Напуганные выселением жильцы волнуются — они устали от бесконечных ремонтов.
Ремонт за ремонтом
Красивая свежевыкрашенная пятиэтажка во дворах. Снаружи дом выглядит как игрушечный. Ухоженная территория, недавно проведенная теплореновация и персиковый цвет стен. Неужели здесь опять будут делать ремонт?
— Да, мы тоже удивляемся такой схеме: сначала сделать стены, а потом кровлю, — некоторые жильцы, встречающие меня у подъезда, не могут сдержать эмоций. — Два года только прошло после предыдущего ремонта. И кровлю перед этим меняли. Правда, на половине здания. Теперь все хорошо, не течет. Только обновили интерьеры в квартирах, а тут как гром с ясного неба — выселяйтесь! У коммунальщиков что, деньги лишние по два раза одно и то же делать?!
К себе домой меня приглашает 70-летняя пенсионерка Татьяна Подоляко. Практически рыдает, ее утешают не менее расстроенные соседи:
— Татьяна Михайловна, успокойся. У тебя же сердце больное. Будет как после собрания, вновь придется «скорую» вызывать…
Пенсионерка Татьяна Подоляко только-только сделала ремонт в квартире, которую теперь нужно покидать.
Но хозяйка уютной двушки никак не может прийти в себя: вдова долго откладывала деньги с пенсии, чтобы поменять обои, купить сайдинг, керамическую плитку в ванную. Понимала, что это ее последний ремонт, в будущем уже не только средств, но и сил на него не будет:
— Нам всем приказано освободить квартиры, вывезти мебель и сдать ключи. Нет, бумаг пока никаких не подписывали. В ЖКХ посоветовали не возмущаться, а собираться: сроки ограничены. Один месяц из двух отведенных уже практически прошел. Для переезда пообещали выделить тракторы, которыми вывозят мусор. Несогласных, как сказали, выселят через суд.
За таблетками от давления тянется в карман 65-летний Петр Карпович:
— После такой новости резко обострилась гипертония, — вздыхает пенсионер. — А в 60-й квартире вообще мужчина живет с парализованной матерью — ему каково?
Не знает, как перебазироваться на пока еще неизвестное временное место жительства и Виктор Солодилин. Ему 68. На руках — лежачая после инсульта супруга:
— Мы не против ремонта, — эмоционально объясняет пенсионер. — Даже готовы понять, что тогда, два года назад, что-то недоделали, не просчитали, не предусмотрели и теперь все это нужно переделывать. Но у нас возникают сомнения вообще в целесообразности таких масштабных работ. Год назад квартиры обходил, судя по всему, будущий генподрядчик. Спрашивал, все ли нормально с потолками. Я сказал, что все хорошо, и расписался. А тот посетовал: жалко, мол, что все хорошо. Нам бы объемы побольше! Вот почему сейчас мы хотели бы выслушать специалистов, ознакомиться с выводами экспертиз и самим проектом. Пусть нас убедят в том, что кровля действительно находится в аварийном состоянии и другого, более дешевого варианта ремонта просто не существует. Повторюсь: мы не возражаем против ремонтных работ. Но неужели их нельзя провести щадящими методами, без выселения жильцов? И второй вопрос: почему это обязательно нужно делать именно сейчас, накануне зимы?
Найти общий язык
Итак, десяти семьям, в большинстве своем пенсионерам, рекомендовано собирать чемоданы. Правда, делать это люди не спешат и настроены идти до конца, то есть до суда. Уже пишут жалобы в различные инстанции. А что думают по этому поводу в Витебском горисполкоме?
Заместитель председателя Сергей Соглаев констатирует: да, бывают ситуации, когда без выселения жильцов никак не обойтись. Прежде всего, это делается для их собственной безопасности. Это нормальная практика. Сейчас в горисполкоме есть заявка на подбор квартир из подменного фонда, жилье ищут. В каких районах — пока неизвестно. Но к пожеланиям людей по возможности обещают прислушаться.
Более детально обстановку обрисовал главный инженер городского производственного объединения ЖКХ Игорь Курганов:
— Поверьте, к решению о временном переселении жильцов мы пришли не просто так. Да, два года назад при ремонте дома было установлено: нужно детально обследовать кровлю, так как в двух квартирах обнаружили провисание плит. Специалисты тщательно изу-чили ситуацию. Проектный институт разработал проект обустройства скатной кровли. В установленном порядке он прошел госстройэкспертизу. Насильно никто выселять владельцев квартир не собирается, подыщем каждому подходящие варианты, чтобы условия были не хуже.
Игорь Борисович озвучил: нормативные сроки ремонта — 5 месяцев. Но, возможно, появятся какие-то дополнительные виды работ, тогда придется немного скорректировать эти сроки. По его словам, на зиму никто кровлю раскрывать не собирается: на поиски подходящего жилья из подменного фонда уйдет немало времени. Нынешнее состояние квартир будет заактировано, в случае повреждения отделки подрядчики берут обязательство все восстановить:
— Никаких споров у нас по таким поводам с жильцами никогда не было. Мы же не впервые прибегаем к подобным методам ремонтных работ. Все жалобы будут учтены, возможный ущерб — возмещен в полном объеме.
Чтобы убедить горожан в необходимости именно такой стратегии ремонта дома, руководство ГПО ЖКХ пообещало провести еще одно собрание жильцов. Ответить на все вопросы, ознакомить с проектной документацией. Возможно, отметил Игорь Курганов, в ходе предыдущей встречи собственники и официальные лица, ее проводившие, не совсем поняли друг друга. Что и породило сомнения у будущих переселенцев.
В Комитете государственного контроля Витебской области, куда также обратились жители дома № 10, к. 2 по улице Лазо, сообщили: со стороны КГК данный вопрос также взят на контроль. Будет следить за обстановкой вокруг проблемного дома и наша газета.
begunova@sb.by
Фото автора.