Рассказываем, какие обучающие VR-тренажеры создает для отечественного промсектора резидент ПВТ

Новая реальность

Сегодня технологии виртуальной реальности хоть и нерешительно, но все чаще приходят в нашу жизнь. Реализация их потенциала, по оценкам мировых экспертов, пока находится на начальной стадии, а разработчики только открывают тренды будущего. При этом уже можно сказать, что одними из наиболее популярных сфер для применения VR-технологий являются маркетинг и образование. Сразу двумя данными направлениями занимается белорусская компания, резидент Парка высоких технологий, которая успешно создает VR-проекты для отечественных компаний реального сектора.

Углубленный процесс обучения

Передавать информацию, обучать и впечатлять. Именно с такими приоритетами компания — резидент Парка высоких технологий ООО «Игры Разума Софт» подходит к реализации своих проектов вот уже более пяти лет. Разработчики занимаются созданием тренажерных систем виртуальной реальности, позволяющих готовить специалистов для множества отраслей нашей страны, среди которых машиностроение, нефтеперерабатывающий комплекс, сельское хозяйство. Технический директор Александр Верболь не скрывает, что в компании сегодня собраны одни из наиболее передовых компетенций для разработки подобных систем:

— Мы очень хорошо владеем технологиями виртуальной, проекционной и дополненной реальностей, а также обладаем необходимыми компетенциями в микроэлектронике и приборостроении. Кроме софта, можем создать практически любой механизм, необходимый для виртуального погружения в процесс обучения. Это позволяет разрабатывать эффективные тренажерные системы для подготовки профессиональных кадров.

Говоря о клиентах, Александр Верболь пояснил, что, к примеру, у Министерства промышленности в составе подведомственных предприятий есть учебные центры, для которых создаются виртуальные тренажеры.

Полное погружение

Александр Верболь отметил, что VR-тренажеры на данный момент — наиболее продвинутая технология для обучения, которая обеспечивает полноценное погружение в условия производства:

— Сам процесс обучения мы стараемся делать максимально приближенным к реальности. Дизайнер качественно воссоздает объемную модель машины и необходимые условия, посредством виртуальных очков вы погружаетесь в процесс. К этому мы предлагаем и разработку аппаратной части, в частности массогабаритных макетов реальных инструментов или панелей управления. Либо мы можем модулировать в ограниченном пространстве различные погодные условия — дождь, ветер. Это позволяет задействовать разные органы чувств человека: зрение, слух, осязание, пространственные ощущения.
В виртуальной реальности мы стараемся симулировать все до сантиметра, что способствует выработке мышечной и пространственной памяти. Для этого сотрудничаем с конструкторскими отделами производителей.
По словам собеседника, разработчики придерживаются и очень высоких стандартов реалистичности. Однако основной упор делается на методологию. Для этого обязательно при создании тренажера погрузиться во все специфические моменты работы конкретного специалиста, для которого делается проект. Поэтому на всех этапах привлекают реальных экспертов для тестирования тренажеров.

В чем же основной плюс таких разработок для заказчиков? VR-тренажеры позволяют существенно снизить затраты ресурсов для обучения кадров, помещая весь процесс в виртуальную реальность.

— Очень показательный пример: завести и заглушить БЕЛАЗ массой 80 тонн стоит немало. В тренажере-кабине вы сможете это практиковать сколько угодно раз без огромных затрат. Но после обучения человек реально понимает, что нужно делать на машине: вырабатываются необходимые навыки. Кроме того, можно без последствий отработать и погружение в опасную среду: в процессе работы есть такие моменты, где из-за недостатка навыков специалиста могут пострадать другие люди. Это касается многих производств с высоким классом опасности. Например, энергетики, добычи полезных ископаемых, химической промышленности, — рассказал техдиректор.

От музеев до стендов

Кроме обучающих виртуальных систем, в компании также уделяют немало внимания разработке интерактивных проектов. Отдельно Александр Верболь выделил музей мемориального комплекса «Хатынь», где разработчики занимались его наполнением интерактивом и наглядными материалами.

Образовательный центр безопасности жизнедеятельности МЧС тоже достоин особого внимания, поделился руководитель:

— Мы занимались реализацией программы МЧС по созданию детских обучающих центров пять лет. Уже завершили работу с проектами республиканского масштаба. Например, центр на улице Олешева в Минске позволяет школьникам в процессе экскурсии в интерактивной форме получить информацию о том, как вести себя в случае опасности. При этом вырабатываются практические навыки по спасению жизни. Например, есть комната с задымлением и светозвуковыми эффектами, из которой необходимо выбраться.

Занимаются разработчики и созданием маркетинговых проектов: помогают отечественным производителям реального сектора достойно представить свою продукцию. Так, во время недавней выставки «Иннопром» в Екатеринбурге силами компании был создан стенд виртуальной реальности для одного из машиностроительных холдингов, показывающий особенности работы и конструкции техники.

Перспективы на внешнем контуре

Говоря о развитии компании, Александр Верболь отметил, что условия, которые предоставляет Парк высоких технологий, достаточно благоприятны:

— Также в ПВТ нам помогают с консультированием по правовым аспектам.

Он также обратил внимание, что разработчики сейчас выполняют проекты в основном для внутреннего рынка, но уже есть спрос и на внешнем контуре:

— Очень много запросов сейчас с рынка России и Казахстана. В дальнейшем планируем расширяться, ведь мы наработали уникальный опыт создания сложного продукта, на который с каждым годом возрастает спрос.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter