Правду говорят, что в Баку не бывает неинтересных гонок. «Каспийская жемчужина» «Формулы-1» в очередной раз нам подарила увлекательный гоночный уик-энд с набором необходимых для зрелищности атрибутов. Уже четвертый раз подряд с поула здесь в прошлое воскресенье стартовал на своем «Феррари» Шарль Леклер, и снова ему не достался кубок победителя. Победу в столице Азербайджана праздновал Оскар Пиастри из команды «МакЛарен».
60 % дистанции Оскар Пиастри держал Шарля Леклера позади себя.
Последняя в календаре в этом сезоне гонка в Европе еще больше обострила борьбу за чемпионский титул. Команда «Ред Булл» потеряла лидерство в Кубке конструкторов, а Макс Ферстаппен сократил на 3 очка свое убедительное, но пока еще не окончательное преимущество над своим ближайшим соперником Ландо Норрисом. Разноцветный подиум, где были представители трех разных команд, был сформирован после финиша в режиме виртуальной машины безопасности. Но это никоим образом не уменьшило заслуг победителя, который, несмотря на свою «профессиональную молодость», показал весьма зрелый пилотаж и умение не только обгонять более опытных конкурентов, но и отстаивать свою позицию лидера. Оскар Пиастри уезжал из Баку не только в роли победителя Гран-при Азербайджана, но и как обладатель звания «Гонщик дня», так называемого титула зрительских симпатий.
Макс Ферстаппен готовится к трудной гонке.
Старт без желтых флагов
Учитывая особенности этой городской трассы, где в некоторых местах на узких улочках старого города даже двум болидам трудно разместиться рядом, первый круг гонки без происшествий — явление здесь весьма редкое. И все же пилотам удалось обойтись без ошибок и жесткого выяснения отношений. Во всяком случае в лидирующей группе. В середине пелотона не поделили место на бакинском асфальте Юкки Цунода и Лэнс Стролл, допустившие легкий контакт, ставший причиной прокола колеса на машине «Астон Мартин». Но это особого влияния на общую картину гонки не оказало.
Шарль Леклер и Оскар Пиастри сохранили свои лидирующие позиции. Пилоты «Ред Булл» стартовали лучше всех. Победитель прошлогодней бакинской гонки Серхио Перес сумел опередить «Феррари» Карлоса Сайнса, выйдя на 3-ю позицию, Макс Ферстаппен за счет обгона «Мерседес» Джорджа Рассела пристроился в хвост испанскому гонщику. Таким образом, до первого пит-стопа порядок в группе лидеров оставался неизменным. И внимание зрителей было сосредоточено на прорывах вперед Ландо Норриса с 15-го места и Льюиса Хэмилтона с 19-го. Пилоту «МакЛарен» обгоны соперников удавались получше, чем его соотечественнику. Но у них и цели были разные: Норрису нужно было попытаться догнать и в лучшем случае опередить на финише действующего чемпиона, а Хэмилтону после его старта с пит-лейна просто попасть в первую десятку пилотов, за которую начисляются очки, было бы выполнением плана гонки.
Шарль Леклер в паддоке всегда востребован.
Ошибка лидера и зрелость новичка
Когда на трассе после стартовых баталий пелотон растягивается стремительно ползущей змейкой и нет явного доминирования в скорости над соперниками, то в ход идут тактические приемы, разрабатываемые для своих подопечных командными мостиками. Самыми популярными из них являются undercut и overcut. Первый на гоночном языке называют «подрезка». Она предполагает ранний пит-стоп, чтобы использовать новый комплект шин для опережения соперника. Во втором случае гонщик остается дольше на трассе на изношенных шинах, если ему удается сохранять относительно высокий темп, чтобы затем уже на новых шинах было больше возможности для атаки, учитывая преимущество в скорости.
Здесь очень важно угадать момент проведения пит-стопа. И если ваш соперник поехал первым в боксы к механикам за новыми шинами, то нужно либо сразу же отвечать ему подобным маневром, зазывая своего пилота на пит-стоп, либо уже идти на overcut. Промедление в принятии решения может стоить проигранной позиции и в конечном итоге даже проигранной гонки, если речь идет о жесткой борьбе между почти равными соперниками. Половинчатое решение, как правило, не приводит к успеху.
При выполнении данных приемов команды зачастую устраивают спектакль с участием своих механиков. Например, чтобы спровоцировать соперников на ранний пит-стоп, механики одной команды выбегают на пит-лейн с шинами, якобы готовясь принять своего пилота для обслуживания. Соперники, чтобы не пропустить свой ответный маневр, также зовут своего гонщика на пит-стоп. Обычно инициаторы спектакля — это те, чей пилот идет позади. И если соперник клюнет на эту приманку и позовет своего пилота на пит-лейн, то «артисты» вполне могут унести свои шины обратно в боксы и позволить своему подопечному проехать еще несколько кругов на старом комплекте.
А вот поддавшийся на провокацию соперник в результате проведет свой пит-стоп раньше запланированного, то есть будут заменены еще хорошие шины. Тем самым ухудшатся условия для следующего комплекта шин.
В Баку первыми позвали на пит-стоп в боксы «МакЛарен» Оскара Пиастри. Австралиец ехал не очень далеко от лидировавшего Шарля Леклера, и британцы рассчитывали попытаться провести «подрезку», чтобы вывести своего гонщика вперед «Феррари». В скудерии ответили своим пит-стопом буквально на следующем круге. Шарль вернулся на трассу впереди Оскара. Маневр у британской «конюшни» не удался. Леклер спокойно продолжил лидировать, поглядывая в зеркала заднего вида, чтобы не пропустить попытку обгона со стороны соперника.
Наилучшим местом обгона в Баку является первый поворот, которым заканчивается длинная 2,1-километровая прямая вдоль набережной Каспийского моря. Обычно гонщики пристраиваются в хвост впереди идущему сопернику, пользуясь «слип-стримом» (воздушный мешок. — Прим. авт.), а затем при помощи системы подвижного крыла DRS, дающей дополнительную прибавку в скорости, выезжают для обгона в самый последний момент, выбрав или внешний, или внутренний радиус. Чтобы защитить свою позицию, лидирующему пилоту важно угадать, с какой именно стороны будет его обгонять соперник, чтобы сместиться туда и перекрыть траекторию для обгона. Дважды смещаться запрещено в целях безопасности. Поэтому на практике преследующий пилот сначала показывает себя, например в зеркалах слева, а затем начинает обгон справа.
В свое время здесь произошла авария между Риккиардо и Ферстаппеном, когда Макс, лидируя в тот момент, сначала сместился на торможении вправо, а затем сместился влево и спровоцировал столкновение. Оба пилота «Ред Булл» сошли с дистанции. Инцидент вызвал бурю обсуждений. И хотя стюарды никого не признали виновным, руководство команды приняло сторону юной голландской звезды, обвинив австралийского пилота в аварии. Именно тот случай вынудил впоследствии Даниеля Риккиардо принять кардинальное решение и сменить гоночный коллектив.
C разной степенью успеха обгоны в первом повороте бакинского автодрома совершаются регулярно. И когда спустя три круга после пит-стопа Оскар Пиастри решился атаковать здесь Шарля Леклера, то в этом не было ничего удивительного. Но эта атака в исполнении австралийского новичка вполне заслуживает места в архивах пилотского мастерства «Формулы-1». В начале длинной прямой пилот «МакЛарен» отставал от лидера «Феррари» на 0,8 сек. Обычно даже с помощью DRS этого недостаточно, чтобы провести успешную атаку, учитывая, что скорость болидов вполне сопоставима. К тому же непосредственно на самой прямой Пиастри не приближался настолько, чтобы можно было заподозрить его в намерении провести обгон на этом круге. Скорее Шарль полагал, что это будет лишь подготовка к обгону на следующем круге.
Однако Оскар применил необычный прием: он заранее занял внутреннюю траекторию, даже не пользуясь «слип-стримом», чем еще больше усыпил бдительность соперника. А затем применил маневр «позднего торможения», нажав на педаль тормоза гораздо позже, чем Леклер. В результате он стремительно сократил разделявшую его с соперником дистанцию и объехал не ожидавшего такой дерзости пилота «Феррари».
Самым сложным было затем на повышенной скорости суметь вписаться в первый 90-градусный поворот, тем более что траектория его «МакЛарен» была по невыгодному для такой скорости внутреннему радиусу. Но Пиастри удалось ювелирно точно завершить свой маневр, даже не блокируя колес, проехав в считаных сантиметрах от защитного барьера.
Так выглядят шины после финиша на машине победителя гонки.
Когда я несколько лет назад был в Баку на гонке, то именно это место привлекало мое внимание для съемки. Адреналин зашкаливает. Болиды проносятся буквально впритирку со стеной, за которой стоят отчаянные фотографы, пытаясь сделать снимок через отверстие в проволочном ограждении. По правде говоря, это на грани безумия, ведь в случае столкновения обойтись без травм фотографу вряд ли удастся. Но это место как магнитом притягивает нас, когда начинается гонка. Благо, что пока там еще ничего страшного не произошло, а память упорно сохраняет те эмоции, которые испытываешь в те мгновения.
Пропустив не по своей воле вперед соперника, Шарль Леклер попытался провести сразу же ответную атаку, но, к удивлению многих, Оскар защищался уверенно и практически без ошибок. А поскольку преимущество болидов «Феррари» над «МакЛарен» было не настолько значимым, а точнее, темп машин был фактически одинаковым, то выполнить обгон машины своего обидчика Леклеру так и не удалось. 60 % всей дистанции вплоть до самого финиша Оскар Пиастри оставался в лидерах, умело демонстрируя скоростные характеристики своего болида и свое не по годам высокое мастерство. В результате — заслуженная победа австралийца.
Уже после гонки Шарль Леклер честно признался, что в тот момент обгона допустил ошибку, не пытаясь защищаться, поскольку не ожидал столь дерзкого маневра Оскара. А затем у его «Феррари» уже не было возможности даже приблизиться к «МакЛарен» лидера на расстояние атаки.
Пока дерутся ветераны — побеждают новички
Говоря об успехе Пиастри, нельзя не отметить тот факт, что впервые в истории автодрома в Баку команда «МакЛарен» стартовала, имея хотя бы одного гонщика в первой шестерке. Тем ценнее успех Оскара Пиастри. И, учитывая, что свою первую победу австралиец одержал не без помощи командного приказа и согласия Ландо Норриса отдать свою лидирующую позицию напарнику, эта победа приобретает еще большую ценность.
Оскар Пиастри, возможно, будущий австралийский чемпион «Формулы-1»
Во второй половине дистанции Джордж Рассел сумел-таки провести обгон Макса Ферстаппена, восстановив утраченную на первом круге справедливость. Голландский чемпион не очень-то и противился этому, темп его машины явно не сочетался с амбициями лидера «Ред Булл». Но, обойдя лидера чемпионата, пилот «Мерседес» не претендовал на большее. Во главе пелотона шла борьба за места на подиуме между обоими пилотами «Феррари» и Серхио Пересом. Мексиканец, окрыленный успехом выигранной у напарника квалификации, а затем еще и отвоеванной на старте позиции у Карлоса Сайнса, уверенно сокращал расстояние до Шарля Леклера. И за два круга до финиша пилот «Ред Булл» решился на активные действия, попытавшись обойти гонщика итальянской скудерии в первом повороте по наружной стороне.
На какой-то момент ему даже удалось выйти перед машиной Леклера, но монегаск воспользовался преимуществом своей траектории по внутреннему радиусу и сумел более качественно пройти это каверзное место первого поворота. Серхио же из-за более высокой скорости заехал чуть шире, чем ему того хотелось. И в эти мгновения решил «вытащить уголек из чужого костреца» Карлос Сайнс. Испанец сумел за счет позднего торможения занять траекторию между двумя соперниками, и ко второму повороту гонщик «Феррари» уже был уверенно впереди пилота «Ред Булл».
Разозленный Серхио тут же ринулся в атаку, почти поравнявшись с испанцем на выходе из второго поворота. Обе машины стали параллельно разгоняться к следующему повороту, чтобы успеть занять там лучшую траекторию. «Феррари» была на полкорпуса впереди, что позволило Сайнсу принять слегка влево, чтобы отдалиться от бетонной стены ограждения. А вот Серхио почему-то не стал ничего предпринимать, оставаясь в опасной близости от соперника. И в этот момент заднее колесо «Феррари» зацепилось за переднее колесо «Ред Булл». Обе машины, потеряв управление, на всей скорости ударились в левый барьер, похоронив мечты обоих дуэлянтов подняться на подиум в этой гонке.
Карлос Сайнс приветствует зрителей со стартовой прямой во время парада.
Приняв во внимание все детали случившегося, а также объяснения пилотов, обвинявших друг друга в этой аварии, стюарды приняли решение, что инцидент был гоночным. То есть наказывать никогда не стали.
Объявленный режим виртуальной машины безопасности продлился несколько минут, в течение которых пелотон пересек финишную черту. Благодаря этому обстоятельству на подиум неожиданно смог подняться Джордж Рассел, который и мечтать уже не мог о процедуре распития шампанского на награждении. Подиум оказался и без чемпионов, и без команды «Ред Булл». Редкое, скажем, явление, но в последнее время оно все чаще радует зрителей, уставших от однообразности доминирования одной команды.
Джордж Рассел неожиданно для всех был третьим на финише.
Дуэль претендентов
По правде говоря, последние 15 кругов все следили больше не за тем, как Шарль Леклер пытался сломать свою негативную традицию, которая продолжается уже четыре сезона. Напомню, пилот «Феррари» уже четвертый раз подряд в Баку стартовал с поула, но ни разу при этом не смог победить. Все внимание зрителей и журналистов было приковано к другой дуэли. Когда Ландо Норрис совершил наконец-то свой единственный пит-стоп и получил в свое распоряжение быстрые и мягкие шины, ему оставалось более 15 секунд до Макса Ферстаппена. Но Ландо ехал очень быстро, отыгрывая у голландца почти по полторы секунды на круге. Догонит, не догонит — гадали все. И потом надо ведь еще было и обогнать действующего чемпиона.
Шарль Леклер в четвертый раз не может победить в Баку с поула.
Шарль Леклер объясняет журналистам свою ошибку в защите позиции от Пиастри.
И Норрису это удалось. Когда потом пересматриваешь события гонки в видеозаписи, понимаешь, насколько это было на грани удачи и шанса. Ведь, по сути, этот обгон был совершен менее чем за минуту до того, как случилась авария Переса и Сайнса. Не успей Ландо обогнать Макса, то он бы и финишировал под желтыми флагами в режиме виртуального сэйфти-кара на 4-м месте. И значит, разрыв между главными претендентами на чемпионскую корону еще больше бы увеличился. Но Норрису удалось сделать задуманное. И, несмотря на старт с 15-й позиции, он сумел-таки догнать Ферстаппена и даже обойти его, финишировав четвертым.
Пытаясь хоть как-то сократить количество отыгранных Ландо очков, Макс поехал к своим механикам на пит-стоп за новыми шинами, чтобы показать время лучшего круга. Увы, желтые флаги после аварии помешали голландцу это сделать. В итоге отставание от лидера Норрис сократил на три очка, и теперь оно составляет 59 очков за семь этапов до конца сезона. Откровенно говоря, это очень много, но гонки и автоспорт — это нечто такое, что предсказать в точности сложно. Пока еще есть надежда, что Ферстаппену могут и помешать заработать четвертый чемпионский титул в этом году.
Утраченные иллюзии Серхио Переса
Больше всего обидно за Серхио. Казалось бы, ну пусть ты не попадешь на подиум, попробуй обогнать Карлоса на следующем круге все в том же первом повороте. Ведь машина это позволяла сделать. Но случилось так, как случилось. Вместо «реинкарнации» и похвалы со стороны руководства Перес еще больше загнал себя в депрессию. Есть от чего расстроиться. Казалось бы, пока у Макса не хочет ехать его машина, пользуйся моментом, набирай очки и восстанавливай свое реноме.
Серхио Перес должен был финишировать на подиуме.
Баку так и не ответил нам на вопрос, что же случилось с «Ред Булл» после летних каникул? И смогут ли они вернуться в лидирующую группу на оставшихся гонках? После победы на Гран-при Азербайджана Оскара Пиастри и четвертого места Ландо Норриса команда «МакЛарен» вышла вперед в Кубке конструкторов. В ближайшее воскресенье состоится гонка в Сингапуре, где австрийская «конюшня» традиционно выступает не в лучшей форме. И лишь через месяц будет Гран-при США в Остине. Именно к нему «Ред Булл» готовит свои обновления, пока проигрывая «гонку вооружений» с соперниками.
Из-за «схода» Серхио и Карлоса в шестерку сильнейших на финише неожиданно попал и Фернандо Алонсо. Он сумел на своем «Астон Мартин» практически всю гонку проехать в гордом одиночестве и без борьбы. Вслед за ним финишную черту пересекли оба пилота «Уильямс». Александр Элбон опередил своего напарника и дебютанта Франко Колапинто. Но аргентинец смотрелся в гонке настолько успешно, что уже в понедельник утром появилась информация от источников, близких к «Заубер», что Франко всерьез рассматривают в качестве кандидата в швейцарскую «конюшню» на следующий сезон. Напомним, что совсем скоро это будет уже заводская команда «Ауди».
Льюису Хэмилтону удалось по ходу гонки повоевать с молодежью в лице Колапинто и Бермана. Британский чемпион отметил их высокое мастерство, несмотря на практически отсутствие опыта гонок в «Формуле-1». Со своей стороны дебютанты похвалили Льюиса за его аккуратность, всякий раз когда они пытались совершать обгоны ветерана. К финишу Хэмилтону удалось все же объехать пару пилотов «Хаас», заняв 9-е место после своего старта с пит-лейна из-за внеплановой замены двигателя. А из пилотов американской команды очки заработал лишь Оливер Берман, сумевший в своей первой (и, возможно, единственной в этом году) за эту команду гонке опередить более опытного Нико Хюлькенберга.
Из архива автора. 2018 год. Льюис Хэмилтон на первом повороте в Баку.