Кто такие грумеры
В управлении по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома выделяют три условных категории злоумышленников. Первая – бытовые. Когда преступником является кто-то из близкого окружения: родственник, сосед, знакомый. Вторая – уличные. Те самые «чужие дяди», которые приманивают детей конфетами, игрушками и т.п. И одни, и другие – давний контингент. Чего не сказать о третьей, самой массовой на сегодня категории.Груминг – порождение развития интернет-коммуникаций, стерших границы и расстояния. Это существенно разнообразило характер и способы совершения преступлений. Если раньше педофилы проявлялись исключительно в реале, то ныне преступник может находиться за сотни километров от жертвы, подыскивая ее в соцсетях и мессенджерах. То есть там, где подростки фактически живут, не выпуская из рук телефонов и планшетов. Впрочем, даже их отсутствие не гарантирует безопасности.
– Были случаи, когда жертвами становились дети, вообще не имевшие гаджетов, – рассказывает заместитель начальника УНиПТЛ областного УВД Денис Глебцов. – Но при этом они брали мобильные устройства у других ребят и заводили аккаунты, с которых вели переписку.
Зачастую преступник выдает себя за сверстника ребенка. Войдя в доверие, выпрашивает интимные фото и видео. Затем идет шантаж и требование встреч в реале. Запуганный ребенок подчиняется, порой не понимая, что происходит. Присутствует и корыстный мотив. Торговля детской порнографией – криминальный бизнес, в котором вращаются большие деньги.
Извращенцы плетут сети
В одном из райцентров Гомельской области педофил выбрал жертву по профилю в соцсети. Оттуда узнал, что девочка занимается в модельной студии, мечтает о подиуме. После чего начал переписку, выдавая себя за фотографа модельного агентства. Для убедительности создал аккаунт с портфолио работ.Обещая помочь сделать карьеру, злоумышленник стал просить фото все более интимного характера. Сначала в одежде, затем без нее. Мотивируя это тем, что в фешен-индустрии стеснению нет места. Через службу доставки присылал кое-что из одежды, фен, плойку для волос и прочую мелочь. Якобы это призы, которые выигрывает будущая модель в неких конкурсах.
Переписка длилась около полугода. После чего лжефотограф перестал выходить на связь. А перед этим распространил откровенные снимки, в том числе разослав их одноклассникам девочки. О преступлении стало известно милиции, возбуждено уголовное дело.
Но самый шокирующий пример связан с участием в преступлении матери жертвы. Разведенная жительница Гомеля вступила в отношения с женатым мужчиной, отцом двоих детей, работающим инженером на предприятии. Вскоре тот стал проявлять интерес к пятилетней дочери любовницы. Она же, по его просьбе, фотографировала ребенка голышом и отправляла снимки. Иногда за деньги, иногда даром. О происходящем в милиции узнали случайно. В ходе проверки была вскрыта переписка, в которой обсуждался мерзкий сценарий. Извращенец планировал разыграть для девочки визит к врачу, используя в качестве реквизита белый халат и снимая забавы на видео.
Так было всегда?
За пять месяцев в нашей стране зарегистрировано 803 преступления по линии противодействия торговле людьми. За такой же период прошлого года их было 692. В Гомельской области выявлено 171 преступление. Среди потерпевших – 107 несовершеннолетних.Сообщения об очередном педофиле приходят едва ли не ежедневно. Значит ли это, что таких преступлений стало больше? Или же такой эффект создает глобализация информационного пространства?
– Такие преступления, конечно же, были всегда, – констатирует начальник управления Андрей Насытко. – Прежде они действительно гораздо меньше освещались в СМИ. И если бытовая и уличная педофилия остались примерно на том же уровне, то груминг стал новым вызовом, противодействие которому требует значительных сил и ресурсов.
При изучении личностей преступников отмечено, что часть из них в детстве сами подвергались насилию. Однако вместо того, чтобы обратиться за помощью к специалистам психиатрического профиля, они предпочли поддаться низменным инстинктам и начать поиск жертв.
Руки прочь
Недавно МВД провело комплекс специальных и профилактических мероприятий. В том числе с участием лиц, уже судимых за преступления на сексуальной почве против несовершеннолетних. Кстати, за них обычно назначают длительные сроки, а амнистии и условно-досрочное освобождение не применяются. И это довольно действенная профилактика рецидива.Налажено взаимодействие милиции с учреждениями образования и здравоохранения. Стоит отметить, нередко именно оттуда поступает информация о возможных жертвах. Занимается проблемой и Белорусское общество Красного Креста, обеспечивая правовую помощь и психологическую реабилитацию. Но главная цель едина для всех – уберечь детей от преступных посягательств.
– Сделать это одними запретами невозможно, – уверен заместитель начальника УВД Гомельского облисполкома Андрей Говорако. – Задача родителей – не терять доверительного контакта, уделять внимание, несмотря на занятость, усталость и поток проблем. И, конечно же, знать, с кем и о чем общается ребенок. Это поможет минимизировать риски. А при наличии опасений сразу же обращаться в милицию. Ни один сигнал не останется без внимания.
В ТЕМУ
Недавно комплекс мер по защите детей от сексуального насилия и эксплуатации озвучила Генеральная прокуратура. В частности, утвержден механизм реабилитации жертв сексуального насилия. Подготовлены изменения в Уголовном кодексе: наряду с наказанием за преступление по приговору суда предусматривается принудительное лечение лиц, страдающих педофилией, усиление контроля за ранее судимыми лицами, в том числе с использованием электронных браслетов, и другие.
Недавно комплекс мер по защите детей от сексуального насилия и эксплуатации озвучила Генеральная прокуратура. В частности, утвержден механизм реабилитации жертв сексуального насилия. Подготовлены изменения в Уголовном кодексе: наряду с наказанием за преступление по приговору суда предусматривается принудительное лечение лиц, страдающих педофилией, усиление контроля за ранее судимыми лицами, в том числе с использованием электронных браслетов, и другие.
prolesk@sb.by
Фото УВД Гомельского облисполкома