«Школа в деревне — это не просто место, куда дети приходят получать знания. Это образовательный, культурный и досуговый центр», — с уверенностью констатирует руководитель Велятичской средней школы Борисовского района Антон Гульнев. В этом году Антон Сергеевич завоевал звание лучшего молодого директора школы Минской области, поэтому знает, о чем говорит. В своей конкурсной работе он на восемь страниц написал, каким должен быть современный директор учреждения образования.
Антон Гульнев (в центре) с девятиклассниками.
Антон Гульнев родом из Борисова, всегда хотел стать учителем истории. Вопрос стоял только в выборе университета: БГУ или БГПУ имени Максима Танка. Он и сейчас вспоминает, как стоял на площади Ленина перед двумя вузами и решал, куда податься. Стал студентом педагогического. «Сделал правильный выбор», — комментирует он. Молодой специалист не стал дожидаться распределения, а сам нашел место отработки — родную школу в Борисове.
— Первые полгода вникал в процесс, — рассказывает педагог. — Многое не получалось, но это нормально. Потом втянулся и готовил ребят к ЦТ и олимпиадам. Старательные ученики набирали от 80 до 90 баллов. Спустя пару лет захотелось достичь чего‑то большего. Поставил себе цель: в течение пяти лет стать завучем или директором школы.
Вскоре его пригласили руководить Велятичской средней школой. Поначалу, говорит, было сложно: куча документации плюс недоверие со стороны родителей. Вопрос доверия Антон Сергеевич решил открытостью: в подчинении всего 79 детей, а это около 40 семей, все друг с другом знакомы и ничего не скрывают. А вот бумажную волокиту обсуждаем, прибегнув к словам Главы государства, который на августовском Республиканском педсовете в очередной раз подчеркнул: «Учитель не должен заниматься каким‑то барахлом, писать какие‑то отчеты, которые не нужны. Есть материалы, которые учитель должен представить. Но есть вопросы, которые только вы (министр образования. — Прим. ред.) можете проанализировать и подсказать». У директора сельской школы на этот счет такое мнение:
— У руководства бумажек действительно немало. Но моя задача — проанализировать работу учреждения образования и правильно распределить перечень документов, которые должен вести каждый работник школы. Ведь не должно быть такого, что вместо ведения уроков педагог пишет отчеты. Соглашусь с Президентом в том плане, что некоторые материалы все‑таки нужны. Например, акты о жилищно‑бытовых условиях учащихся. Обязательно нужно знать, какая обстановка у ребенка дома. Вдруг он в социально опасном положении? Школа несет ответственность за самое дорогое, что есть у нас, — жизнь и здоровье детей.
Общественные нагрузки в школе регулярные, без этого гражданина не вырастишь. Педагоги с учениками их сами инициируют: благоустраивают парк, могилы советских солдат, исторические места, посещают Хатынь и «Линию Сталина». А еще в Велятичской СШ целых три музея: один посвящен педагогам и выпускникам сельской школы, второй — деревенскому быту, а третий — войнам, которые в разное время затронули Минщину.
— Патриотического воспитания не бывает много, — продолжает директор. — Школа — это образовательный, культурный и досуговый центр.
Задача-минимум — воспитать человека, гражданина своей страны. Задача-максимум — помочь ребенку достичь успехов на олимпиадах, конкурсах, проложить ему путь в университет и в жизнь.В идеале, конечно, еще и школу прославить.
Показать, какие направления сейчас востребованы в стране, пытаются наглядно — экскурсиями на производство. Учащихся агрокласса, например, водили в местное хозяйство ОАО «Птицефабрика Велятичи».
— Круто, что прямо у нас в агрогородке есть два сельхозпредприятия, — комментирует десятиклассница Анастасия Коба. — На птицефабрике, например, мы ознакомились с работой сельскохозяйственной техники. Как девчонку меня это не очень заинтересовало, но вот на молочно‑товарной ферме ИООО «АФТАБ» было классно! Нам показывали то, что в книжках не прочитаешь. Интересно было понаблюдать за работой ветврача. Рада учиться в профильном классе аграрной направленности. Мы на повышенном уровне изучаем биологию и математику. Это поможет мне поступить на экономиста. Возможно, в сельхозвуз.
Пятнадцать процентов выпускников Велятичской средней школы зачисляются в аграрные вузы. Остальные связывают жизнь с медициной и педагогикой. Возможно, некоторые из них вернутся преподавать в родную школу, как сделала молодой учитель физкультуры Дарья Жуковская. Признается, что были мысли податься в Борисов, но шутя отмечает: Антон Сергеевич грамотно провел кадровую политику и оставил молодежь на селе. По целевому направлению в Велятичи вернулся учитель физкультуры Алексей Алисиевич. Говорит, предлагали службу по контракту, но работать с детьми нравится больше. Однако и опытных педагогов, которые посвятили жизнь преподаванию и воспитанию сельских ребятишек, здесь тоже предостаточно. Одна из них — Людмила Ольшевская, учитель общественно полезного труда.
Учитель физкультуры Дарья Жуковская.
— Я выучила не одно поколение ребят, — говорит она. — Дети меняются: сейчас, например, они более креативные, приходят в школу уже с определенным багажом знаний. Но одно остается неизменным — обучение трудом. Учебники, безусловно, нужны, но и уметь что‑то сделать руками тоже обязательно. Когда ребята начинают создавать, они осознают важность ответственности за свои действия и задачи. Это помогает понять, что их усилия влияют на конечный результат. Плюс ко всему это дисциплина и в некоем роде профориентация.
Учитель труда Людмила Ольшевская.
Лучший молодой директор школы Минской области формулирует, в чем все‑таки должна состоять уникальность и современность руководителя учреждения образования, да и любого человека в принципе:
— Нужно не бояться делать что‑то новое. В деревне быстро привыкаешь к размеренной спокойной жизни, но это ловушка. Чтобы чего‑то добиться, вывести школу на новый уровень, нужно постоянное саморазвитие.
beleckaya@sb.by