Северный морской маршрут продолжает приобретать все большую значимость в контексте построения многополярного мира, изменения привычных логистических коридоров и трансформации климата. Сегодня Беларуси важно оказаться в числе пионеров его освоения — это позволит нам еще более эффективно реализовывать свой экспортный потенциал и, как следствие, укреплять позиции в новой системе мироустройства.
Новые горизонты
Мировая логистика сегодня переживает не лучшие времена. Начало конфликта на Ближнем Востоке поставило под угрозу перевозки в одном из самых оживленных и одновременно уязвимых мест морских торговых маршрутов — в Баб‑эль‑Мандебском проливе. До кризиса перевозки через Красное море составляли около 15 процентов от общемирового объема, и блокада хуситами бутылочного горлышка между Африкой и Азией немедленно сказалась на планетарной логистике. После серии ударов ракетами и дронами по грузовым судам ведущие компании мира вынуждены были отправлять свои флоты вокруг Африки, что привело к увеличению в три‑пять раз стоимости контейнеров, взвинтило тарифы на перевозку на 124 процента и увеличило время доставки грузов на 10 — 20 дней.
В условиях неопределенности касательно сроков завершения конфликта на Ближнем Востоке большую роль начинают играть альтернативные маршруты доставки грузов, и самый перспективный из них — Северный морской путь.
Его преимущества неоспоримы. Во‑первых, он почти в два раза короче других известных логистических трасс, ведущих из Европы в Азию. Во‑вторых, СМП гораздо удобнее пути через Суэцкий канал: не взимается плата за проход по каналу, отсутствуют очереди. В‑третьих, он стратегически безопасен — здесь нет пиратов и враждебных группировок, а нормальное функционирование маршрута гарантируется Россией.
Бесспорная выгода
В 1991 году СМП был открыт для международного судоходства. Рост активности в использовании маршрута начался в прошлом десятилетии, и с тех пор объем перевозимых грузов стабильно увеличивается. В прошлом году грузооборот по Северному морскому пути вырос до рекордных 36,3 миллиона тонн, что на 7 процентов больше, чем годом ранее. За прошедшие же 10 лет грузооборот увеличился почти в девять раз. На текущий год в планах развития целевым значится показатель в 80 миллионов тонн перевезенных грузов, а до 2035‑го планируется увеличить эту цифру до 220 миллионов тонн. В конце 2022 года глава дирекции СМП Вячеслав Рукша отмечал, что грузооборот по маршруту к 2035‑му «может превысить целевые показатели на 50 — 70 миллионов тонн».
Одной из основных особенностей СМП является его географическое расположение. Маршрут проходит по морям Северного Ледовитого океана, которые в холодное время года покрываются льдом, но использование ледоколов позволяет проводить суда даже зимой. Кстати, как раз на текущий год вице‑премьер РФ Александр Новак анонсировал старт на СМП круглогодичной грузовой навигации.
Ледовая обстановка в Северном Ледовитом океане из‑за глобального потепления улучшается. По данным Национального центра данных по снегу и льду США, в сентябре прошлого года площадь морского льда в Арктике была на 42 процента меньше, чем в 1980‑м, а динамика снижения по марту составила 11 процентов.
Вместе с тем перед РФ как главным оператором маршрута стоит ряд серьезных задач. О некоторых из них упомянул Александр Лукашенко на встрече с губернатором Архангельской области. Так, Россия сейчас нуждается примерно в 90 судах усиленного ледового класса, не более 30 из которых строятся. Беларусь готова помочь в их постройке. Помимо этого, для нормального функционирования СМП, который пока используется в основном для перевозки минерального сырья, необходима соответствующая инфраструктура, о чем тоже упоминалось на встрече. Планы развития СМП предполагают также работы по углублению дна и запуск на орбиту 12 спутников.
Не теряет актуальности, несмотря на уменьшение площади арктических льдов, и ледокольный флот. Сегодня Россия эксплуатирует более 40 ледоколов, восемь из которых атомные. Однако рост грузопотока вызовет и увеличение нагрузки на покорителей ледяных пустынь, некоторые из них уже подходят к рубежным срокам своей эксплуатации.
Участие Беларуси в освоении такого перспективного логистического маршрута, как Северный морской путь, — инвестиция в будущее.
В свете масштабного противостояния с Западом прибалтийские и украинские порты для нас закрыты, скорее всего, надолго. Однако достойное лучшего применения упрямство наших соседей дало совершенно иной результат. Выход Беларуси к Северному Ледовитому океану, создание собственных портовых мощностей здесь в перспективе станут серьезным подcпорьем для усиления торговых связей с Азией, а компетенции наших промышленников позволят улучшить инфраструктуру торгового пути.