Школьникам разрешили посидеть за рулем Vitovt Max II
Молодежи есть где показать себя
На проходной группу девятиклассников и сопровождающего педагога встречает заместитель директора Иван Жилко. Первым делом он инструктирует мальчиков и девочек по технике безопасности и предлагает облачиться в световозвращающие жилеты:– Троллейбусный парк относится к категории предприятий повышенной опасности. Ранее сюда не то что школьников, вообще посторонних не пускали. Поэтому ворон не считать, не отставать и внимательно смотреть под ноги и по сторонам!
...и подняться на лестницу, которая нужна для обслуживания токоприемников
Троллейбусный парк на улице Гурского, 17, появился в 1979 году: стремительные темпы роста микрорайонов Кунцевщина, Юго-Запад, Малиновка увеличивали потребность населения в перемещении по городу, рассказывает Иван Викторович:
– Из уроков истории вам наверняка известно имя Петра Мироновича Машерова. С этим государственным деятелем связана и история нашего троллейбусного парка. Машеров стал одним из инициаторов его строительства и непосредственным участником закладки первого камня в фундамент. Как и тогда, 44 года назад, наша миссия направлена на то, чтобы безопасно, быстро, качественно и в срок перевозить пассажиров. Сейчас у нас трудятся 760 человек, из них 408 водителей и 122 ремонтных рабочих, есть также диспетчеры, бухгалтеры, экономисты. Средний возраст работников – 47 лет. Приходит к нам и молодежь: в прошлом году восемь абитуриентов взяли целевые направления, после получения диплома они вернутся к нам по распределению. Новички активно вливаются в общественную жизнь: участвуют в спортивных соревнованиях, творческих фестивалях, берут призовые места в КВН. Коллективный договор предусматривает некоторые бонусы: к примеру, молодым работникам питание в столовой компенсируется в размере 50 процентов. Иногородним предоставляется общежитие. Средняя заработная плата на предприятии – 2440 рублей, у водителей чуть выше – более 3000 рублей.
После этих слов ребята оживленно зашептались: уровень оплаты труда явно показался им привлекательным. Владислав Дудко поинтересовался, можно ли устроиться на предприятие автослесарем:
– Планирую после 9-го класса пойти обучаться по этой профессии: во-первых, нравится само дело, да и фактор оплаты труда не стоит сбрасывать со счетов – это весьма прибыльное занятие.
– У нас автослесарям работы хватает всегда, ведь на обслуживании находятся 196 машин. И оплата труда не самая маленькая, – резонно замечает Иван Викторович.
На табло в режиме онлайн можно следить за передвижениями всех машин парка
Условия труда комфортные
Что ж, материальное вознаграждение действительно играет не последнюю роль при выборе места работы. Но как насчет условий труда? Для начала визитеры заглянули в цех технического обслуживания, где проводится ежедневный профилактический осмотр подвижного состава после возвращения с линии. Если выявляются технические неисправности, они сразу устраняются. В отличие от автомашин троллейбусы состоят из двух частей – электрической и механической. Поэтому следующая остановка у экскурсантов – электроучасток. Здесь ремонтируются все электроузлы, которые снимаются с троллейбуса из-за технической неисправности. Следом направляемся в агрегатный цех. В нем ремонтируются механические части троллейбуса: пневмоэлементы, тормозные элементы, компрессоры.В цехе технического обслуживания проводится осмотр подвижного состава
Работа не из простых
У водителей сложная работа, сопряженная с ранними подъемами (рабочий день начинается в 04:00) и поздними возвращениями домой, добавляет Иван Жилко:– Управляя троллейбусом в условиях интенсивного движения, они отвечают за безопасность пассажиров. Поэтому каждое утро у водителей начинается с того, что они проходят медицинское освидетельствование. Но даже если алкотестер покажет, что все в порядке, а у врача возникнут сомнения в хорошем самочувствии работника, он имеет право отказать водителю в выходе на маршрут.
Чтобы троллейбусы шли с умеренным интервалом друг за другом, составляется расписание, кто и во сколько должен выйти на линию. Диспетчер на время работы водителя является его руководителем: регулирует движение и дает указания, что и как делать, если произошла техническая неисправность.
Есть на предприятии и комната забытых вещей: оставленные пассажирами предметы хранятся в ней шесть месяцев. Если собственник не объявился, потерянная вещь утилизируется.
Ребят отвели на площадку, где троллейбусы «отдыхают» после работы. Школьникам разрешили посидеть за рулем Vitovt Max II, где они оценили просторную кабину водителя. Напоследок поинтересовались, как можно стать водителем троллейбуса. Для этого нужно соответствовать нескольким требованиям, объясняет Иван Жилко:
– Возраст – не младше 21 года. Важно иметь хорошее здоровье, нужно получить заключение медкомиссии и взять справку о том, что вы не состоите на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Пол неважен. Затем предстоит пройти обучение в Минском государственном колледже технологии машиностроения, во время которого будущие водители получат знания по ПДД, устройству троллейбуса, культуре обслуживания и другим дисциплинам. Освоив теорию, они приобретут навыки вождения с инструктором, «накатают» необходимое количество часов по городу и только после этого сдадут экзамен в ГАИ. Во время обучения будущим водителям выплачивается стипендия в размере 1300 рублей. К слову, чтобы поступить на такие курсы, не обязательно иметь водительские права.
В ТЕМУ
Проект по профориентации молодежи «День с предприятием» реализуется комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Каждый месяц крупнейшие промышленные организации Минска распахивают свои двери для учащихся старших классов, знакомят с особенностями производства и востребованными профессиями.
derzhanovich@sb.by