Спецхран. Нарочанская баллада: возмездие

Нарочанский край: возмездие

Как известно, в Беларуси учрежден государственный праздник — День народного единства. Отмечаться он будет 17 сентября: именно в этот день в 1939 году случился акт исторической справедливости в отношении нашего народа — воссоединение Западной Белоруссии и БССР. Однако путь к настоящему единству оказался весьма непростым. Вскоре после воссоединения на белорусскую землю опустился мрак фашистской оккупации, затем свои «коррективы» пытались внести польские банды, злодействовавшие в освобожденной от гитлеровцев Западной Белоруссии. Сегодня речь о том, как Нарочанский край вернулся к мирной жизни и как отряды советских «истребителей» из НКВД зачищали Свирский район Вилейской (а затем Молодечненской) области от кровавых пришлых «партизан», руководимых лондонским центром.

Участковые инспектора милиции на учебных сборах в Молодечно. 1949 г.

Полицаи бывшими не бывают

Обширную работу по этой теме опубликовал в сети исследователь исторического прошлого Андрей Тисецкий на основе машинописных воспоминаний бывшего офицера НКВД/МВД с довоенных времен Тихона Шабаловского, родившегося в 1914 году в Освейском (ныне Верхнедвинский) районе. В 1944—1946 годах Тихон Александрович работал в отделе по борьбе с бандитизмом УНКВД Вилейской, а потом Молодечненской области БССР. В частности — в ликвидированном в 1959-м Свирском районе, о бесчинствах белополяков в котором мы писали в предыдущем материале серии «Спецхран». Тихон Шабаловский вспоминал:

«В октябре 1944 года вместе с другими сотрудниками Чаусского РО МВД я был направлен в командировку на 10 дней в бывшую Вилейскую область для оказания помощи сотрудникам НКВД по борьбе с бандитизмом. По прибытии в областное УНКВД в г. Вилейке нам, прикомандированным, начальник управления полковник Кресанов в беседе разъяснил, что в Вилейской области очень сильно поражены бандитизмом Свирский, Ивьевский и Ивенецкий районы, а действующие там банды не грабительские, а политические Армии Крайовой. Руководит и снабжает их оружием польское буржуазное правительство в Лондоне.

Банды созданы в западных областях Украины и Белоруссии для борьбы против советской власти и состоят из бывших немецких полицаев и других пособников, сыновей, богачей, противников советской власти и неустойчивых элементов».

ИЗ МИЛИЦЕЙСКИХ ОПЕРСВОДОК НКВД БССР ЗА 1945—1946 ГГ. ПО СВИРСКОМУ РАЙОНУ:

«27 февраля 1945 г. неизвестной бандгруппой численностью до 30 человек убиты управляющий раймаслопрома СИНЯКОВ В. И. и назначенный на эту должность новый управляющий с женой.

В ночь на 23 мая в деревне Свенчани пятеро неизвестных бандитов совершили нападение на дом гражданки СУЛЬДИЦКОЙ А. Смертельно ранили проживавшего у нее учителя МИХНЕВИЧА ­Б. А., избили саму СУЛЬДИЦКУЮ и скрылись.

8 ноября на дороге в Дворжицком лесу бандитами убит житель местечка Жуковины ЛУКАШЕВИЧ Р. Е., работавший по обеспечению хлебопоставок и следовавший на велосипеде в местечко Свирь для сдачи в госбанк 16 000 рублей государственных денег. Бандиты захватили у убитого деньги.

В ночь на 17 ноября в деревне Янипичи банда, возглавляемая СПЕГЛЯНИНЫМ, напала на дом депутата сельсовета РЕМЕНИЦА и убила РЕМЕНИЦА, его мать, жену, сына и дочь, после чего сожгла дом и надворные постройки».

Мобилизация после Победы

Неудивительно, что перед органами НКВД была поставлена задача в кратчайшие сроки ликвидировать и обезвредить обнаглевшие банды убийц, чтобы советские органы и жители сельской местности могли спокойно жить и работать. Тихон Шабаловский вспоминал, что для выполнения этой задачи работниками НКВД с помощью партийных и советских органов были проведены следующие мероприятия:

«1. В помощь органам ББ НКВД были организованы истребительные отряды и группы. Вооружались они трофейным оружием, винтовками. На моем участке был организован отряд истребителей из учащихся Свирской школы механизации сельского хозяйства, которая была укомплектована бывшими партизанами… Были организованы группы истребителей при сельсоветах.

2. С населением в каждой деревне были проведены собрания по легализации уклоняющихся от призыва в Красную армию, т.к. было дано указание из НКВД о том, что тех граждан, которые не участвовали в бандах, а только уклонялись от призыва в армию, и сами явятся в органы НКВД, не привлекать к ответственности, а направлять в военкоматы для постановки на военный учет. Таким путем мною было легализовано очень много мужчин, скрывавшихся от призыва».

Помыться не успели. Отмыться не смогут

Для ликвидации банд выделялись группы солдат, писал Тихон Шабаловский. В результате были ликвидированы банды Спеглянина («Януша»), бандгруппы братьев Пометько, Мастеницы. Как это происходило — в воспоминаниях бывшего оперативника:

«Мною были получены данные о том, что перед Пасхой братья Мастеницы придут домой к матери и сестре помыться в бане на хутор дер. Костеничи… На хутор мы прибыли ночью, окружили дом, и когда я постучал в дверь, то мне долго не открывали, но внутри был слышен шум. Затем я постучал в окно, и, когда открыли, мать и сестра заявили, что у них никого нет, а братья служат в Красной армии. Однако в ходе обыска двое братьев, вооруженных автоматом ППШ и русской винтовкой, были обнаружены в подпечье».

Еще эпизод о ликвидации «семейного подряда»:

«В августе 1945 года мною было установлено, что участники бандгруппы — три брата Пометько — в субботу ночью придут к своему отцу, проживавшему на хуторе близ д. Костеневичи. Отец для сыновей будет топить баню и гнать самогон… На хутор Пометько мы прибыли рано утром, окружили его, просмотрели баню. В ней никого не было, но она была истоплена. Недалеко от бани в лесу был обнаружен самогонный аппарат. Когда постучали в дверь дома, ее открыл отец бандитов, который заявил, что сыновей не было, они служат в Красной армии. Было решено произвести обыск. Открыли сарай, возле сена стояла лестница, и, когда по ней наверх стал подниматься солдат, раздался выстрел, и он упал убитый. Бандитам предложили сдаться, даже через их сестру посылали записку, но они не сдавались до вечера. Вечером бандиты стали по нам стрелять через соломенную крышу. Сарай загорелся, но братья Пометько, а с ними еще два неизвестных бандита не вышли, только спели песню «Еще Польска не сгинела» и сгорели».

Описал Шабаловский и ликвидацию крупнейшей в Свирском районе банды АК:

«Банда Спеглянина — «Януша» дислоцировалась в лесу Кукарь (Кукор), окруженном труднопроходимым болотом. В ночное время банда выходила из леса, брала у крестьян в деревне лошадей, совершала преступления (убийства, грабежи)… Для поимки бандитов вокруг леса в болоте в ночное время была организована засада из солдат, работников НКВД и истребителей. Ночью главарь банды Спеглянин — «Януш», выходя из леса, в болоте наткнулся на засаду. И когда ему солдаты крикнули: «Стой!», он стал отстреливаться из пистолета и побежал, но был убит. При нем было обнаружено: пистолет иностранной марки и автомат ППС с надписью на рукоятке «Януш». Наутро солдатами и истребителями была организована проческа леса, был обнаружен лагерь, на дереве висел радиопередатчик. В землянке было обнаружено много награбленных в магазинах и у населения вещей, 4 винтовки и продукты питания: сало, копченые окорока и колбасы в бочках».

Служебное удостоверение одного из первых после освобождения БССР от гитлеровских оккупантов оперуполномоченных уголовного розыска УНКВД Вилейской области.

Операция «Ликвидация»

С 4 по 12 марта 1945 года силами милиции и общественности была проведена крупная операция по ликвидации банд в Ивьевском, Ошмянском, Юратишском, Свирском, Островецком и Воложинском районах, а с 15 марта по 10 апреля — в Сморгонском районе. В этой операции участвовало 4966 партийных и советских работников, сотрудников милиции, бойцов истребительных батальонов, которые задержали 99 бандитов, 52 пособника бандитизму, 2580 лиц, уклонившихся от призыва в армию, и 109 дезертиров из Красной армии.

Андрей Тисецкий заключает, что предпринимаемые в 1944—1946 годах меры позволили подавить открытые выступления антисоветского вооруженного подполья и ликвидировать его наиболее крупные структуры:

— Однако, являясь по своей сути силовыми акциями, они решали лишь частные задачи, нередко негативно сказываясь на авторитете советской власти у населения. Чтобы ликвидировать террор как явление, было необходимо устранять причины и условия его возникновения. В дальнейшем на основании постановления Совета Министров СССР от 20 января 1947 г. борьба с антисоветским вооруженным подпольем была полностью возложена на органы государственной безопасности.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter