Почти два десятка лет мастер из Сенно восстанавливает народный костюм, пытаясь разгадать тайный код его узоров

Не просто строй — мощный оберег!

Народный мастер Ольга Квашко: «У меня часто спрашивают: как расшифровать узоры белорусского строя? Мой ответ: никак. Эта тайна известна только той, кто его вышила»

Специально украшенная мастерицей одежда оберегает от несчастий, приносит благополучие и удачу ее владельцу, а также помогает хранить домашний очаг. И даже если вы скептически относитесь к народным поверьям, пообщавшись с заведующим Сенненским домом ремесел Ольгой Квашко, вам обязательно захочется побольше узнать о народном костюме. Вот уже почти 20 лет народный мастер Беларуси восстанавливает традиционный сенненский строй, пытаясь разгадать тайный код его узоров.

Ольга Квашко.

Выставочную экспозицию Сенненского дома ремесел смело можно назвать уникальной: по количеству ценных экспонатов она не уступает музею. Есть среди них те, которые в судьбе Ольги Квашко сыграли особую роль.

— История, связанная с народным костюмом, для меня началась с семейной реликвии: бабушка передала рубашку, которую когда-то вышивала для дедушки. Восстановленная, она пополнила коллекцию нашего Дома ремесел. А оригинал я храню дома. Это для меня сакральное, память о предках и источник силы, — рассказывает мастер, пока идем по залам учреждения культуры.

В каждом уголке выставки — напоминание о том, что здесь идет масштабная работа по сохранению традиций со­здания сенненского строя, который Ольга Евгеньевна считает исключительным. И в пользу этого у нее есть конкретные аргументы, подтвержденные многолетними исследованиями.

— Для нашей территории были характерны особые крой рукава и цветовая гамма: черный, желтый, синий, красный. Мы долго пытались понять, откуда такое сочетание. Одна из причин: у нас было большое поселение староверов, которые привнесли свои детали в традиционный костюм сенненцев. У меня часто спрашивают: как расшифровать узоры белорусского строя? Мой ответ: никак. Эта тайна известна только той, кто его вышила, — отмечает заведующий Домом ремесел и добавляет: — Процесс со­здания костюма — целый ритуал. В задумку узоров каждая мастерица закладывала свои чаяния, ожидания, загадывала будущее, фантазировала. Поэтому невозможно дважды встретить один и тот же рисунок. Тем не менее общие черты, характерные для того или иного региона, есть. Если на Брестчине бытовали пышные, богатые узоры, то в Витебской области они были несколько тоньше, изящнее. При этом обязательный элемент, независимо от местности, — крест. Если присмотреться, он есть в любом узоре, ему наши предки придавали особое значение. Помню, во время экспедиции встретилась с бабушкой, которая владела искусством создания традиционного костюма. Рассказала ей про свои работы, а она предупредила: можно вышивать что угодно, но в элементах вышивки должен быть крест — оберег. Именно с ним связывали самую мощную защитную силу.

В коллекции народного мастера Беларуси — больше 50 восстановленных костюмов. До мельчайших деталей воссо­здает она то, что нашла в экспедициях, архивах музеев, на старых фотоснимках. А начиналось все со случайности: единственной свободной в Доме ремесел, куда она прибыла на работу, оказалась ставка методиста по народному костюму. Впрочем, ничего случайного в жизни не бывает, уверена Ольга Евгеньевна. Сейчас она говорит о том, что тогда ее направила сама жизнь. Сегодня большую ее часть — творческую — занимает возрождение традиционного строя.


— Чем больше погружаюсь в глубины нашей истории, тем больше понимаю, сколько всего еще не изучено. Что же касается сенненского строя, то на сегодняшний день экспонаты, которые сохранились в Беларуси, восстановлены. Работа очень кропотливая: на то, чтобы возродить один костюм, может уйти больше года. Обязательно подбираю максимально похожую на домотканую ткань, иногда попадается именно такое полотно. Люди уже знают про мою деятельность и часто сами приносят мне ценные находки. К примеру, недавно мне подарили клубок льняных ниток, которым уже больше ста лет. Всегда говорю: Бог помогает руками людей, — утверждает мастерица.

За многолетнюю практику у нее появилось немало последователей. Особенно радует Ольгу Квашко тот факт, что все чаще среди них встречается молодежь, небезразличная к истории своего рода, нации, богатому культурному наследию белорусов. Для всех, кто интересуется традициями народного строя, обязательно проводит исторический ликбез:

— Раньше приданое девушка начинала готовить уже лет с 12. Где-то прочитала, что до свадьбы невеста должна была соткать около 72 метров ткани, из которой потом получались постилки, рушники, одежда. Самая нарядная — свадебная. Ее хранили от замужества и до смерти. Крой традиционного костюма настолько уникальный, продуманный, что женщина могла его носить с молодости и до преклонных лет. К слову, элементов женской одежды сохранилось меньше, чем мужской. Костюм мужа хозяйка хранила особенно тщательно, передавала сыновьям. Кто-то думает, что женский наряд всегда был краше, изящнее. Я же уверена, что самая красивая — мужская рубашка, которую мастерица вышила для будущего мужа. Процесс ее создания достаточно интимный, в узор женщина закладывала определенный код. Наши предки верили, что загаданное в этот момент обязательно сбудется.

Главная цель заведующего Сенненским домом ремесел не только реконструировать традиционный местный строй, но и систематизировать, сохранить ценный теоретический материал, собранный за два десятилетия, передать следующему поколению. В годы войны многое было утрачено, восстанавливать детали, нюансы, механизмы со­здания традиционного костюма приходилось по крупицам.

— Мне повезло еще застать носителей искусства создания народного строя, тех, у кого осталась одежда от бабушек и дедушек. Многое узнала от своей бабушки, часто бываю в экспедициях, общаюсь с коллегами, исследователями этой области народной культуры. Объединила все в нескольких методичках, есть отдельный узорник. И знаете, они востребованы. Люди возвращаются к своим истокам, интересуются жизнью предков. Это важно, ведь наше наследие — корни, которые помогают нам крепко держаться за родную землю.
zhukova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter