Профессиональный майнер и владелец первого в стране криптомата — о том, как зарабатывают на биткоинах

Неоконченная пьеса для механического криптомата

Цифровая экономика – это наш завтрашний день. И он становится все ближе. На этой неделе Нацбанк объявил о внедрении технологии блокчейн. Еще больший импульс для развития даст готовящийся Декрет Президента, который, как ожидается, откроет существенные послабления IT-компаниям. Поговаривают, что документ даже сделает легальными криптовалюты. Но пока суд да дело, корреспонденты «Р» решили узнать, кто у нас в стране уже зарабатывает на биткоинах.

«Вот вам, ребята, играйтесь». Возможно, именно с такими мыслями создатель биткоина 10 лет назад запускал свою криптовалюту. Но теперь все и вправду похоже на большую математическую игру, которая еще и приносит деньги. Это борьба вычислений. Все происходит практически без участия человека — между собой соревнуются компьютеры разных мощностей. Хотя сходят с ума все-таки обычные люди: желая легко разбогатеть или просто из азартных побуждений... И наша страна уже включилась в эту игру. Сможем ли мы выйти из нее победителями, попытался понять корреспондент «Р».


Тут все повязаны

Еще год назад найти человека, который бы доподлинно знал, что такое биткоины, было не просто. А про тех, кто бы понимал, как это работает, и говорить нечего. Но вот у нас уже появляются первые майнеры, то есть люди, которые накапливают криптовалюты. Мало того, уже Нацбанк создал информационную сеть для банковской системы на базе технологии блокчейн. А где-то на складах пылится и первый белорусский криптомат. Конечно, до оплаты биткоинами за такси, как, например, в Эстонии, мы еще не дошли, но раз уж все потихоньку завертелось, то ждать можно чего угодно.

А чтобы быть к этому более подготовленными, давайте разберемся с тем, что за технологию начинают внедрять в нашей стране. Блокчейн позволяет создавать децентрализованные базы данных, которые идеально защищают любую зашифрованную в них информацию. Можно сравнить это с доступной для всех книгой учета записей, информацию в которой невозможно изменить. Каждая запись имеет там уникальный код и соотносится со всеми предыдущими и последующими блоками информации. То есть, все видят, как и что «записывают» в книгу другие участники сети, но исправить в записях (даже своих) ничего не могут. Применять эту технологию можно в любых сферах — хоть в производстве, хоть в финансах, хоть в правовом регулировании.

Иногда блокчейн ошибочно считают синонимом биткоина. Но технология всего лишь была использована в основе нынче популярной криптовалюты. В этом неправильном отождествлении кроется и главная проблема блокчейна — к технологии относятся с недоверием, считая финансовой пирамидой. Поэтому до недавнего времени интерес к ней был исключительно у специалистов. Обыватели, в основном, считали это чем-то сложным и ненужным. В нашей стране этот страх базируется еще и на том, что законодательно ни блокчейн, ни криптовалюты пока что никак не оформлены.

Но даже в таких условиях майнинг (добыча криптовалют) набирает популярность. По словам учредителя компании Cryptocode Александра Лозбеня, многие белорусы заинтересовались необычным способом обогащения. Именно эта фирма презентовала первый белорусский криптомат. Но оказалось, что его установить у нас сейчас невозможно. Предприниматели решили, что пока сконцентрируются на консалтинге:

— Мы сейчас консультируем людей и рассказываем, как работают криптовалюты, какие есть риски. Ведь это в первую очередь высокорисковое вложение. Те же биткоины могут показать как высокий рост, так и резкое падение. Ведь пока что капитализация криптовалют где-то около 100 миллиардов долларов. Для мировой экономики — это ничтожная сумма. При желании кто-нибудь очень богатый может легко этот рынок обрушить.

Кто хочет стать миллионером?

Хотя недавно астрофизик Мариуш Тарнопольский из Ягеллонского университета спрогнозировал курс криптовалюты на начало 2018 года. По мнению ученого, за один биткоин можно будет получить 4,5 тысячи долларов. Сейчас курс держится на отметке около 2,3 тысячи долларов. То есть, за полгода на каждом биткоине можно заработать около 2 тысяч «зеленых». Чтобы вам совсем стало не по себе, напомню, что в самом начале, в 2007 году, за 10 тысяч биткоинов можно было купить всего лишь одну пиццу. Если кто-то в тот момент немного поголодал, теперь может считать себя долларовым миллионером.

Мифический создатель криптовалюты Сатоши Накамото (до сих пор неизвестно, кто в реальности ее изобрел) имеет миллион биткоинов на своем счете, то есть примерно 2,3 миллиарда долларов. Но пока что он этими деньгами не пользуется и лишь наблюдает, как виртуальные капиталы растут у его последователей.


Майнинг сравнивают с добычей золота. Биткоины можно получить только после решения сложной задачи. Примерно каждые 10 минут в специальной программе появляется блок с информацией. В нем записаны сведения о транзакциях и код предыдущего блока, а также сам факт новой эмиссии. Чтобы получить только что выпущенные биткоины, нужно придумать определенную комбинацию цифр для кода. Именно этими расчетами занимается майнер с помощью сильных серверов и компьютеров. Сначала в награду можно было получить 50 биткоинов, сейчас — 12,5. Каждые четыре года эта сумма сокращается вдвое. Всего к 2140 году будет «выкопан» 21 млн биткоинов, после чего эмиссия прекратится. А дальше их будут продавать и перепродавать. Аналогичный принцип заложен и в сотнях других криптовалют.

Немного фантастики

Майнеры считают, что в криптовалютах не надо искать смысл. Это просто один из вариантов применения блокчейна. В будущем, по мнению учредителя компании Cryptocode, эта технология станет основой цифрового правительства и экономики. Мы, например, сможем платить налоги и сразу видеть, куда они идут.

Есть предположения, что блокчейн — это первый шаг к экономике роботов. «Умные» дома, интернет вещей, смарт-контракты — все это будет работать через блокчейн. Все будет происходить автоматически — платежи, взаимодействие между разными системами… Например, автомобиль будет сам сообщать на СТО о поломках, а страховая автоматически будет выплачивать нужную на ремонт сумму. Люди станут работать меньше и постепенно мы придем к безусловному доходу.

— Сейчас много говорят о том, что биткоинами оплачивают наркотики и оружие, что это помогает преступникам. Но нет ничего более анонимного, чем обыкновенные бумажные деньги. За них тоже покупают наркотики. Плохие не технологии, а люди. Но хороших же людей все равно больше, — никак не может объяснить страх перед криптовалютами Александр Лозбень.

А пока закона никакого нет, компания Cryptocode числится за пределами Беларуси. Криптовалюты вроде бы и не запрещены, но в то же время никто не знает, как трактовать такую деятельность. Правоохранительные органы и налоговая пока равнодушны к любителям «намайнить биткоины». А Нацбанк предупреждает о правовых рисках.

Крупный, но сомнительный шанс

Но предприниматель надеется, что очень скоро Беларусь станет просто раем для новых технологий и криптовалют в частности. Президент Александр Лукашенко несколько раз анонсировал революционные изменения в ИТ-отрасли. Уже готов проект декрета, который и должен совершить революцию. Майнеры замерли в ожидании и боятся спугнуть:

— Криптовалюты — это большой шанс для нас. Мы можем стать цифровым оффшором. Сюда будут приходить другого толка компании. Это будет настоящая цифровая экономика. И капиталы в ней крутятся огромные...

И все же стоит на минутку спуститься с небес эйфории от будущих выгод. Понятно, что останавливать прогресс и вставать на пути развития технологий глупо. Но о рисках я бы не забывал. Буквально вчера прочитал сообщение: хакер украл почти 7,5 миллиона долларов у некого стартапа CoinDash во время краудфандинговой акции. Суть в том, что компания выставила на продажу свои цифровые активы (токены), но сразу же после начала продаж хакер подменил на сайте стартапа адрес кошелька, на который перечислялись средства. На это быстро отреагировали, но даже за три минуты виртуальный ловкач украл почти 43,5 тысячи «эфира», одной из самых дорогих криптовалют. Это самая крупная кража цифровой валюты, но не первая.

Значит, криптовалюты тоже уязвимы. А когда речь идет о глобальных вещах, то и уязвимость будет глобальная. Не смогут ли хакеры тогда парализовать мировую финансовую систему? Не сможет ли один вундеркинд, играючи, все это уничтожить? И люди будут вынуждены вернуться к первобытному строю…

А кроме того, биткоины или любая другая криптовалюта дают всем абсолютно одинаковые стартовые возможности. Согласятся ли сверхдержавы на такой обмен: потерю возможности эмиссии денег и управления ею? Ведь любой, кто сегодня получит большое количество биткоинов, может стать       вровень, скажем, с Федеральной резервной службой США. Допустят ли такое?

Владислав КУЛЕЦКИЙ

kuletski@sb.by



Мани, мани, майнинг

Оказывается, в IT-отрасли программисты больше не в чести. Мы вернулись назад — в эпоху добытчиков. Правда, уже не мамонтов, а виртуальных денег. Вы, должно быть, уже слышали о майнинге — так называется деятельность нового вида бизнесменов, добывающих криптовалюту. В России, Украине, Китае и США уже есть миллионеры, разбогатевшие на промысле биткоинов. У нас пока таких людей нет, но те, кто стремится ими стать, уже есть. Люди майнят в собственных квартирах, дачах и гаражах. За последние полгода они обвалили рынок видеокарт, необходимых для майнинга. Бум на рынке спровоцировал рост цен на них и спекуляции. Некоторые компании-производители даже перестали продавать их в розницу. Только оптом! Корреспондент «Р» познакомилась с уникальным миром наших молодых предпринимателей, которые успешно впрыгнули в вагон майнинга и уже получают большие доходы.

Некоторые майнеры покупают «фермы под ключ» в Китае, где они будут установлены.
Их обслуживают специалисты, а вы всего-то получаете доход

В первый раз с Арсением встретиться не получилось: из Минска ему нужно было улететь на несколько дней. Во второй раз — его плотный график не позволил. Лишь в третий раз свершилось. Место встречи назначил он — кафе с белыми скатертями и своей парковкой в центре города, основной контингент которого — иностранцы. Опаздывая, получила по шапке: «Я вас жду. Мое время — ресурс ценный».

Мы на террасе. На столе — стакан минеральной воды, смартфон, ноутбук, остатки закуски, напиток. Это Арсений обедал, а заодно работал. Молодой человек около 30 лет, в белой рубашке, синем костюме по талии. Он закрывает ноутбук, снимает солнцезащитные очки. Хоть парень занимается криптовалютами всего пару лет, уже вместе с партнером по бизнесу создал компанию, которая строит так называемые фермы для майнинга.

— Я в бизнесе с 18 лет. Знаю многое. Вы на своей работе с зарплатой не заработаете много. Нужно постоянно инвестировать — иначе никак, — Арсений, подперев рукой подбородок, обнажил часы.

За недолгое время работы в сфере криптовалют он и компаньон привлекли в свою компанию 15 миллионов долларов для создания в нашей стране майнинговой фермы.

— Неплохо, да? — спрашивает он меня, и я на всякий случай ему киваю. — Сейчас мы занимаемся своим ICO (с англ. Initial Coin Offerings — первичное размещение монет. — Прим. авт.) — это будет наша платформа криптовалютного краудфандинга. Предоставим инвесторам площадку для приобретения криптовалюты, которая обращается в бизнесе.

Как будет выглядеть их площадка? Если говорить коротко, то так: множество грамотно расставленных с технической точки зрения компьютеров, подведение электричества, хорошая система охлаждения техники, стерильность, как в хирургической операционной, и поддержание определенного температурного режима.

В КНР сейчас сконцентрированы около 50% всех майнинг-мощностей планеты — там созданы огромные площадки

— Сейчас в мире происходит то, что случается раз в сотни лет: полностью меняется мировая финансовая система. Раньше кто имел много денег? Те, кто занимается нефтью или золотом. А теперь — те, кто занимается криптовалютами. Это рынок не богатеньких сынков, а молодых идейных людей, хорошо подкованных технически. Нас двигает стремление сделать мир свободным, децентрализованным. Те, кто сегодня не вкладывается в современные технологии, теряют благосостояние завтра. Все мои знакомые в сфере майнинга работают по 14 часов в день. И движут ими не столько деньги, сколько желание участвовать в реформах современности.

Начал Арсений майнить с другом в 2015 году, когда начался ажиотаж с криптовалютами. Первый их «майнер» — компьютерная система с видеокартами — появилась в качестве эксперимента прямо в офисе. Проработала она всего два месяца. После вкладывались по-крупному.

— Приятные ощущения — участвуешь в международной финансовой системе. При этом децентрализованной, в которой нет какого-либо главного органа, лица, который решает судьбу выпуска денег. Здесь каждый человек имеет как бы свой станок для денег, сам их выпускает, — объясняет ход своих мыслей Арсений.

Компания, в которой было всего два человека, превратилась в короткие сроки в более крупную — с 15 сотрудниками, которые майнили такие криптовалюты, как альткоин, эфириум, биткоин, Dash, построив всего-то для начала небольшую «ферму».

Сейчас у компании Арсения уже есть свои «фермы» в Китае, США и одна в нашей стране. В планах — Грузия, где самая выгодная цена на электричество — пять центов за киловатт-час.

— А сколько вы заработали на майнинге?

— Неприлично спрашивать о зарплате. Я вам никаких цифр не назову, но скажу кратко: все устраивает, — не отступает Арсений. — Поймите, рынок майнинга волнообразный. Если год назад с вложением в тысячу долларов вы могли зарабатывать на ней около 50 долларов в месяц стабильно и отбивать свои деньги, а два месяца назад с таким же вложением могли зарабатывать уже по 400 долларов в месяц. Сейчас же эта сумма снизилась опять к 50. Рынок криптовалют сильно обвалился.

Причина приливов и отливов: сеть майнинга стала такой популярной, что не выдерживает те задачи, которые на нее взвалили. Транзакции приходится ждать по часу, а это очень долго. Чтобы исправить положение, нужно изменить код, увеличить блок. В мае Арсений рванул в Нью-Йорк на конференцию, где собрались самые крупные компании майнеров, чтобы осудить изменения размера блока биткоина с 1Мб до 1,6—   2 Мб.

— Технически этот процесс сложный, и как он пройдет — гладко или нет, мы еще не знаем. Возможно, скоро увидим два биткоина — старый и новый. В сентябре посмотрим, — деловито добавляет молодой человек.

По мнению Арсения, еще 10—15 лет, и бумажных денег вообще не будет. Все валюты станут электронными.

Свои биткоины Арсений меняет на традиционные деньги редко — только когда нужны наличные. 40% он переводит в «бумагу», а 60% оставляет в биткоинах. И совершенно не боится за своего виртуального «золотого теленка»:

— Криптовалюта хранится в системе, а это значит — в вашем телефоне, ноутбуке и еще на миллионах компьютеров. И что бы ни случилось, ваши деньги не пропадут никогда. Ведь какая главная задумка в создании биткоинов? Безопасные и свободные транзакции.



Так ладно все и складно. А как мне начать зарабатывать от розетки?

— Если вам интересно заработать дополнительную копейку, скажем, 300 долларов в месяц, то можно смело начинать. Если вы поставите компьютер с одной видеокартой, то будете майнить два доллара в день. Карта стоит 300 долларов, плюс одна карта потребляет около 150 ватт в час. Получается, отобьете свои деньги через 150 дней. Вроде бы долго, но если вы считаете, что лучше купить квартиру в Каменной Горке и сдавать ее в аренду, то знайте — отбивать вложения будете 15 лет. Разве трудно поставить у себя на балконе два майнера по 6 карт и зарабатывать 25 долларов в день, 700 долларов в месяц, потратив на две установки около 6—7 тысяч долларов?

В голове начинают предательски шевелиться мысли: может, и правда стоит расчистить место на балконе и поставить компьютеры для майнинга?

— По нашей схеме все выглядит так: если человек в этом году на 50 тысяч долларов покупает ASIC-майнеры — машины, заточенные на майнинг, то к 2022 году эти вложения превратятся в 250 тысяч долларов. Вообще, ничего не мешает инвестировать. Знаю много людей, которые продали машины, квартиры, чтобы иметь стартовый капитал для вложений. Знаю многих миллионеров, но на ваш вопрос отвечу сразу: нет, сам таковым я не являюсь.

Мир, подытоживает Арсений, в целом готов к новой финансовой вехе. Уже сейчас созданы огромные вычислительные мощности. И если представить, что такие огромные компании, как Google, Amazon, eBay, вдруг начнут майнить, то их мощности составят максимум 1% от тех, что уже есть. То есть многим есть чем заняться в этой сфере.

Алина КАСЕЛЬ

alinakasel@gmail.com

Фото из архива героя

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter