В советские годы визитной карточкой нашей промышленности наряду с тракторами, БелАЗами, большегрузными тягачами считались и велосипеды. На раскладушках «Аист» по дворам всего Союза носились мальчишки, а в деревнях дорожный двухколесный транспорт был реальным подспорьем — автомобили для сельчан тогда были роскошью. Примерно таким же заслуженным авторитетом пользовались и мотоциклы «Минск». Но спустя годы один из видных промышленных проектов страны — завод «Мотовело» — явно занемог. Причиной тому стала не очень грамотно проведенная его приватизация, бесхозяйственность и преследование инвесторами сугубо личных финансовых интересов. Сегодня в деятельность дошедшего до ручки предприятия вынуждено было вмешаться государство.
C инвесторами отдельным белорусским предприятиям явно не везет. Вспомнить хотя бы печальный опыт завода «Белвар» или строительство комплекса «Минск–Сити». Но ситуация с «Мотовело» на их фоне выглядит куда более удручающей. В сентябре 2013 года ознакомиться с ситуацией на предприятие приезжал Президент. Финансовое состояние завода было неидеальным, долги, загруженные склады и четверть площадей сдавалась в аренду. Несмотря на ряд конкретных поручений Александра Лукашенко ничего с того момента не изменилось, стало только хуже.
Одна из главных претензий к инвестору — неисполнение взятых на себя обязательств. При заключении инвестдоговора с австрийской фирмой ATEC Holding GmbH главным условием сделки называлось сохранение действующего производства вело– и мототехники и вложение в развитие предприятия 20 млн. долларов. Из этой суммы на закупку нового оборудования планировалось направить примерно 12 млн. долларов. Однако далеко уехать велосипедному гиганту не удалось. Спустя почти восемь лет проверка, проведенная КГК, показала: инвесторы схитрили, причем на порядок — за все время они вложили немногим более 2 млн. долларов.
Конечно, невыполнение договорных обязательств можно было бы простить, списав это на начавшийся мировой кризис и сложности с привлечением инвестиций, однако, похоже, что для новых собственников завод стал и неплохой дойной коровой. В ущерб предприятию они попросту ликвидировали несколько цехов, старательно демонтировав оборудование и продав его за рубеж по цене металлолома. Убыток только от одной сделки, по оценкам КГК, составил не менее 25 млрд. рублей.
После серии скандалов, связанных с ОАО «Мотовело», и ареста его бывших собственников, предприятие посетила комиссия Комитета госконтроля во главе с председателем Леонидом Анфимовым. Главная цель — определить порядок мер, направленных на возрождение предприятия, восстановление славы его главных торговых марок, а также на налаживание там полноценного производства. В заводском корпусе № 2, куда недавно назначенный директор ОАО «Мотовело» Николай Ладутько провожает гостей, станков сегодня практически нет. Там, где когда–то стояло пусть и старое, но все еще исправно работавшее оборудование, на полу масляные лужи кто–то старательно присыпал древесными опилками.
Леонид Анфимов в выражениях не стеснялся, назвав предприятие «мертвым».
— Надо было еще умудриться развалить его до такой степени, — возмутился он, признавая, что для реанимации производства теперь «придется очень сильно постараться».
Впрочем, по мнению Леонида Анфимова, окончательно развалить «Мотовело», к счастью, не удалось. Остались и кооперационные связи, и кое–какие производственные мощности. Но самое главное — персонал, который последнее время живет на очень скромные зарплаты, разбежался еще не весь. Хотя, стоит признать, с 2007 года численность работников сократилась почти вшестеро — с 2,3 тыс. человек до 400.
Сейчас разрабатывается концепция восстановления предприятия, параллельно составляется и бизнес–план. Уже очевидно: для того чтобы завод, занимающий 27 га площади, мог работать хотя бы в ноль, производить нужно не менее 300 тыс. единиц велосипедов в год. Причем из своих деталей. Сегодня в основном здесь собирают велосипеды и мотоциклы из завозных комплектов, хотя когда–то «Мотовело» славилось тем, что было предприятием полного цикла. Здесь производилось всё, начиная от велосипедных звонков и заканчивая колесными ободами.
Последнее время «Мотовело» явно балансировало на грани банкротства, и оказаться по ту сторону черты ему не дали арендаторы. Корпуса и административные здания «Мотовело» обильно заселили частные компании. Но никого из них выгонять на улицу не будут, пообещал Николай Ладутько. Но сложность есть в другом — на велозаводе до сих пор висит немаленький долг в виде банковских кредитов и примерно 70 процентов площадей оказались заложены под обязательства совершенно посторонних фирм, подконтрольных австрийскому инвестору. Эти компании по долгам, понятное дело, не платят, а значит, отчуждения имущества завода кредиторы могут потребовать в любой момент. Придется, если потребуется, решать и эту проблему...
А вообще, чтобы поставить предприятие на ноги, не стоит изобретать велосипед. Надо просто засучить рукава и работать!
benko@sb.by
Советская Белоруссия № 113 (24743). Среда, 17 июня 2015