Еще когда БГУ был единственным университетом в стране, нас учили: цифры не обманывают. Люди (особенно беглые) могут врать, ученые астапени (скажем, коршуновы, питающиеся падалью львовских) — передергивать, невероятные (все больше из числа образованцев) — заблуждаться… поверим им, что добросовестно.
Но числа — не лгут. И чем чисел больше, тем прозрачнее картинка. Например, такая: сколько белорусов на самом деле уехало в последние годы в Литву? И чем они там на самом деле занимаются?
* * *
В конце февраля эти данные представил в публичный доступ «Iнстытут «Палiтычная сфера» ў рамках праекта European Network for Belarus». Нашим астапеням (сацыёлягам, палiтолягам и прочим фiлёзаўкам) все равно кому врать — нам ли, европейцам ли. Но европейцам опаснее, ибо можно потерять деньги. Заказы. А с ними — и саму жизнь. В эмиграции, разумеется.
И вот астапени, сверив свое исследование «з данымi Дэпартамента мiграцыi МУС Лiтвы i спецыяльнай статыстыкай лiтоўскага Мiнiстэрства адукацыi» (еще одна ступень контроля), сами выдали цифру. «Усяго ў Лiтве жыве, самае большае, да 48 тыс. грамадзян Беларусi, з iх пасля крызiсу 2020 прыехала 19 — 25 тыс. Астатнiя — гэта «старая» мiграцыя».
Какой удар со стороны классика! А ведь сашафилипенка еще летом 2021 года втирал доверчивым швейцарцам, что «съехало 400 тыщ»! А гадимович матолька спустя полтора года пытался отмыть загаженные шортики: «не менее 100 тыщ»! Действительность оказывается намного скучнее: «палiтычная мiграцыя складае 30 — 50 % ад тых, хто прыехаў, гэта значыць, дзесьцi 9 — 12 тысяч».
Не могу не похвалиться, что мы общее число в самое большее 20 тысяч уехавших в Литву (что дает не более 10 тысяч беглых) назвали еще в августе 2021 года («Отмечаем первую годовщину», 12.08.21). Поскольку даже астапенями теперь подтверждено, что наш метод верен, что это научный метод, даю ссылку на многие другие статьи по статистике беглых и рекомендую внимательно их изучить («Будьте бдительны», 07.12.22).
* * *
Особая наша боль — за детей, которых бязглуздыя родители оторвали от родины. «Сямей з дзецьмi пасля 2020 года пераехала каля 300, усяго такiх у Лiтве каля 500». А сколько среди семей беглых — семей змагарских? Уперто-бчбанутых? Тех, которым экстремисты и террористы с-под Варшавы уже и цацку «Беларусь перадусiм» нарисовали?
Смотрим статистику по учебе в школах: «63,7 % атрымлiваюць адукацыю на рускай мове, 15,7 % — на беларускай, 13,5 % — на лiтоўскай, 7,1 % — на iншых». Две трети учатся так же, как и дома. У двух из трех детей ничего в учебе не поменялось, разве что детство кончилось. Как вам результаты?
Ведь если ты тот самый мифический «змагар, якiх мильёны», коли ты за новую и прыукрасную даже детей детства лишила, то и учить их надо не на «мове акупанта», отнюдь! Хоть в чем-то может быть логичной и последовательной семья протестуна и змагарки? Но таких дурных от силы 15 процентов (и то, уверен, вдвое меньше).
Из чего следует, что вновь созданной Комиссии предстоит много реальной работы: эмоции схлынут, «пратэст здуецца» и за мелкие совершенные правонарушения (отчего и бегли) захочется попросить прощения у страны. И вернуться.
Кстати, а давайте и мы с вами посчитаем. Результаты ЦИК по выборам 2020 года: против всех — 4,59 процента, за гуайдиху — 10,12, всего 15 процентов. Не бывает таких совпадений, цифры не врут: это тот самый протестный электорат.
* * *
«Як адзначаюць аўтары даследавання, вынiкi могуць быць карыснымi для стратэгii камунiкацыi i працы з дыяспарай» — а какая тут может быть стратегия, кроме как «Домой!»? Тем более что сама «дыяспара» (диаспорой по определению не являющаяся) «працаваць» с беглыми штабами и проходными кабинэтами не хочет. Просто из чувства брезгливости, а также полной, пусть и подсознательной, уверенности, что кинут. Про обманут и говорить не стоит, уже обманули и не раз.
Вообще-то, для верхушки белорусских экстремистов и террористов за рубежом результаты этого исследования должны стать шоком. Как и начавшие появляться в конце прошлого — начале нынешнего года результаты некоторых опросов. Ведь они бьют, можно сказать, под гранты всем грантососам. Которым нужно втирать своим европейским и американским спонсорам, что «дыяспора вельмi вялiкая» и они там — избранное гуайдо в изгнании.
А получается: втирали — врали. Значит, денег будет все меньше. А жрать с возрастом хочется все больше, хоть на Зянона посмотрите: ради кормушки готов последнее испохабить.
Меж тем на вопрос «Собираетесь ли вы вернуться в Беларусь?» — однозначно «да» и «скорее всего» отвечают 42,1 процента опрошенных за рубежом. Вот почему для офисов и кабинэтов, советов и штабов так страшна сама идея Комиссии. Вот почему ПалПадлыча видели у порога многих польских сановников перед их решениями о закрытии границ.
* * *
И без социологии понятно: если уж люди едут в Литву, то — работать. А не вотэтовот все. «У мiграцыi з Беларусi ў Лiтву дамiнуюць мужчыны: 70 — 90 %. У адрозненне ад мiграцыi ў Нямеччыну i Iталiю, дзе жанчын якраз каля 70 %». И где они наверняка проигрывают украинкам конкурентную барацьбу, будете спорить?
Работать — причем работать руками. «У сферы занятасцi абсалютна дамiнуе транспарт i лагiстыка. У гэтых сферах у 2021 годзе было працаўладкавана 68,82 % грамадзян Беларусi». Это что такое, транспорт и логистика? Это наши дальнобои! Водители большегрузов, труженики баранки, их больше чем две трети. Это те, которые перерегистрировались у соседей, чтобы вынужденно (от европейских демократических санкций вынужденно) сохранить профессию, работу, свой образ жизни.
И не в Литве они, по сути, живут, а в кабинах фур, чтоб вы знали.
«Яшчэ 16,2 % былi занятыя ў будаўнiцтве» — подсобники в погоне за длинным рублем. Тут как кому повезет: могут запросто кинуть, таких случаев — полон интернет. Но можно и заработать. Не намного и больше, чем дома, но я ж говорю — в погоне. За морем ведь — телушка-полушка?
* * *
Именно так, кстати, называлась статья годовой давности: «Телушка — полушка», (12.05.22, «СБ. Беларусь сегодня»). В ней рассказывалось о бегстве айтишников, а также «хипстеров, блогерок, зумеров, урбанисток, для кого жизненно важно посерфить себе там, отлайкать фрэнда здесь, оставить твит, зачекиниться в очередном шопе, кто уже не представляет жизни без коворкингов, опенспейсов, лаунжей, комьюнити и — waw! — хакатонов».
Бежали они не только в Литву, но и в Грузию. К солнцу и теплому морю. Даже и тогда (до СВО и штурмов Верхнего Ларса) цены росли стремительно, но качество предлагаемой мигрантам жизни падало еще быстрее. Внезапно, например, оказалось, что зимой там не топят. А зима там наступает регулярно, по расписанию, минимум раз в году… да и других проблем полно. В общем, стонет там продвинутая наша публика, льет там слезы на мониторы и тоже хочет домой.
Да, так а что в Литве-то с айти? Которые, как писали недожурналисты, увезли туда весь «белорусский потенциал» вместе с Парком? Где, как публиковали экстремистские медиа, и начнется расцвет высоких технологий вручную от офисных борцунов?
Исследование дает и этот ответ: «Доля IT на рынку працы — 5,58 %. Гэта значыць, вельмi далёка ад IТ-НДА-гламурнага вобраза, якi будуюць СМI. Нават калi ўсiх часова не занятых i г.д. аднесцi да «творчых» галiн», — грустно отмечают астапени и сквозь зубы печатают экстремисты.
Настолько правдиво, что у меня, грешным делом, уже закрадываются мысли… разные мысли, не буду пока все раскрывать... мне Паук звонил, слыхали вы?.. просился…
* * *
Выводы делайте сами. И вот только я это написал, как еще одна новость из-за границы поразила, можно сказать, в самое сердце: «Праходны кабiнэт ўзнагародзiў медалём 27 загiнулых удзельнiкаў беларускiх пратэстаў i беларускiх добраахвотнiкаў… самi iх iмёны будуць заставацца таямнiцай з меркаванняў бяспекi».
Теперь стало понятно, для чего им медаль с гитлеровским «Беларусь перадусiм» — чтобы вешать на могилы. Осиновый кол, на нем — Железный крест у самых-самых полицаек, а сдохших, но так и не замеченных мировым сообчеством отметят медалём. Чтобы даже их могилы потомками не забывались, чтобы видели, куда плюнуть.
Хотите так? — оставайтесь.
Хотите по-людски? — домой.