У руководства завода на первом месте также экономика и финансы. Предприятие само выращивает лен под всю потребность 10—12 тысяч тонн тресты за сезон. В прошлом году был рекорд — 17,5 тысячи тонн. Но много сырья вовсе не означает, что оно принесет много денег, говорит директор Виктор Арестович (на снимке):
У предприятия с прошлого урожая осталось 3,5 тысячи тонн тресты. В такой ситуации решили сократить посевные площади примерно на четверть. Это позволит собрать около 10 тысяч тонн тресты, которой хватит с учетом остатков для полной загрузки завода.
— Сейчас идет теребление на зеленец — вместе с головками, которые будут очесывать после вылежки и подъема на заводе, — поясняет директор. — Таким способом планируем убрать примерно треть площадей. Это позволит раньше включиться в переработку, учитывая, что поздний подъем тресты осенью связан с определенными рисками из-за возможной непогоды.
У предприятия хорошая материальная база: восемь самоходных теребилок и 14 прицепных комбайнов. У каждого из этих агрегатов свои преимущества и недостатки. У теребилок больше ширина захвата, что повышает производительность, но стоят они дорого. У комбайна выработка за смену ниже, но вместе с трактором он в разы дешевле теребилки. К тому же последнюю можно использовать только один месяц в году, а трактор пригодится для транспортных работ длительное время.
— Если бы позволяли финансовые возможности, полностью бы перешел на самоходные теребилки. Да, они дороже, но за счет большей производительности требуется меньше агрегатов и механизаторов. Последнее особенно важно, учитывая непродолжительный период работы уборочной техники в году. К тому же благодаря ускорению теребления есть возможность механизаторов, завершивших этот процесс, направить на оборачиватели или пресс-подборщики. С учетом этих аргументов самоходные агрегаты становятся не такими уж и дорогими. Как говорят, дело выгодное, но где найти деньги.
Кстати, государство поддерживает этот завод, как и все другие. Два года назад за счет бюджета завод приобрел 15 тракторов, 10 прицепных комбайнов и два автомобиля. В 2021-м полностью выделялись средства на минеральные удобрения и 60 процентов — на средства защиты растений.
На льнозаводах порой не хватает механизаторов из-за того, что часть из них задействована в производственном процессе короткое время. Как решали проблему здесь? Во-первых, обучили этой профессии своих людей, которые в межсезонье заняты другой работой. Во-вторых, в этом году на практику приехали студенты БГАТУ, у которых есть удостоверения на право управления техникой.
Механизатор Дмитрий Алешко и студент БГАТУ Иван Кулешов.
Студент БГАТУ Иван Кулешов — помощник комбайнера Дмитрия Алешко. Раньше окончил колледж, сейчас перешел на третий курс университета.
— На практиках бывал не раз, но в тереблении льна участвую впервые, — говорит юноша. — С первых дней быстро вошел в курс дела, научился регулировать комбайн, очищать, в случае необходимости ремонтировать. Если комбайнер в среднем зарабатывает 100 рублей в день, то помощник — 70. Так что заработком очень доволен.
Руководство предприятия разработало такую стратегию теребления, чтобы с максимальной выгодой использовать буквально каждую минуту. Механизаторам два раза в день доставляется питание. 70 процентов стоимости оплачивает завод. Сюда же заправщик привозит топливо для техники. На краю поля, где работают комбайны, разместился передвижной ремонтный пункт, где есть необходимые инструменты, запчасти и сварочный аппарат. Сварщик Руслан Питкевич говорит, что обычно гнутся валы, делители, приходится выравнивать. Поскольку полеглицы практически нет, то и ремонтных работ значительно меньше, чем в прошлом году.
gedroiz@sb.by