Новая точка напряжения: вокруг Молдовы закручивается опасная геополитическая спираль

США приняли решение превратить румынскую авиабазу «Михаил Когэлничану» в самый крупный военный объект в Европе, на территории страны усиленными темпами строится логистическая инфраструктура, а официальный Бухарест все чаще выступает с унионистскими заявлениями в адрес Молдовы, чьи власти не особо против. Неужели в регионе вскоре может возникнуть новая горячая точка?


­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Америка является единственной страной-выгодополучателем от того, что происходит здесь: и Европу на место поставить, и конкурентов убрать. Сегодня Украина, завтра будет Молдова или Прибалтика, Польша или Румыния.

На патриотическом форуме «Это НАША история!», посвященном Дню народного единства, 17 сентября 2022 года.

Главное, маневры

Кровавый переворот в Киеве затевался Западом для того, чтобы получить выгодные позиции для противостояния России.

Особый интерес у НАТО, и прежде всего Великобритании, вызывает побережье Черного моря. В частности, это касается Крыма и южных областей Украины. Но решение крымчан перейти в состав России, а затем и события 24 февраля 2022 года поставили на этих планах крест.

В этой ситуации обращение Запада к Румынии выглядит стратегически логичным шагом. Страна является членом альянса и занимает выгодное положение. Милитаризация Румынии в последнее время набирает обороты. Центром всех усилий станет уже упомянутая база «Михаил Когэлничану». Бухарест вложит 2,5 миллиарда евро в модернизацию и расширение объекта, который станет центром управления войсками НАТО в Юго-Восточной Европе. Будет улучшена транспортная логистика базы, построена новая взлетно-посадочная полоса, возведена инфраструктура для размещения как минимум 10 тысяч военных и их семей. Площадь комплекса к 2040 году почти в два раза превысит площадь «Рамштайна» в Германии. А пока аэродром активно используется авиацией альянса, принимая даже стратегические бомбардировщики B-52H.

Еще один важный проект, реализуемый на территории Румынии, — дорога Александруполис-Констанца, проходящая через Болгарию. Она связывает греческий порт, который в последние несколько лет стал одним из основных пунктов завоза американской военной техники и личного состава в Европу с местом сосредоточения западных войск в районе Констанцы.

Кроме проектов по линии НАТО, Румыния значительно наращивает мускулы национальной армии. Оборонный бюджет в этом году вырос почти на 45 процентов по сравнению с 2023‑м и составил 20,8 миллиарда долларов, что открывает большие перспективы для закупки вооружения. Министерство обороны страны планирует заключить контракт на приобретение до 298 новых гусеничных БМП на сумму около 3,3 миллиарда долларов, а еще на 920 миллионов купить 54 САУ. На очереди также крупный контракт на 32 истребителя F-35 стоимостью 6,5 миллиарда долларов. Осенью минувшего года США одобрили продажу Бухаресту 54 танков М1А2 Abrams на сумму 2,53 миллиарда, а на днях стало известно, что Румыния рассматривает вариант покупки еще и южнокорейских танков К2.

Помимо закупок вооружения, румынская армия активно участвует в учениях в Черноморском регионе. Одним из наиболее знаковых событий стали нынешней весной маневры Sea Shield-24. Главную роль в них играли как раз румынские войска, отрабатывавшие поиск подводных лодок и борьбу с авиацией противника. Интересно, что в учениях принимали участие и молдавские военные, хотя их страна не состоит в НАТО.

Исходя из совокупности изложенных факторов, можно предположить, что из Румынии Запад создает аналог Польши в Черноморье. Быстрая милитаризация, закупки современной техники в избыточных количествах, возведение военных объектов и вовлечение в нездоровую активность вокруг других стран говорят о схожих мотивах и политической воле, стоящей за этими процессами.

Большинство поддерживает нейтральный статус

Нынешняя Молдова оказалась в зоне высочайшей геополитической турбулентности в условиях внутренней нестабильности. В течение весны румынский премьер Марчел Чолаку отметился несколькими провокационными высказываниями о неизбежности поглощения его страной Молдовы и о том, что на самом деле никаких молдаван и молдавского языка не существует, а все румыны должны жить в одном государстве.

Подобная риторика звучит на фоне ряда шагов, предпринятых в Румынии (рассмотрение в парламенте закона, позволяющего использовать армию за рубежом, рост частоты контактов представителей румынских элит с молдавскими коллегами) и Молдове (переименование молдавского языка в румынский, назначение на важные должности лиц с двойным гражданством, пересмотр закона о госгранице).

И хотя президент Молдовы Санду говорит о том, что не станет выносить на референдум о европейской интеграции вопрос об объединении с Румынией, внутри страны понемногу начинают закипать страсти.

Глава Гагаузии Евгения Гуцул уже пригрозила отделением региона от Молдовы в случае унии с Румынией, а также напомнила, что в 2014 году гагаузы проголосовали на референдуме за свое будущее в составе независимой и суверенной Молдовы. Если же Кишинев решит ответить на создание Гагаузской республики военным путем, то, как заявила глава автономии, она будет обращаться за помощью к другим странам.

В основе нынешнего витка неприязни между Кишиневом и Комратом низкая популярность правящей партии PAS и Майи Санду среди русско- и тюркоязычного населения автономии и экономические противоречия. 

На прошлых выборах президента за Санду проголосовало около пяти процентов гагаузов. В Кишиневе считают, что в регионе жители «политически неграмотны», поскольку потребляют информацию не по-румынски, а по-русски. Выборы башкана — руководителя автономии — прошлой весной тоже прошли под шквалом критики со стороны центральных властей. Вскоре после выборов парламент Молдовы внес поправки в налоговый кодекс, с помощью которых были сокращены поступления в бюджет региона, а также в Гагаузии были заблокированы специальные счета в управлении здравоохранения и соцзащиты для выплаты надбавок к пенсиям.

Осложняется ситуация тем, что уже осенью Молдова будет выбирать президента. Согласно проведенным в марте соцопросам, из тройки наиболее авторитетных политиков Молдовы Санду находится на последнем месте с рейтингом одобрения 42 процента. А вот действия Илана Шора и Игоря Додона поддерживают 47 и 51 процент соответственно. Исходя из данных другого исследования, проведенного Институтом маркетинга и социологических опросов, большая часть населения считает нейтральный статус страны залогом безопасности, а в международных отношениях большинство выступает за соблюдение баланса между Россией и ЕС. Политика, нацеленного на объединение с Румынией, готовы поддержать только восемь процентов молдаван.

Запад, осознавая свое поражение в Украине, спешно готовит новые точки напряжения. Молдова вполне может стать одной из них.

Гагаузия, резко выступающая против попыток утащить страну в гражданскую войну, Приднестровье с его складами боеприпасов, интересных Украине, экономические проблемы внутри страны — все это вполне может быть использовано для создания нового кризиса и дальнейшей милитаризации восточного фланга НАТО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter