![](https://storage01.sb.by/iblock/e89/e89b1432aa4169534126bdd96302f5bd/71f1bf3b038075859c73cf2dd3de1d74.jpg)
«При поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант для молодых ученых «Наука М») сейчас нами реализуется проект по значимой для молодых исследователей (аспирантов, докторантов) теме: «Роль наставничества в системе подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях цифровизации белорусского общества», — отметила Алеся Соловей.
По ее словам, эта тема особенно актуальна для различных государственных направлений по расширению возможностей преемственности опыта между поколениями. Во внимании находится как академическая, так и вузовская наука для последующего сравнения и изучения роли наставничества в повышении эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации и определения основных направлений дальнейшего развития института научного наставничества в Беларуси.
Система научного наставничества как форма поддержки и обеспечения профессиональной адаптации и развития научной карьеры молодого ученого сейчас активно развивается. Наставники могут выступать в качестве вдохновляющих и мотивирующих «ролевых моделей» для молодых ученых. Опыт социологических исследований прошлых лет, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в среде академических ученых, показал важность морально-психологического климата и творческой атмосферы в научном коллективе, профессиональной помощи, передачи опыта и поддержки со стороны коллег.
Так, большинство молодых ученых до 35 лет указали, что в их институте есть ученые, которые являются примером профессионала лично для них, — 78,2 %. Абсолютное большинство молодых ученых отметили, что при необходимости могут обращаться за помощью по научной работе к своим коллегам — 97,5 % (в т. ч. 72,8 % — «да, всегда», 24,7 % — «скорее да»). Психологическим климатом в коллективе удовлетворены 80,3 % молодых исследователей. Испытывают чувство причастности к коллективу своего структурного подразделения и к коллективу своего института в целом 92,5 % и 76,9 % опрошенных респондентов соответственно.
Алеся Соловей добавила, что в зависимости от интеллектуальных способностей и творческих задатков мотивированная на исследовательскую деятельность молодежь может реализовать свой научный потенциал. В целом в Беларуси 32,4 % исследователей младше 35 лет, в ведущем научном учреждении страны (НАН Беларуси) таких 28,7 %.