Мир развлечений. Заметки к юбилею Уолта Диснея

Нарисовано для всех

5 декабря исполняется 120 лет со дня рождения Уолта Диснея. Человека, подарившего нам не только множество прекрасных мультфильмов, но и создавшего неповторимый мир развлечений. Пройти мимо его творчества не удастся: в кино, по телевизору, в магазине или парке отдыха непременно встретишь диснеевское наследство, даже если не ждешь встречи с ним. Достаточно остановиться всего на трех фрагментах истории, чтобы понять, насколько успешна, значима и практична фигура Уолта Диснея.


Знакомьтесь — «Три поросенка»

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?

Эту веселую песенку из популярного детского радиоспектакля некогда знал практически каждый. Виниловая пластинка с советской постановкой «Три поросенка» была одной из самых любимых детворой. Мурлыча под нос веселый мотивчик, малыши да и многие взрослые даже не подозревали, что корни мелодии — диснеевского происхождения. На наших пластинках было кратко написано: «Сергей Михалков. Музыка Михаила Мееровича». Никаких импортных упоминаний не было и в помине! Звуковое оформление Мееровича в действительности относилось к спектаклю, а вот сама песенка позаимствована из более давних времен. В СССР ее знали, как и первоисточник — диснеевский одноименный мультфильм. Вместе с «Пароходиком Вилли» и еще несколькими короткометражками его активно показывали в 1930‑е. Однако поколению 1970‑х те эпохальные явления Диснея были неизвестны, а людьми постарше за древностью лет забыты…

«Три поросенка» не зря считается одним из самых успешных мультфильмов всех времен. Он появился в 1933 году, когда студия Диснея только захватила рынок цветной анимации, заключив эксклюзивное пятилетнее соглашение с Technicolor. Необычайно яркий для своего времени фильм произвел настоящий фурор — кинотеатры демонстрировали его в течение нескольких месяцев после премьеры. Это была настоящая встряска в годы Великой депрессии, кассовые сборы превзошли самые смелые ожидания.
Сопутствующая рекламная кампания завалила зрителей куклами поросят и волка, а песенка звучала из каждого радиоприемника и граммофона… Не только в США — по всему миру.
Дисней тонко уловил момент. Становление студии пришлось на первые годы звукового кино, и мультипликатор, вероятно, одним из первых понял, насколько важна музыка, звучащая с экрана. Она — тот универсальный язык, который способен донести эмоции героев без слов. Оригинальная песенка переводится с английского «Кто боится большого злого волка?». Простыми четверостишьями она лаконично пересказывает назидательный сюжет про трех поросят в том виде, который каждый знает с детства. В США тогда и сегодня многие считают этот веселый мотив композитора Фрэнка Черчилля аллегорией, символизирующей одновременно беспечность и решимость Америки против «большого плохого волка», олицетворяющего собой Великую депрессию.


Пока западный мир переживал глубокий экономический кризис и его последствия, СССР строил новую жизнь. Коллективизация, индустриализация, поиск собственных культурных форм… Фестиваль американских мультфильмов в 1933 году и Московский международный кинофестиваль два года спустя привлекли внимание товарища Сталина к мультипликации. Появилась студия «Союзмультфильм», а советские специалисты стали внимательно изучать передовой мировой опыт. Никто не скрывает, что популярные диснеевские работы, в частности «Три поросенка», оказали заметное влияние на отечественную мультипликацию и придали стимул искать свой путь.

Классический квартет


Классические герои мультфильмов Диснея — мышонок Микки Маус (1928 — год первого появления), псы Плуто (1930‑й) и Гуфи (1932‑й), а также селезень Дональд Дак (1934‑й). Они приобрели огромную популярность в 1930—1950‑е годы, когда регулярно выходили короткометражные мультфильмы с их участием. В дальнейшем персонажи ушли на пенсию, чтобы снова появиться в эпоху телесериалов.

ФАКТЫ

♦ Во время Первой мировой войны Дисней отправился в Европу и год провел за рулем машины Международного Красного Креста. Коллегой по службе во Франции оказался будущий владелец McDonald’s Рэй Крок.

♦ В 1919‑м молодой Дисней был уволен из газеты «Канзас‑Сити Стар». По мнению редактора, «ему не хватало воображения и хороших идей». Работать надо было журналистом — писать статьи, а Уолт все время отвлекался на рисование.

♦ Вопреки распространенному заблуждению, Микки Мауса, ставшего лицом и талисманом студии, нарисовал не Уолт Дисней, а его компаньон и художник Аб Айверкс. Зато Уолт лично озвучивал мышонка.

♦ Компании Диснея принадлежит первенство практически во всех мультипликационных начинаниях. Его студия выпустила первый звуковой мультфильм «Пароходик Вилли» (1928 год), первый цветной «Цветы и деревья» (1932‑й) и первый полнометражный «Белоснежка и семь гномов» (1937‑й) продолжительностью 83 минуты.

В подарок — «Бемби»

Летом 1945 года на советские экраны вышел «Бемби». Его смотрел, им восхищался и стар и млад. Многие не верили, что мультипликационные персонажи, их движения могут быть так тонко и точно прорисованы. Создатель нашего незабываемого Чебурашки, родившийся в Минске художник Леонид Шварц­ман, вспоминал: «Я приехал в Москву из эвакуации и почти сразу попал на показ диснеевского «Бемби». Зрители хохотали, буквально сползая с кресел, а некоторые наивно думали, что им демонстрируют чудеса дрессировки: вот какие зайчики, оленята и барсуки теперь снимаются в кино! Это, конечно, дорогого стоит».
«Бемби» не случайно появился в наших кинотеатрах именно летом 1945‑го. Это был подарок Уолта Диснея советской стране — народу, сломавшему хребет фашизму, выстоявшему и победившему в ужасной войне.

Вероятно, широкий жест Диснея имел и свою оборотную сторону. В 1942 году трогательная история про взрослеющего олененка оказалась неинтересна американцам. Полыхающая мировая война не просто изменила актуальные зрительские приоритеты, но и фатально лишила диснеевскую продукцию богатого европейского рынка. К маю 1945‑го, очевидно, Дисней полагал, что проект окончательно провалился. И подарок СССР виделся как один из способов вернуть себя европейцам. Кто знает, может, именно этот благородный поступок стал одним из факторов дальнейшего успеха. Повторный прокат мульт­фильма в 1947‑м был тепло принят американской публикой. Потраченные усилия окупились с лихвой. Не зря Дисней называл «Бемби» своим любимым мультфильмом.

В первые мирные годы людям необходима была красивая сказка. Простая, незатейливая. Ведь «Бемби» — это словно маленькая копия нашего мира. Первые радости всегда сменяются испытаниями. И только пройдя через них, можно построить свою жизнь.

«Я не снимаю фильмы в первую очередь для детей. Я делаю их для ребенка в каждом из нас, будь нам шесть или шестьдесят».

Развлечения — Диснейленд

Для поколения развитого социализма Дисней был мифом. Легендой о том, что за океаном показывают Микки Мауса, Дональда, Плуто и прочих его героев. Мы не видели этих фильмов и могли лишь предполагать, что они существуют... На самом деле еще в 1960‑е старая мультяшная гвардия ушла на пенсию. Новых фильмов про них давно не снимали. Существовали известные персонажи в виде массово выпускаемых аксессуаров, детских игрушек и прочих товаров.

Осколки этой праздной мишуры перепадали и нам. Мини‑комиксы на обертках жевательных резинок, канцелярских принадлежностях или редких одежках, по большому блату доставшихся от прибывших из‑за границы. Вся дешевая канцелярщина наряду с лощеными фантиками в нашем детском мире являла собой целое состояние. Сокровища хранились в коробочках и с особым трепетом предъявлялись друзьям в качестве символа «несметных богатств». Не иначе как с юмором теперь вспоминается, как школьники конца 1980‑х из первых зарубежных поездок привозили в качестве достойных сувениров этикетки, самоклейки и прочую мелкую цветастую полиграфию с Микки Маусом и Дональдом Даком.

«Диснейленд никогда не будет завершен. Он будет продолжать расти столько, насколько хватит воображения в мире».


Мы были голодными до подобных пестрых вещей. В СССР были похожие детские герои — Веселые человечки, но Самоделкин, Незнайка и его друзья жили лишь на страницах ежемесячных журналов. Советская легкая промышленность, приучившая граждан к аскетизму, не занималась широкой популяризацией знакомых образов. Да и не разменивался наш пищепром на мудреные изыски вроде жевательной резинки, в которой могло найтись место приятным детским мелочам.

Между тем вся эта незамысловатая атрибутика как раз и стала весьма прибыльным направлением индустрии развлечений. Считается, что Дисней первым начал активно продавать символику с мультяшными персонажами, что приносило студии стабильный и высокий доход. В дальнейшем желание детей не просто увидеть любимых героев, но и быть рядом с ними подвигло Диснея к идее создания специальных парков — Диснейлендов. Первый появился в пригороде Лос‑Анджелеса, Анахайме, в 1955 году, затем — еще пять в Америке, Азии и Европе. Они стали престижным местом проведения семейного досуга.
Будучи в Париже, запомнил, как половина нашей туристической группы променяла поход в Лувр на поездку в Диснейленд.
Это не просто стремление вернуться в детство, окунуться в мир давних грез, разложенных по сокровенным коробочкам, но и желание увидеть чудо, созданное идеями Диснея, воочию. Ведь не зря на входе в парк написано: «Всем, кто пришел в это счастливое место: «Добро пожаловать!» Диснейленд — это ваша страна. Здесь воскресают прекрасные воспоминания стариков, и здесь молодые могут вдохнуть вызов и обещания будущего».

НАСЛЕДИЕ

Компания, основанная вместе братьями Уолтом и Роем Диснеями почти 100 лет назад как небольшая анимационная студия, сегодня одна из крупнейших транснациональных корпораций. The Walt Disney Company включает в себя десяток голливудских студий, 11 парков развлечений и нескольких сетей телерадиовещания.

ПАГУБНАЯ ПРИВЫЧКА

Уолт Дисней прожил всего 65 лет. Умер 15 декабря 1965 года от рака легких. Роковым для мультипликатора‑миллиардера стало пристрастие к курению. Уолт неоднократно пытался бросить, но ни одна методика не принесла успеха. После смерти своего основателя студия отказалась от изображения сигарет в своих фильмах.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter