германии. Это документы из Бундесархива (Федеральный архив Германии. — Прим. ред.), Центрального архива министерства обороны Германии, американских архивов. Научный уровень этого издания очень значительный. Мы документально показали, что фашистская Германия на всех уровнях, начиная с руководства и заканчивая рядовыми солдатами, проводила политику уничтожения мирного гражданского населения. И что все они несут ответственность за свои чудовищные преступления.
Директор Национального архива Республики Беларусь Андрей Демянюк в своем выступлении отметил, что, к сожалению, сегодня все чаще мы сталкиваемся с фактами реабилитации фашистских палачей и даже их героизации:
— Поэтому данный сборник, представляя неопровержимые документальные свидетельства о зверствах фашистов в отношении мирного, в частности еврейского населения, дает однозначный твердый ответ некоторым политическим реваншистам.Андрей Демянюк сообщил, что из-за небольшого тиража издания принято решение выставить сборник в свободном доступе на официальном сайте Национального архива Республики Беларусь (https://narb.by).
* * *
Завершить материал хотелось бы цитатой из выступления Игоря Марзалюка:«Для того чтобы убить человека, чтобы пересечь границу, которая лежит в сердце каждого, «не убей», необходимо своего оппонента расчеловечить. Назвать его быдлом, ватником, червяком, унтерменшем, оскорбить его… чтобы было легче убивать. Мы должны помнить про каждую жертву, про то, что человека прежде надо убить словом, а только потом из оружия».
usachev@sb.by