Власть на местах предлагает немало вариантов решения проблем трудоустройства

Не от работы бегать, а за ней

ДЕКРЕТ № 1 Президента – в числе самых обсуждаемых тем последних дней. Его содержание комментируют аналитики, в его положения с особым вниманием вчитываются работники власти на местах. Им его исполнять, формировать состав комиссий, которым разбираться в часто непростых житейских ситуациях, проблемах, возникающих в социуме. 

И при всем многообразии мнений общий вывод однозначен — было бы у человека желание, а работа найдется всегда. В том, что это действительно так, что ее поисками озаботились даже те, кто ранее чувствовал себя довольно вольготно, а власть на местах предлагает немало вариантов решения проблем трудоустройства, корреспонденты «СГ» решили убедиться лично, оперативно выехав в регионы.

фото белта

Карьерные перспективы агрогородка

Администрация Красненского района предлагает интересные вакансии

МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ район – лидер по числу безработных в Минской области: 486 человек. Часть из них живет на селе, которому всегда нужны рабочие руки. Почему люди не хотят трудиться на своей же земле и каково реальное положение дел? Для того чтобы увидеть настоящую картину происходящего и разобраться в ситуации, корреспондент «СГ» выехал в деревню Красное. 

НА железнодорожной станции встречаемся с председателем Красненского сельсовета Валентиной Кисель. Родилась она не в этих краях, но за четверть века работы в должности прикипела к местечку и теперь знает о нем все, и даже больше: 

— В 28 наших деревнях чуть больше 5 тысяч человек. Из них около 2800 – трудоспособные. В самом Красном работы тоже хватает, было бы желание. 

В подтверждение Валентина Николаевна приводит следующие цифры: на 1 января 2017 года в сельсовете было 360 нетрудоустроенных, к 2018-му их осталось 60. Причин тому, говорит, несколько. Во-первых, многим безработным удалось предложить достаточно выгодные сезонные контракты у фермеров и на ООО «Красненский консервный комбинат». Во-вторых, часть сельчан решили официально заняться подсобным хозяйством. Только за прошедшие 12 месяцев зарегистрировано 17 таких хозяйств. В-третьих, администрация сельсовета постоянно общается с испытывающими временные трудности и предлагает интересные вакансии. 

Цифры цифрами, но без живого примера перед глазами все-таки не верится. Прошу Валентину Николаевну познакомить меня с человеком, которому помогли устроиться на работу в прошлом году. Она отводит меня в Красненскую врачебную амбулаторию. 

ЗДЕСЬ уже больше полугода работает санитаркой Татьяна Ксендзова. По специальности повар, сюда ездит из Лосей – деревни неподалеку от Красного. Раньше работала в одном из столичных кафе. Получала около 400 рублей, но потом оно закрылось: 

— После этого сразу встала на биржу труда, — вспоминает сельчанка. — Больше трех месяцев мне предлагали разные варианты, но они не очень подходили. В итоге в амбулатории освободилась вакансия санитарки, и мне сразу позвонили из сельсовета. Согласилась не раздумывая: двое детей учатся под боком, график нормальный, да и деньги адекватные. 

Сейчас Татьяна получает около 300 рублей. Работает 5 дней в неделю, успевая вместе с мужем вести подсобное хозяйство. Чуть позже выяснилось, что и он попал под сокращение в своей старой организации и долго не мог найти достойный вариант трудоустройства. Ему тоже помогал сельсовет. 

Валентина Кисель убеждена: работа в деревне была, есть и будет. Благо в Красном таких мест хватает: врачебная амбулатория, войсковая часть, консервный комбинат, школа, детсад и много частных организаций. Главное – желание выкладываться на 100 процентов и предлагать что-то новое. А там и деньги пойдут. Правда, не все согласны с таким раскладом: 

— Из 60 нетрудоустроенных есть пара-тройка совсем молодых парней. Все здоровы, да и мозги вроде бы есть. Казалось бы, любая работа по плечу, но они сразу хотят получать по 700 рублей и при этом не выходить из комфортного офиса. Только здесь так не бывает. В итоге сидят дома на шее у родителей. 

Хотя вырасти в профессиональном плане и продвинуться по карьерной лестнице и в Красном никто не мешает. Вот, например, жительница Молодечно Наталья Хорошевич, которая работает в ООО «Красненский консервный комбинат». 14 лет назад пришла сюда на вакансию сотрудника проходной (читай — вахтера), а сегодня занимает должность главного бухгалтера:

— За это время кем только не была. И разнорабочей, и кладовщиком. А потом решила выучиться на бухгалтера. Окончила колледж в Молодечно, вуз в Минске и за несколько лет стала главным специалистом. 

Интересуюсь, зачем жительнице райцентра каждый день ездить на работу в деревню. Наталья Николаевна разводит руками: здесь есть перспектива дальнейшего роста, статус и уважение сотрудников, а также достойная зарплата. А в городе вакансий на таких условиях единицы. Поэтому в Молодечно ничего и не искала. 

БЫВАЕТ, конечно, и так, что человек не может найти работу в силу независящих от него обстоятельств, например состояния здоровья. Но и в неприятных ситуациях любому всегда стараются помочь и подыскивают альтернативные варианты. 

В такое положение два года назад угодил Сергей Кучко. Он трудился на местной пилораме, получил травму позвоночника — естественно, что из-за состояния здоровья он не смог продлить контракт:

— После этого я встал на биржу труда и официально числился безработным. Сельсовет и руководители организаций пытались мне помочь, но каждый раз не получалось пройти медицинскую комиссию. В режиме поиска подходящей вакансии я провел год. 

И все же Сергею подыскали сезонную работу на местном консервном комбинате: с мая по сентябрь он стоял на конвейере и стерилизовал стеклянные банки для томатного соуса. А через 2 месяца после окончания контракта позвонили из школы:

— Директор была в курсе моей трудной ситуации. Поэтому в ноябре, когда освободилась вакансия гардеробщика, первым делом пригласила меня. Согласился, потому что такая работа идеально подходит для моего нынешнего состояния здоровья. А потом, глядишь, поправлюсь и смогу работать в полную силу. 

После всего увиденного трудно не согласиться с Валентиной Кисель: даже тем, кто испытывает трудности со здоровьем, всегда приходят на помощь. А если ты здоров, полон сил и энергии, то не работать здесь в принципе не получится. Поэтому нынешнюю ситуацию Валентина Николаевна описывает лишь одной фразой:

— Не работать на селе может только ленивый. 

avramenko@sb.by

Сильно постараться, чтобы без дела остаться

Новые места в Кобринском районе создают не только предприятия, но и частный бизнес

СРЕДИ районов Брестской области Кобринский на общем фоне несколько выделяется. Во-первых, здесь одинаково развито и сельское хозяйство, и промышленность. Во-вторых, по ресурсам он смело может тягаться с Брестом и Барановичами. Однако, как бы парадоксально это ни звучало, именно здесь один из самых высоких уровней безработицы в стране – 0,8 процента. За счет чего местные власти исправляют ситуацию и как решают проблему с трудоустройством, интересовался корреспондент «СГ». 

фото сергея лозюка

СЕГОДНЯ обстановка на здешнем рынке труда достаточно спокойная. Для 354 соискателей в банке вакансий 406 предложений, причем некоторые из них довольно привлекательные. Например, агроному на одном из сельхозпредприятий обещают оклад в 700 рублей. Для района, где средняя зарплата за прошлый год составила 673 рубля, отличный вариант. Нельзя игнорировать и тот факт, что за 2017 год через управление по труду, занятости и социальной защите трудоустроилось 2187 человек, из них 1107 – безработных. К слову сказать, показатель в 0,8 – один из низких в истории района. Лучше ситуация была только в 2013 году — 0,7 процента. А три года назад уровень безработицы и вовсе был два процента.

Чтобы исключить подобные ситуации, налажено очень тесное взаимодействие с нанимателями. В итоге только за прошлый год на вновь созданные рабочие места устроено 455 человек, из них 249 на новых предприятиях. Например, ООО «БелТрактора» приняли 58 человек. На фабрике «Полесье», которая специализируется на изготовлении детских игрушек из пластмассы, появилось 64 новых рабочих места. Еще один флагман промышленности Кобрина – ИОО «ВЕЛПАК-Кобрин» — создал на три вакансии меньше.

Директор предприятия Валерий Радченков говорит, что им понадобились люди в связи с расширением производства по изготовлению гофротары. Это очень перспективное направление, поэтому людей набирали в основном по рабочим специальностям: укладчики-упаковщики и автоматчики картонного производства. Правда, признается руководитель, из-за возникших трудностей количество вновь созданных рабочих мест пришлось сократить на 30 процентов. Сейчас в «Велпак-Кобрин» трудится около 170 человек, однако Валерий Владимирович отмечает, что в обозримом будущем здесь вновь появятся новые вакансии.  

РАБОЧИЕ места создают не только крупные предприятия, но и индивидуальные предприниматели, получившие денежные субсидии (таких в Кобринском районе за прошлый год было 20 человек). К примеру, Лилии Остапук дополнительные средства помогли открыть в центре города собственный салон красоты. Благодаря поддержке государства девушка смогла закупить необходимое оборудование, сделать вывеску и заплатить за аренду. 

Сейчас вместе с Лилией Остапук работают еще два сотрудника. Одна из них, Яна Гоманюк, пришла в сентябре. Сначала молодая девушка практиковалась, а потом подписала полноценный контракт: «Мне здесь очень понравилось. Гибкий график, хорошая зарплата. Рада, что в городе появилось такое место». 

Помогли в райисполкоме и Юрию Третьяку. В свое время он трудился агрономом сначала в хозяйстве в деревне Бельск, потом у фермера. Однако со временем появились определенные проблемы со здоровьем, поэтому он решил открыть что-нибудь свое. Идею выбрал нестандартную: нанесение фотографий на кружки, тарелки и подушки. Для этого был нужен термопресс, на покупку которого Юрий и взял субсидию:

— У нас в районе подобным делом, помимо меня, занимаются еще два предпринимателя, но они приоритетно работают на дому. Я же решил открыть торговую точку в городе, чтобы человек мог прийти и увидеть товар живьем. И, нужно сказать, дела идут хорошо. 

Благодарит государство за помощь и Нина Горбовец. Мать четырех детей получила финансовую помощь как ремесленник. Чтобы и работать, и следить за ребятишками, рабочее место организовала прямо на балконе, где делает различные резинки для девочек в виде цветочков и бабочек: «Пока много зарабатывать не удается, — признается Нина. – Все-таки свои работы продаю друзьям и их знакомым. В месяц где-то выходит по 100 рублей. Если каждый день торговать на рынке, то можно рассчитывать на сумму как минимум в шесть раз большую». 

На этих примерах мы видим, что найти работу может абсолютно любой, главное – желание. И именно с этим, на мой взгляд, у некоторых в нашем обществе есть проблемы. В том же Кобринском районе около 30 процентов из общего количества состоящих на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите без работы уже больше года. Полагаю, в других районах цифры примерно такие же. И тут возникает логичный вопрос: неужели за все это время не нашлось подходящей вакансии? Верится с трудом, ведь в перечне предложений от райисполкомов есть практически все профессии, начиная от повара и заканчивая главным инженером. Так что все-таки мешает? Видимо, та самая знаменитая лень-матушка. 

banny@sb.by

Вот такие пироги

ЧЕТЫРЕ года назад добротное здание бывшей сельской школы в деревне Пироги Дубровенского района было выставлено на аукцион, организованный фондом «Витебскоблимущество». Лот приобрел бизнесмен из Орши Андрей КУЛЕШКОВ (на снимке), который решил сосредоточить здесь семейный бизнес, и в Пирогах застучали станки, а некоторые сельчане воспользовались возможностью переквалифицироваться в текстильщиков и получать стабильную зарплату. 

ПРЕДПРИЯТИЕ специализируется на производстве полиэфирных тканей различного назначения, они могут использоваться в декоративных целях, автомобильной промышленности, строительстве. Она экспортно ориентированная, 90 процентов идет на российский рынок. Как уверяет Андрей Кулешков, в области предприятий такого профиля нет, ближайшие конкуренты в Могилеве. 

Андрей родился в столице, а в 1991 году их семья перебралась в Оршу. До того как найти себя в бизнесе, предприниматель получил два образования – педагогическое и инженерное, поработал на частном предприятии, занимался сбытом текстильной продукции. Потом решил работать на себя. Торговал, а когда стали подводить поставщики, наладил собственное производство. В этом бизнесе уже около 10 лет. В Орше их семья открыла производство в арендованном цеху, а когда пришло время расширяться, подвернулась возможность «перевезти» бизнес в Пироги. Выбор, кстати, не случайный:

— Это край моих предков, здесь выросли и работали деды и прадеды. У меня дача в этой деревне, семью нашу все местные знают, и мы их тоже. Сегодня в штате предприятия 11 человек. Возраст работников – от 18 до 57 лет. Кто-то раньше трудился на похожих производствах. Например, когда-то завод «Легмаш», оборудование которого мы используем, занимался декоративными тканями. В штате есть люди, у которых уже был опыт работы. Других пришлось обучать новому ремеслу. В среднем работники получают около 500 рублей. Заработок может не такой высокий, но стабильный. На том же сельхозпредприятии зимой механизаторы имеют в два раза меньше. Коллектив сложился, люди за работу держатся. В планах – развивать производство, увеличивать объемы. Если они сбудутся, то на предприятии появятся новые вакансии, подрастет зарплата.

С местной властью у бизнесмена полное взаимопонимание. Барьеров для развития никто не чинит, но рассчитывать привык в основном на собственные силы. Считает, что все зависит от личной инициативы, умения просчитывать и видеть перспективы. В конце прошлого года Андрей Кулешков побывал на встрече Президента с представителями малого и среднего бизнеса, он очень высоко оценивает Декрет № 7 о развитии предпринимательства.

НЕДАВНИЙ Декрет № 1 он считает логическим продолжением первого документа, оба, по его словам связаны одной стратегической целью – простимулировать все слои населения к созидательной работе на свое благо и страны.

— Декрет № 1, безусловно, содействует оздоровлению обстановки в обществе. И к нормам его люди отнеслись достаточно серьезно. Ко мне все чаще подходят с вопросами, можно ли устроиться на работу, что для этого нужно. Меня это, честно говоря, радует даже с чисто прагматической точки зрения. Если у меня будет резерв рабочей силы, то появится хорошая возможность расширить производство, больше зарабатывать самому, больше платить налогов государству и зарплату людям. Примеров создания различных производств на базе невостребованных объектов сельской инфраструктуры (школ, библиотек, сельских клубов и домов культуры) на Витебщине немало. 

По информации фонда «Витебскоблимущество», в целом по области новых хозяев в прошлом году обрели 62 здания. Половина из них продана за 1 базовую величину. Это хороший бонус для начинающих бизнесменов, в том числе и для тех, кто возрождает глубинку, создавая в ней рабочие места. В этом году на продажу выставлено 180 объектов, из которых около 50 раньше были сельскими школами, клубами, библиотеками.

andryxxxz@gmail.com

Фото Сергея ГОЛЕСНИКА

На малине можно хорошо подняться

В агрогородке Октябрь Буда-Кошелевского района сельчане активно разбирают в аренду пустующие земли и занимаются выращиванием сортовых ягод

НЕКОТОРЫЕ открывают ИП и исправно платят налоги. Вот и Анжела ПЛЕСТАКОВА (на снимке) еще несколько лет назад работала в местном КБО, а когда он обанкротился и штат сотрудников сократили, пробовала себя в роли продавца у частника в соседней деревне. Добираться было непросто, так и появилась идея открыть свое дело. Помещение бывшего КБО освободилось – почему бы не рискнуть? За советом обратилась в райисполком, а затем — на биржу труда.


АНЖЕЛЕ Николаевне помогли оформить документы и выдали субсидию. Этих денег хватило, чтобы купить две швейные машинки, прикладные материалы и манекен. Мастерская по ремонту одежды работает три месяца. Анжела говорит, что пока зима – заказов мало. Приносят сельчане то джинсы подложить, то из старой шубы сделать жилетку. А недавно пуховик расшила, в который заказчица едва «втискивалась». Приезжают к местной мастерице из соседних деревень и даже из райцентра и все остаются довольны. 

— У нее настоящий талант, — говорит председатель сельисполкома Татьяна Плестакова. – Старым вещам, которые другая хозяйка давно бы выбросила, может вернуть жизнь. Работает, налоги платит. Думаю, все у нее получится.  

Председатель уверена: кто хочет работать – находит себе занятие. Если говорить о территории сельисполкома, то есть в соседней деревне Дуравичи две МТФ, полеводческая бригада СУП «Андреевка». В восьми километрах – птицефабрика «Особино». Фабричный автобус забирает людей на работу и подвозит обратно. Некоторые работают на мясокомбинате в Кошелево, кто-то на частном белорусско-польском предприятии «Вахавяк». 

Кроме того, сельчане стали активно брать в аренду заброшенные земли для ведения личного подсобного хозяйства. За прошлый год сельисполком выделил на эти цели 16 участков. Татьяна Адамовна довольна, что земли возрождаются. Она рассказала, что раньше пустующие участки и заброшенные дома были настоящей проблемой. Сельисполкому и сельхозпредприятию «Андреевка» приходилось их досматривать, обкашивать, чтобы не портили внешний вид агрогородка. 

— Несколько лет назад сгорел прямо у дороги дом, и мы никак не могли участок пристроить в хорошие руки, — рассказывает Татьяна Адамовна. – И вот в прошлом году забрал его местный житель, перепахал землю и в этом году будет засевать. 

В ДЕРЕВНЕ Пытьковка Татьяна Плестакова останавливает машину у небольшого строящегося домика, где вовсю кипит работа. В единственной комнате – камин, в котором весело потрескивают только что подброшенные дрова. Хозяин Алексей Михалевич долгие годы работал в сельском хозяйстве. Был главным инженером, заместителем директора. Потом по семейным обстоятельствам уволился. Взял в сельисполкоме в аренду на 99 лет участок земли в 1,5 гектара. Теперь выращивает здесь ремонтантную малину.

Алексей МИХАЛЕВИЧ.

— Вы думаете, что участок пустует? – спрашивает у меня Алексей Васильевич. – Ничего подобного. Здесь укрытая снегом сортовая малина. Осенью мы верхнюю часть полностью срезаем. Такая технология. 

Теперь малина для Михалевичей основной доход. Помогают ухаживать за ней и жена, и двое сыновей, которые живут в городе. Уже в прошлом году с участка получили неплохой урожай. Ягоды сдают своим же сельчанам, у кого есть транспорт. А они возят сортовую ягоду на реализацию в Россию. Говорят, за пару месяцев сельчане обеспечивают себе годовую зарплату. 

К слову, в населенных пунктах Октябрьского сельисполкома выращиванием ремонтантной малины, а еще клубники, ежевики и голубики занимаются многие. То ли земли здесь для ягоды подходящие, то ли технологии какие-то особые применяют, но удается получать хороший урожай не только для себя, но и на продажу. 

Татьяна Адамовна утверждает, что Декрет № 1 стимулирует людей к труду. Так, если в начале прошлого года на территории Октябрьского сельисполкома, куда входят 12 населенных пунктов, было 36 безработных сельчан, то на сегодняшний день таких осталось восемь. 59 человек ездят на заработки в Россию, кто-то в Минске официально устраивается на работу, но это тоже все на строгом учете в сельисполкоме. 

nvakulich2016@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter