Наталья Батракова: «Я обыкновенная женщина, которой хочется любви»

«Я уважительно отношусь к своему прошлому и к тем ошибкам, которые совершала. В своей прошлой жизни я бы ничего не хотела изменить».

«Я уважительно отношусь к своему прошлому и к тем ошибкам, которые совершала. В своей прошлой жизни я бы ничего не хотела изменить». О том, что нужно делать, чтобы уважать свое прошлое и почему лучше обходить стороной гадалок и предсказательниц, накануне Всемирного дня писателя корреспонденту «ЗН» рассказала популярная белорусская писательница, романы которой не единожды переиздавались, Наталья Батракова.

- Наталья Николаевна, ваша основная специальность – инженер железнодорожного транспорта — далека от творчества. Как вы начали писать?


-Если что-то начинаешь описывать словами, то нужно очень острожно к этому подходить - может догнать- Писать стихи я пыталась еще в детстве. Правда, назвать стихами эти рифмованные строки было нельзя. Я не относилась серьезно к этому занятию. В школе мне было сложнее, чем остальным ребятам, определиться в своих склонностях. Я была отличницей, поэтому у меня все получалось одинаково. Но поступать хотела в Московский госуниверситет. Хорошим примером для меня были дядя и тетя, которые, как и я, окончив такую же провинциальную школу, без всякой поддержки поехали в Москву и поступили в МГУ.


Кстати, мой дядя, будучи в свое время главным редактором «Калининградской правды», наверное, был единственным, кто говорил моей маме, что я должна писать и поступать в литературный институт. Когда он приезжал в отпуск, то с удовольствием читал мои сочинения, опусы.


Любовь к литературе мне привили родители. У нас дома всегда было много книг. Помню, как во время обеда мама и папа наперегонки бежали к почтовому ящику, чтобы достать толстый журнал, который приходил по подписке. Кто первым его доставал, тот первым и читал.


А то, что я пыталась рифмовать, никому очень долгое время не показывала. Только в институте мои друзья узнали об этом. Чуть позже даже хотели тайно, за моей спиной, издать какой-то сборник.


На что я ответила, что если решу издать книгу, то займусь этим сама… Первый мой сборник «Состояния души» вышел в 2000 году. Но параллельно с этим я пыталась писать прозу, о чем рассказала в издательстве. Тогда мне сказали: «Хорошо. Приноси. Посмотрим, что получится». Я принесла и скромно положила в стол. Буквально через пару дней мне позвонила заместитель главного редактора издательства Света Морозова, которую называют крестной мамой писательницы Батраковой, и сказала, чтобы я продолжала писать дальше. Как-то так все и получилось. А когда в прошлом году вышел роман «Миг бесконечности», я поняла, что написание книг уже не хобби, а скорее работа, потому что приходится уделять этому все больше времени.


В гомельский институт железнодорожного транспорта я попала совершенно случайно, по воле судьбы. Перед экзаменами в МГУ приболела, поэтому не смогла поехать в Москву. И чтобы не терять год, мы с мамой решили, что я где-нибудь поучусь. А так как я окончила школу с золотой медалью, то меня без экзаменов приняли в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта.


За первый год, который там проучилась, я активно включилась в художественную самодеятельность, мне все нравилось - и компания, и то, что я вырвалась из-под родительского крыла, стала самостоятельной. Жизнь в общежитии, столько друзей, сам город такой теплый, светлый, веселый… Поэтому спустя год я не стала уезжать из Гомеля. Сейчас понимаю, что это было правильное решение.


- Получается, что вы верите в судьбу?


- Отчасти я верю, что в чем-то наша жизнь предопределена. Герои моих книг научили меня анализировать не только факты из их жизни, но и своей собственной. В моей жизни были моменты, когда появлялись какие-то знаки, я пыталась что-то изменить, но неведомая сила мешала мне. И я принимала это как должное. В одной из моих книг есть диалог, где у героини, писательницы, спрашивают: «Может, нашу книгу кто-то там наверху тоже пишет?» Действительно, может быть, для кого-то мы – главные герои?


- Говорят, что не стоит близко воспринимать проблемы других людей – это может плохо отразиться на твоей жизни. А читая ваши романы, чувствуешь, что каждая история прожита вами. Не боитесь переживать и радоваться вместе со своими героями?


- Я должна сама попробовать все то, что делают мои герои, прочувствовать это, чтобы создать максимально правдоподобную историю. Но я крайне осторожно отношусь к моделированию тех или иных ситуаций. Со мной происходили случаи, проанализировав которые я понимала, что о чем-то писать не стоит. «Не буди лихо», как говорится. Например, мой сын однажды попал в аварию на квадроцикле. В романе, который тогда писала, аналогично складывалась ситуация у одного из героев. И заканчивалась не очень хорошо. Когда я это поняла, то удалила огромный кусок текста во всех сохраненных файлах, где описывала эту историю.


Через некоторое время, сделав повторную томограмму мозга, оказалось, что осколки исчезли и сына оперировать не нужно. Не знаю, мистика это или нет, но если что-то начинаешь описывать словами, то нужно очень осторожно к этому подходить – может догнать.


- Наталья Николаевна, вас редко можно увидеть по ТВ и на светских мероприятиях. Почему?


- У меня нет времени на то, чтобы тусоваться в какой-то компании или мелькать в телевизоре. Не могу распыляться. Я хочу самостоятельно, без навязывания заинтересовать людей как личность.
Но я всегда нахожу время на встречи с читателями. Однажды в Миховичах ко мне подошла женщина и сказала: «Ваши книги спасли мне жизнь». Я сразу очень растерялась. Оказалось, что эта женщина выписалась после операции, на которую не была настроена, потому что устала бороться со своей болезнью – она лежала в кардиологическом центре. Женщина рассказала, что когда она прочла мои книги, то сама попросила доктора, чтобы ей скорее сделали операцию. «Я хочу жить, я хочу влюбиться», - говорила она.


Сейчас, работая над продолжением «Мига бесконечности», я понимаю, что должна поднять новые темы, те, которые будут близкими и понятыми, должна копнуть то, что у кого-то болит. Но в то же время я никогда не даю советы на страницах своих книг.


А вообще, я совсем недавно начала нормально относиться к тому, что меня называют писателем. До выхода последнего романа я настаивала на том, что я просто автор. Более того, я считаю, что называть себя писателем можно только когда твои книги читаются спустя годы и когда растет читательская аудитория.


- А что вас может заставить отказаться от творчества?


- Если говорить о моей семье, то она уже ко многому привыкла, притерпелась. Я ей очень благодарна за это. Понимаю, что время, которое уделяешь этому труду, можно было бы посвятить семье. Но уже не могу без этого. Писать для меня – то же самое, что для других есть, пить, спать. И вообще я не хочу об этом думать. Молю Бога, чтобы таких причин не возникло, потому что они уже случались в моей жизни. Например, роман «Миг бесконечности» я писала пять лет, потому что было два года простоя. За это время я потеряла двух близких и дорогих мне людей – папу и подругу. А когда у меня болит душа, а это было действительно больно, полета, который зовет за собой, нет.

Внуки Натальи Батраковой научились читать очень рано, как и их бабушка
- Вам приходилось когда-нибудь сочинять или читать своим внукам сказки?


- Да, приходилось. Но сейчас они уже умеют читать сами – научились так же рано, как и их бабушка. Меня записали в библиотеку, когда я еще не ходила в первый класс. Но сказки для меня закончились уже в пять лет.


А если честно, то я не люблю сказки. Этот этап остался где-то там… Я реалистка. Хотя надо мной посмеиваются иногда, говоря, что я пишу развернутые сказки для взрослых.


- Наверное, нет ни одного писателя, который бы не столкнулся с критикой. Как вы относитесь к негативным отзывам в ваш адрес, например со стороны критиков?


- Конечно, их достаточно. Некоторые говорят так: «Откуда взялась эта Батракова с инженерным образованием да еще с такой фамилией?!». Увы, чаще встречается не критика, а откровенная грязь. Это, конечно, неприятно. В то же время я понимаю, что такой читательской аудитории, как у меня, наверное, нет ни у одного подобного критика. Если увеличивается количество злопыхателей, то с такой же скоростью растет и читательская аудитория. К этому нужно относиться философски. Такие моменты должны быть, чтобы у творческого человека не выросла корона абсолютной гениальности.

- А вы не хотели бы написать роман, основой которого стала бы ваша биография?


- В моей биографии нет ничего необычного, нет неожиданных поворотов. В моей жизни много обыкновенной рутинной работы, которая присутствует в жизни большинства людей и со стороны кажется неинтересной. Я обыкновенная женщина, которой хочется любви и чтобы дом был полной чашей. А успехом, как я шучу иногда, обязана своей фамилии: без труда мне ничего в жизни не далось. Да и менять в своей жизни ничего бы не стала. Например, я люблю свой возраст и не хочу стать моложе, чтобы что-то переиграть. Чтобы уважительно относиться к своему прошлому, нужно вовремя просить прощение, если вдруг кого-то обидел. Чем раньше ты это сделаешь, тем лучше. А еще ничего не хочу знать о своем будущем. Я никогда не обращалась к гадалкам, предсказательницам, стараюсь всячески обходить их стороной. В том-то и прелесть, что мы не знаем будущего. Нельзя позволять себя программировать.


- А есть ли у вас принципы или убеждения, от которых вы никогда не откажетесь?


- Некоторые свои принципы, которые мне когда-то казались незыблемыми, я пересмотрела. Наверное, единственное, чего я никогда не пересмотрю, так это то, что нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно обязательно к чему-то стремиться, карабкаться. Как только ты останавливаешься, то попадаешь в число опоздавших. Более того, пропадает интерес к жизни.


- Наталья Николаевна, вы очень занятой человек. Но все-таки время на отдых, наверное, находите? Как любите отдыхать?


- Мне уже достаточно много лет, я уже в чем-то определилась. Попробовала одно, второе, третье… На сегодняшний день я сумасшедший грибник. Очень люблю гулять по лесу одна. Могу пойти утром, а выйти только когда начнет смеркаться. А был период, когда мы с мужем увлекались дайвингом. Приезжая на море, первым делом искали дайвинг-клуб. А еще у меня в саду растет 200 кустов роз… Я всегда не понимала людей, которые говорят, что им нечем заняться.

Николай МАЧЕКИН, «ЗН», фото из личного архива Натальи Батраковой


Наталья Батракова

Родилась: 18 мая 1964 года в г. п. Белыничи (Могилевская область)

Образование: окончила Белорусский государственный университет транспорта

Семья: муж - Сергей, управляющий транспортной компанией, дочь – Татьяна и сын – Дмитрий, окончили факультет международных отношений БГУ, внуки – Вероника (8 лет) и Игнат (5 лет)

Автор романов: «Территория души», «Площадь согласия», «Миг бесконечности»

Вкусы: еда – приготовленная с любовью, напиток – чистая вода, кино – мелодрамы, музыка – инструментальная

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter