Неожиданный результат спасения – в Казахстане решают, что делать с сайгаками

То, что природу нужно защищать, кажется, очевидно всем. За то недолгое время, которое человеческая популяция живет на нашей планете, мы умудрились испортить жизнь многим живым существам. А некоторых и окончательно уничтожить. По оценкам отдельных специалистов 99,9 процентов всех видов, когда-либо существовавших на Земле, уже исчезли. Конечно, не все 99 процентов на совести людей, тут и эволюция, и сама планета постаралась и все же, наш вклад в эти проценты очень существенный.

фото gov.kz

Восстановить исчезнувшие виды уже вряд ли получится, но мы можем хотя бы не усугублять ситуацию и помочь тем, кто еще не пополнил печальную статистику, но уверенно движется в ее сторону. Например, еще совсем недавно под угрозой полного уничтожения находилась популяция краснокнижных сайгаков в Казахстане. И тут уж вина в надвигавшейся катастрофе целиком и полностью лежала на браконьерах. На тех, кто ради развлечения и наживы устраивал незаконную охоту на беззащитных животных, отстреливая десятки и сотни особей из мощных автомобилей и с вертолетов.

Но сайгакам повезло, в их судьбу вмешалось Министерства экологии и природных ресурсов Казахстана и международные организации, в том числе Программа развития ООН (ПРООН). И сайгаки заботу не только оценили, но даже отблагодарили своих защитников. Но обо всем по порядку.

Браконьеры едва не уничтожили популяцию полностью

Сайгака можно без преувеличения называть одним из брендов Казахстана - 98 процентов всей их популяции обитает именно на территории этой центральноазиатской республики. И сейчас за судьбу этих необычных парнокопытных животных в Казахстане можно не опасаться. Но так было не всегда.

Еще совсем недавно в степях Казахстана оставалась всего 21 тысяча сайгаков и их количество продолжало уменьшаться. Одной из причин резкого снижения численности этого вида животных стало браконьерство. Сайгаков, особенно самцов-рогачей, безжалостно убивали ради получения их рогов, которые пользуются повышенным спросом в соседнем с Казахстаном Китае, где из них делают лекарственные препараты.

Охотники за ценными рогами не останавливались даже перед нападением на инспекторов природоохраны. Так в январе 2018 года в Карагандинской области (центральный Казахстан) произошло вооруженное нападение на двух охотинспекторов. Один из них, защищая сайгаков, получил множественные огнестрельные ранения, от которых и скончался в больнице. А браконьеры, как установило следствие, бросив раненых инспекторов на морозе, продолжили охоту. Это случай всколыхнул Казахстан – люди требовали не только защитить охотинспекторов, но и обратить внимание на проблему браконьерства, которое фактически уничтожило популяцию сайгаков.

В результате в стране было серьезно ужесточено наказание за нападение на инспекторов природоохраны и полностью запрещен отстрел сайгаков. Сегодня для наблюдения на охраняемых территориях используются дроны и малая авиация, что позволяет вести круглосуточное наблюдение за обстановкой, а в случае ЧП оперативно реагировать на происходящее.

Такие меры дали свои результаты. «Спасение сайгака в наших степях многие ученые международного уровня называют «казахстанским чудом», так как, по их мнению, нигде в мире такого прецедента нет, чтобы спасли степных антилоп, которые находились на грани исчезновения. Их оставалось считанное количество», – заявил в интервью представитель Министерства экологии и природных ресурсов Казахстана Андрей Ким.

Благодарные сайгаки начали усиленно размножаться

В конце 2023 года Международный союз охраны природы объявил о том, что краснокнижного сайгака уже можно перевести из категории «Находящийся на грани исчезновения» в категорию «Находящийся в состоянии, близком к угрожаемому». За 20 лет удалось добиться не только сохранения сайгаков, но и восстановления популяции. В 2003 году в степях Казахстана насчитывалось не более 21 тысячи особей, а в 2023-м уже почти 1,9 миллиона. В 2024 году численность сайгаков может составить уже 2,6 миллиона особей, а к весне 2025-го – до 3,6 миллионов.

Прогнозируемые показатели в три раза выше исторической численности в 1,2 миллиона особей, которые проживали на территории Казахстана в советский период. И, казалось бы, остается только жить да радоваться, глядя на стада сайгаков, которые сейчас чувствуют себя вполне вольготно в казахских степях. Если бы не одно но – сайгаков, судя по всему, уже слишком много - ощутив защиту и поддержку, они отблагодарили людей ударным и успешным размножением, которое уже тоже становится проблемой.  

Теперь местные фермеры жалуются, что расплодившиеся сайгаки вытаптывают пастбища и сенокосы, вредят посевам и, в поисках воды, слишком близко подходят к жилым домам. Люди требуют принять меры и услышать теперь уже не о проблемах сайгаков, а о проблемах, которые создает их количество.  

Изначально было принято вполне очевидное решение – разрешить отстрел по квотам. Процесс должен был стать контролируемым и щадящим. Но специалисты по охране природы высказали опасения, что с таким подходом сайгаки могут вновь оказаться на грани исчезновения. Ученые-экологи также заявляют, что торопиться в этом вопросе не стоит. Как бы не навредить.

Не навредить и сохранить

«Государство в свое время потратило огромные ресурсы для восстановления численности сайгаков. Важно разобраться, это сайгаки отняли пастбища и водопой у скота или наоборот? Потому что сайгак появился там раньше. Разговоры о том, чтобы отстреливать отдельные популяции, раз, якобы, они достигли определенной численности – это палка о двух концах, потому что если использовать одну популяцию, то другие становятся незащищенными, возрастает фактор браконьерства. Поэтому к этому вопросу нужно подходить взвешенно», – считает заведующий лабораторией териологии (изучающих млекопитающих) Института зоологии министерства науки и высшего образования Казахстана Алексей Грачев.

Сайгаки участвуют в пищевой цепочке, вместе с волками и хищными птицами и вносят в почву свой биоматериал, который делает ее более плодородной. Также своими копытами они рыхлят почву, обеспечивая поступления в нее влаги и питательных веществ.

Поэтому в Казахстане подходят к решению новой проблемы очень аккуратно. Слишком долго и дорогой ценой досталось повышение поголовья сайгаков, чтобы разрушить все достигнутое необдуманно принятым решением.

Специалисты считают, что необходимо провести анализ целевого назначения земель в пределах исторического ареала обитания сайгаков и оценить обеспеченность антилоп природными водопоями. Если водопоев не хватает – рассмотреть возможность создания искусственных водоемов там, где это возможно. Также необходимо определить кормоемкость пастбищ и оптимальную численность сайгака, который сможет прокормиться на них. И, конечно, определить степень ущерба, уже нанесенного сайгаками сельхозугодиям. К решению этих вопросов будут привлекаться заинтересованные международные организации и специалисты.

Сайгак - парнокопытное млекопитающее из подсемейства настоящих антилоп. Животное это древнее - стада сайгаков носились по планете еще во времена ледникового периода. Правда тогда предки сайгаков жили в тундростепи, но потом без особых потрясений освоили и полупустыни. Своеобразный сайгачий нос оказался вполне применимым и среди песков, а скорость до 80 км/ч, которую могут развивать сайгаки, выручает их, позволяя спасаться практически от любых хищников. Если, конечно, этот хищник не человек… Для казахов сайгаки являются священными животными - их ласково называют баловнями степей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter