В эти дни многие торговые объекты, большие и маленькие, объявили о грандиозных скидках. Традиция так называемой «черной пятницы» — периода больших зимних распродаж — пришла к нам с Запада в 2014 году. Смысл в том, что магазины, чтобы привлечь больше покупателей, анонсируют очень выгодные условия покупок. Кто-то завлекает скидками в 20—30 процентов, а кто-то обещает и все 70 на определенный ассортимент. Корреспонденты «СГ» разбирались, всегда ли такая шопинг-лихорадка стоит того?
Регионам «черная пятница» не в новинку, но проводится далеко не везде. Объяснить очаговое возникновение маркетинговой акции довольно просто: продавцы смотрят на емкость рынка и покупательную способность потенциальных потребителей. Предприниматели в Житковичском районе, к примеру, и хотели бы провести что-то подобное, но и так на товары, которые они предлагают, установлены минимальные торговые наценки. Это позволяет, скажем, скинуть 5—10 процентов от стоимости товара. Если сделать скидки выше, дело окажется нерентабельным. Да и аудитория потенциальных покупателей сильно ограничена: в районе проживает всего 36 тысяч человек.
На Мозырщине, где население в три с половиной раза больше, совсем иная история. Город побогаче, значит, деньги у людей есть. «Черная пятница» здесь заявлена сразу в двух торговых центрах, в третьем, начиная с этой недели, такая акция будет проходить каждую пятницу. Предприниматели свою доходность подсчитали вместе с маркетологами ТЦ, каждый определил оптимальный для себя размер скидки, который готов предоставить потребителю. Общей формулы здесь нет, каждый продавец стимулирует свои продажи, как ему угодно. Будь это, как говорят в народе, «замануха» с солидными дисконтами или скромные 5—10 процентов на товар.
Кстати, Белкоопсоюз, чьи магазины в глубинке конкурируют с частной, а теперь уже и сетевой торговлей, постоянно проводят акции на снижение цен. В автоматизированных объектах действует программа лояльности, которая предоставляет скидку до 5 процентов. Сегодня и завтра на все непродовольственные товары она будет от 10 процентов и выше. С 30 ноября в магазинах потребкооперации, где продается эта же группа товаров, будут определены дни, когда пройдет «Ночь подарков» с минус 10 процентами на весь реализуемый товар. В последнюю неделю 2018-го состоится распродажа товаров новогоднего ассортимента со скидкой 15 процентов.
Ювелирные магазины говорят о скидках чуть ли не в 90 процентов. Они торгуют предметами роскоши, поэтому им проще всего давать дисконт, ведь изначально наценка на товар очень серьезная. Избитый маркетинговый ход: продавец взвинчивает цену, а потом объявляет о скидке. В итоге хорошо, если покупаешь его по адекватной цене.
Различные ухищрения со скидками зародились за рубежом уже давно. Бывший заместитель министра внешней торговли СССР Николай Смеляков в книге «Деловая Америка», вышедшей более полувека назад, писал: «Иногда на этикетке указывается несколько цен. Старая, допустим, 120 долларов, крестообразно зачеркивается, так, чтобы она была хорошо видна, и пишется новая — 105 долларов. Но и эта цена зачеркивается и ставится новейшая цена, например, 70 долларов. Покупатель не может оторвать глаз от этих цифр и идет в магазин. Но стоит только зайти в другой магазин (он, конечно, расположен не по соседству), где можно увидеть, что на тот же товар выставлена цена 59 долларов 98 центов, но и она содержит в себе прибыль».
В наших крупных универмагах даже при честных скидках иной раз покупатель может выиграть, а иногда проиграть. Знакомый рассказал случай из своей практики. Пришел в магазин, чтобы подобрать деловой повседневный костюм. Выбрал подходящий стоимостью 200 рублей. А продавец говорит: лучше зайдите завтра, будет общая скидка 25 процентов на все непродовольственные товары. Действительно, на следующий день купил тот же костюм за 150 рублей.
Другой случай связан с тем же универмагом. Человек решил купить холодильник. Специально пошел в день скидок. Нашел нужную модель и цену с дисконтом, но с покупкой повременил. Дома включил компьютер и посмотрел стоимость такого же холодильника в интернет-магазинах. Выходило дешевле, чем в универмаге со скидкой. Естественно, взял то, что предлагалось в сети.
В этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Универмаг вынужден продавать дороже по объективным обстоятельствам: амортизация помещений, отопление, освещение, техперсонал и т.д. У интернет-магазина этих затрат нет, он в более выгодном положении даже без скидок.
ТОЛЬКО ЦИФРЫuskova@sb.by
89 процентов опрошенных белорусов знают, что такое «черная пятница», а 39 процентов из них планируют присоединиться к маркетинговой акции. Почти 22 процента среди тех, кто будет участвовать в распродажах, отправятся в торговые центры, 14 — планируют выбрать товары в интернет-магазинах.
Предполагается, что в 2018 году среднестатистический житель Беларуси потратит во время «черной пятницы» 301 рубль. Основной перечень покупок — одежда, электроника, обувь.