Позорный провал очередной попытки устроить переворот в Беларуси и устранить действующую власть привел к тому, что на Западе завели старую санкционную пластинку. Особо стараются отличиться на ниве информационной и дипломатической войны наши соседи — Польша, Литва, Украина. У самих проблем невпроворот, а все туда же — норовят нас учить жизни, лезут в наш дом со своим уставом и требуют от коллег в Брюсселе новых санкций против Беларуси. Такая позиция способна перечеркнуть многое из того, что было достигнуто в диалоге Беларуси и ЕС за последние годы. Зачем Запад раскручивает санкционный маховик и чем может ответить наша страна? Об этом в ходе круглого стола в редакции газеты «СБ. Беларусь сегодня» рассуждают председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Андрей Савиных, профессор Белгосуниверситета, экономист Михаил Ковалев и политический аналитик Вадим Боровик.
Под чужую дудку
— Санкции давно превратились в инструмент геополитического давления на страны, которые позволяют себе самостоятельность в выборе пути развития. Насколько он эффективен сегодня?
В. Боровик: Любые санкции носят деструктивный и разрушительный характер. Причем не только для стран, в отношении которых они вводятся, но и для тех, кто их применяет, потому что они подрывают доверие в международных отношениях. В свое время Беларусь под гарантии мирового сообщества, крупных игроков вывела со своей территории ядерное оружие. Нам обещали тогда, что на нас не будет оказываться политическое и экономическое давление. Как видим, договоры на международной арене нынче ничего не значат.
А. Савиных: В принципе, уже сам факт, что доминирующим политическим силам приходится прибегать к такому примитивному средству давления, как санкции, говорит о серьезном кризисе, в котором находятся эти государства (как правило, это доминирующие государства мира). У них нет ни разумных, ни рациональных предложений или аргументов, в результате они вынуждены прибегать к силовым методам — давлению, шантажу, ультиматумам и прочему. Безусловно, это провальная политика в современных условиях. Рациональная реакция на санкции со стороны Беларуси — это консолидация внутри страны, укрепление контактов с нашими зарубежными партнерами. Объяснение здесь простое.
Той всеобъемлющей и абсолютной гегемонии Запада, которая существовала 20—30 лет назад, сегодня нет и в помине. Коллективный Запад стремительно теряет свое влияние. Это, с одной стороны, заставляет их быть агрессивными, но с другой — санкционный механизм трещит по швам и не дает нужного эффекта. Поэтому укрепление контактов с партнерами, со всеми странами, которые отваживаются проводить независимую внешнюю политику, очень важно для нас.
М. Ковалев: Экономические санкции, применяемые в знак несогласия с политикой того или иного государства, на мой взгляд, контрпродуктивны, потому что властям вреда они практически не наносят, но наносят экономический урон населению. В ответ на санкции могут последовать и контрсанкции. Приведу пример. Говорят: отключите Беларусь от межбанковской системы организации расчетов SWIFT. Но это в первую очередь отразится на валютных вкладах населения, которые хранятся в зарубежных банках. Если такого рода санкции будут применены, это даст основание белорусским банкам отложить возврат вкладов населению. Самим же банкам, равно как и их владельцам, крупным бизнесменам, эти меры никакого особенного ущерба не нанесут. Они просто мгновенно заведут дублирующие счета в российских банках. Такое мы уже проходили, когда несколько раз применялись санкции против Трастбанка. Он и сегодня пусть под другим названием, но продолжает функционировать. Хотя уж строже ограничений, чем примененных к нему — а речь о санкциях минфина США, — вообще быть не может.
— Почему наши ближайшие соседи так активничают против Беларуси? Они идут в фарватере политики Брюсселя и Вашингтона или преследуют некие свои цели и интересы?
А. Савиных: Активность Польши и Литвы в отношении Беларуси продиктована прежде всего их национальными интересами, которые они понимают очень эгоистически.
Варшава и Вильнюс пытаются навязать Беларуси внешнее управление, чтобы получить в свое распоряжение ресурсы государственного сектора нашей страны, что поможет им легче пережить сложный период экономической стагнации, с которой мир уже столкнулся в этом году и которую всем нам еще предстоит пережить в ближайшие три-четыре года. Польша решилась на такие, будем прямо говорить, хищнические действия с подачи США.
Для мирового гегемона региональный проект Польши (новая Речь Посполитая от моря до моря), который бы контролировал через Польшу Литву, Беларусь и Украину, может быть использован для торможения России. Но с тем же успехом его можно повернуть и против континентальной Европы или континентального ЕС (так видится уместным назвать Евросоюз после выхода из него Великобритании). Полагаю, что логика американских действий находится как раз в этой парадигме. И эта тема требует самого серьезного исследования.
В. Боровик: Когда санкции вводят отдельные, менее влиятельные страны, надо понимать, что большинство из них подпевают под чужую дудку. Но есть конкретные выгодоприобретатели. Кто-то борется за рынки, стремится получить дешевую рабочую силу, кому-то хочется устранить конкурентов, получить контроль над собственностью, а в перспективе, быть может, включить в состав своего государства часть территории другой страны.
Ведь в Беларуси самые лакомые куски находятся под контролем государства. Это позволяет зарабатывать на экспорте, пополнять бюджет, привлекать инвестиции в страну. И если ослабить государство, обрушить экономику, все это богатство можно прикарманить за копейки.
А кто-то переживает, что Россия свое геополитическое влияние усиливает и старается не сдавать позиции. Беларусь находится на Европейской равнине, это территория тектонического геополитического разлома. Не зря ведь в свое время появилась концепция, утверждавшая: «Кто контролирует Хартленд (Северо-Восточная Евразия), тот контролирует мир». За Евразийский континент сегодня развернулась нешуточная борьба.
М. Ковалев: Главная цель Литвы и Польши — вырвать Беларусь из союза с Россией и замкнуть цепь из Молдовы и Украины, добавив Беларусь. Эта цепь должна изолировать Россию. Наша же цель — стать не враждебным России изолятором, а мостом между ЕС и Евразийским экономическом союзом.
Все познается в сравнении
— Здесь интересен вот какой момент. Призывы к введению санкций, оказанию давления на Беларусь все чаще звучат от оппонентов власти, которые окопались за рубежом. По сути, они выступают против своих же соотечественников, на словах желая им добра, а на деле идут на все, чтобы их жизнь стала хуже.В. Боровик: Некоторые недальновидные чудаки хлопают этим санкциям, не понимая, что рубят сук, на котором сидят. Когда наши беглые оппозиционеры, их внешние кураторы призывают вводить санкции, организовывать забастовки, забирать деньги из банков, не покупать белорусские товары, это ударит в первую очередь по независимости Беларуси, по ее безопасности, социально-политической стабильности. Последствия будут печальные, вплоть до внешней интервенции.
Но самое главное, те, кто ставит лайки под подобными призывами, не берут в расчет, что пострадают от этого простые люди — врачи, учителя, рабочие, пенсионеры. Поверьте мне, эту массу людей (а у нас более 4 миллионов занятых в экономике) никто на Западе не ждет. Единицы, может, и устроятся по специальности. Остальные в большинстве своем обречены на низкоквалифицированный малооплачиваемый труд.
М. Ковалев: Экономические санкции (равно как и призывы к забастовкам) призваны вызвать у населения недовольство властями. Но я думаю, люди уже начинают понимать, что вот эти четыре месяца политической нестабильности наносят такой урон белорусской экономике, а значит, белорусскому благосостоянию, что пройдет еще пару месяцев и люди будут вспоминать двадцать последних лет как лучшие свои годы в экономическом плане. Может, кому-то каких-то свобод и не хватало. Но людям надо задуматься хотя бы о таком мелком факте, как, например, банкротство банков. Да, и в нашей стране с десяток банков также обанкротились. Например, владельцы одной БелБалтии вывезли за рубеж 20 миллионов долларов вкладов населения. Только вот сами вкладчики этого даже не почувствовали. БелБалтию присоединили к Беларусбанку, который исправно вернул эти деньги. И это только один банк. Были и другие. В Латвии, например, было два системных банковских кризиса, после которых никто и не думал возвращать деньги населению. И это я привел только один пример.
В. Боровик: Вот почему мы должны продемонстрировать, что мы зрелая нация, способная ценить и защищать свою независимость. Многим приходилось за нее бороться, проливать кровь. А мы 30 лет назад обрели ее бескровно и сделали из страны конфетку. Сегодня Беларусь находится в группе государств с очень высоким индексом человеческого развития. У нас одна из самых безопасных стран, по многим позициям мы занимаем лидирующие позиции. Имея такую страну, мы обязаны ее сохранить, в том числе посредством общественного диалога.
— В свое время в немецкой прессе появилось несколько критических статей о президенте Польши. Из Варшавы тут же последовала громкая отповедь о недопустимости подобного вмешательства и так далее. Почему же польские политики считают, что они вправе вмешиваться в дела Беларуси?
А. Савиных: Надо разделять логику действий и повод, который используется для того, чтобы их осуществлять. Поводом очень часто служат такие политкорректные лозунги, как защита прав человека, окружающей среды. Это происходит уже не первый год. Просто сегодня лицемерие этих призывов становится слишком очевидным.
Когда там разгоняют незаконные митинги и демонстрации — это наведение порядка, а у нас те же действия правоохранительных структур подпадают под нарушение прав человека.
Это говорит о том, что старый миропорядок и глобальный геополитический проект, который строился в течение более 40 лет, начинают разрушаться и уже обветшали настолько, что эгоизм их архитекторов начинает колоть всем глаза.
Цена вопроса
— Недавно Президент заявил, что если такая политика в отношении Беларуси будет продолжаться, мы готовы на ответные меры и они будут более болезненные для европейских партнеров. Некоторые шаги уже предприняты — ответный санкционный список, понижение уровня представительства Беларуси в «Восточном партнерстве», приостановка диалога по правам человека. Чем еще мы можем ответить?А. Савиных: Давайте исходить из того, что дать равнопропорциональный ответ на действия таких крупных в экономическом и политическом плане государственных объединений, как ЕС и США, Беларусь просто в силу своих масштабов не может. Меры, которые вы перечислили, это прежде всего демонстрация здравого смысла.
Ну как можно вести серьезный разговор о правах человека, если эти же права человека используются, причем совершенно безосновательно, как инструмент для социальной дестабилизации, как повод для вмешательства во внутренние дела Беларуси? Выхолащиваются логика, содержание политического диалога, и всякое взаимодействие теряет смысл. В отношении нас ведутся конкретные враждебные действия, в таких условиях нужно защищаться, а не разговоры разговаривать.
И заявления Беларуси есть дипломатичная констатация этого факта, неизбежная реакция на действия, которые уже предприняли наши западные визави.
Если говорить о чувствительности этих мер, конечно же, здесь прежде всего имелись в виду наши ближайшие соседи. Их экономические связи с нашей страной весьма значимы для них. И наши ответные ограничения, которые мы можем реализовать, ударят по ним достаточно сильно. Другой вопрос, что в той же Литве у власти находится, по сути, компрадорская элита, которая вряд ли будет рассматривать интересы литовских граждан как приоритетные. Скорее они будут занимать «политкорректную» позицию в интересах США.
М. Ковалев: Если санкционная политика продолжится, в ответ мы можем ввести санкции на поставки европейских товаров в Беларусь. Цена вопроса — миллиарды долларов.
И это ощутимый урон европейскому бизнесу и тем белорусам (а таких сейчас очень много), которые работают во всевозможных дилерских и тому подобных компаниях, продавая здесь товары — от сыров и виски до красок.
Украина также присоединилась к антибелорусским санкциям. Что ж, Мозырский НПЗ работает фактически на украинский рынок. Все, начиная от автомобилей руководства этой страны и заканчивая украинскими танками, заправляется белорусской «горючкой». А если мы перестанем поставлять нефтепродукты в Украину? Да, рабочие НПЗ пострадают, но в целом наша страна этого маневра практически не заметит. Немного уменьшится сумма налогов, поступающих с Мозырского НПЗ в бюджет.
В. Боровик: В Украине должны помнить, как мы поддержали ее в свое время и в плане торговли, и в политическом аспекте, отнеслись взвешенно к этому кризису. Мы не стали между двумя нашими братскими странами, Россией и Украиной, выступать судьей, мы предоставили им площадку для переговоров, не вмешивались в их внутренние дела, очень деликатно вели себя с нашей южной соседкой. Мы никогда не пытались унизить наших прибалтийских соседей. Никогда не высказывались резко в адрес Польши, старались выдерживать дипломатический, прагматичный тон общения и выстраивать экономические отношения на пользу нашим народам.
М. Ковалев: Что касается балтийских стран, которые идут даже впереди Евросоюза и первыми вводят против нас политические санкции, то хочу отметить, что экономических ограничений против Беларуси они никогда не применяли. Потому что понимают, что получат адекватный ответ. Например, в виде переориентации грузов из портов Клайпеды и Риги на российское направление. Конечно, это потребует времени и будет менее выгодным для нас, но потери Литвы окажутся куда более ощутимыми.
Кроме того, вы же знаете решительность нашего Президента. Если экономические санкции против Беларуси будут существенными, он может дать команду, например, перекрыть нефтепровод и газопровод в канун зимы. «Северный поток — 2» еще не построен. К тому же любое давление на нашу страну еще сильнее подталкивает Беларусь к интеграции с Россией. Поэтому я не думаю, что санкции против нас в итоге будут столь существенными, как это обсуждается.
В. Боровик: Мы готовы к взаимовыгодной торговле и сотрудничеству со всеми странами, в том числе с ЕС. Но если против нашей страны предпринимают какие-либо дискриминационные меры, естественно, мы должны реагировать. Беларусь защищает ЕС от нелегальных мигрантов, наркотрафика и других угроз. Мы можем не тратить на это деньги из бюджета, а всех отправлять напрямую через границу, пускай Европа с ними разбирается. Вы видите, какие там сейчас проблемы с мигрантами. Мы, конечно, в этом не заинтересованы, но нас вынуждают к таким мерам.
Давайте не забывать, что мы находимся в политическом, экономическом и военном союзе с самой крупной по территории страной мира, достаточно влиятельной в плане экономики, геополитики.
Если мы сумеем правильно выбрать рычаги, на которые можем надавить в качестве ответных мер на санкции Запада, это будет очень чувствительно для наших соседей.
С другой стороны, у белорусских предприятий появится возможность вместе с Россией, а также с партнерами по ЕАЭС больше внимания уделить развитию импортозамещения, созданию наукоемких высокодоходных продуктов, услуг и тем самым минимизировать зависимость от тех стран, которые путем санкций пытаются воздействовать на Беларусь. Поэтому я не вижу смысла со стороны наших соседей самим себе создавать проблемы. Беларусь — это среднеевропейское государство, 14-я по площади страна в Европе, с хорошим ВВП, развитой промышленностью, сельским хозяйством, высококвалифицированной рабочей силой, обладающая космическими технологиями. И для наших партнеров в Европе гораздо выгоднее позволить Беларуси эволюционным путем трансформировать политическую систему, самостоятельно прийти к консенсусу в обществе и вести с нами дальнейший диалог.
konon@sb.by
deu@sb.by