В Генеральной прокуратуре также рассказали, что по результатам расследования стало известно о повсеместном уничтожении имущества, его изъятии в пользу агрессора. Кроме этого, разрушались промышленные предприятия, здания, объекты инфраструктуры. Оккупанты грабили колхозы, отбирали скот, вывозили оборудование (паровые котлы, турбины, передвижные электростанции, металлорежущие станки, деревообрабатывающее оборудование и т.п.), а также похищали историко-культурные ценности. Например, музейные экспонаты, предметы живописи, драгоценности.
— Такими действиями БССР и ее жителям был причинен ущерб, подлежащий оценке и исчислению в денежном выражении. С учетом инфляции американской валюты общая сумма ущерба может составлять не менее 500 млрд долларов, — заявили в Генеральной прокуратуре. Предполагается, что результаты работы межведомственной комиссии могут быть использованы во время судебной защиты имущественных интересов и возмещения причиненного вреда. .
КОМПЕТЕНТНО
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор:
— Если мы докажем в Международном суде, что против граждан нашей страны был целенаправленный геноцид (а про это в «СБ» будет отдельный разговор, я нашел уникальные немецкие документы — закрытую и нигде не публиковавшуюся ранее Директиву Розенберга, детально расписывающую, как уничтожать и онемечивать белорусов. Этот документ мы предоставим Генеральной прокуратуре), это будет чрезвычайно важный момент. Напомню, что в 1904—1908 годах колониальными войсками кайзеровской Германии было уничтожено около 65 тысяч (до 80 процентов) человек из племени гереро в Юго-Западной Африке на территории современной Намибии. Устроили концлагеря, отрезали им головы и продавали в качестве антропологических экспонатов во все музеи Европы. Так вот, Германия признала, что в отношении племен гереро и нама был учинен геноцид. Им будет выплачена компенсация — если не ошибаюсь, 1,5 миллиарда долларов.
Это очень важно, потому что в данном случае речь идет о потерях, которые понесла наша страна как в хозяйственно-экономическом плане (одной из форм геноцида стало провоцирование голода через реквизиции для умерщвления больших масс населения), так и в демографическом. Мы должны эти вещи рационально и корректно просчитать и учесть. Известно, что была компенсация тем, кто работал на немецких заводах. Но никто не подсчитал тот принудительный труд, который под угрозой оружия производило все население Беларуси в годы оккупации. А это тоже рабский труд, эксплуатация и уничтожение. Да, были выплаты репараций. Но одно дело — репарации, а совсем другое — геноцид.
Поэтому решение Генеральной прокуратуры — абсолютно уместная и общепринятая практика. Если мы докажем факты геноцида, получим полное право в том числе и на материальные компенсации потерь, понесенных нашим народом. В любом случае мы должны ознакомить наше общество, белорусский народ с теми объективными потерями, которые произошли в те страшные и дикие для нашей нации годы, навсегда наложившие отпечаток на ее развитие.