Декабрь запомнился очередными дебатами на тему борьбы с пьянством. МВД предложило обществу обсудить идею ограничения продаж спиртного. По времени — до 23.00, и по возрасту — с 21 года. Плюс создание отдельных алкогольных секций для больших магазинов. Борцы за тотальную трезвость снова схлестнулись с либералами.
Милиция упорно бьет статистикой. Каждое четвертое преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения. Доля убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, грабежей, разбойных нападений и хулиганств, совершенных под градусом, достигает 70 — 80 процентов. Закрытые двери «ночников», по версии силовиков, должны остановить потенциальных злодеев и отправить их по домам.
Милицию отчасти поддерживают медики. К примеру, главный нарколог Брестской области Александр Бильдейко недавно поделился со мной своим мнением: гражданское общество должно ограничить продажу спиртного. И привел пример Швеции с населением 9,5 миллиона человек, где алкоголем торгуют по будням с 11 утра до 6 вечера, в субботу с 10 утра до 14.00, а в воскресенье и вовсе алкомаркеты закрыты. Причем одна такая точка рассчитана на 35 тысяч жителей, тогда как у нас магазин с горячительным приходится на 600 человек.
Сторонники ограничений часто ставят в пример другие страны, где выпивка круглосуточно не продается. Вопрос в эффективности. Психотерапевт Михаил Дернаковский недавно на страницах «СБ» озвучил интересный факт. По международной статистике, одной из самых пьющих стран с недавних пор считается Литва, хотя там алкоголь в ночных магазинах под запретом. При этом во многих других странах им торгуют круглосуточно, но алкоголизм там распространен куда меньше, чем в Литве или у нас.
Соглашусь с позицией заместителя начальника главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Сергея Крачко. Не будет цивилизованной торговли, расцветет подпольная. Проходили уже самогонщиков, таксистов–перекупщиков, разведенный контрабандный спирт... И кто в итоге пострадает? Обычный покупатель, у которого активная жизнь не заканчивается после десяти вечера. Спешу заверить блюстителей порядка, что в спиртной отдел захаживают не только потенциальные преступники, в том числе и ночью.
К чему тогда запреты? Куда логичнее, на мой взгляд, действительно вынести алкосекции из общего торгового зала — вплоть до обустройства отдельного входа, где будет стоять охранник, проверяющий дресс–код. Пьяному — от ворот поворот. Вообще пока напитки с градусом не создают хлопот семье, соседям или коллегам по работе, по сути, страдает лишь печень того, кто их потребляет. Для дебоширов есть ЛТП. Или тюрьма, если хмель спровоцировал преступление. Механизмы давно отработаны.
Будем откровенны. Алкоголь — часть нашей культуры. Увы, не лучшая. И традиции не сломить никакими законами, если они не идут от жизни. От того идея повысить возраст покупателя спиртного до 21 года у меня вызывает улыбку. Представляю выпускников, отмечающих получение аттестатов не традиционным бокалом шампанского, а стаканчиками с йогуртом. И тогда уж точно следует давать отсрочку от призыва на три года, ибо проводы в армию с лимонадом засмеют и в городе, и на селе.
Проблема сложная. Она не решается в одночасье и не вчера появилась. Нужно работать на перспективу. С теми, кому жить в стране завтра. На самом–то деле ситуация уже сейчас обстоит намного лучше, чем, например, в брежневские времена или в 90–е, когда попойки на рабочих местах были нормой. Нынешняя молодежь употреблять стала намного меньше, чем их сверстники 20 — 30–летней давности. Потому что уровень жизни, как ни крути, вырос. Появилось больше возможностей.
Есть выбор: потратить зарплату на выпивку или взять в кредит телевизор, купить тур выходного дня по Европе, отложить на машину, сходить в тренажерный зал или съездить в аквапарк. С каждым годом вариантов становится все больше и больше. Но для этого нужно много работать. И тут опять–таки не до стакана.
Кстати, ликеро–водочные предприятия, помимо колоссальных вливаний в бюджет, дают еще и рабочие места. И рассчитывают на отечественного потребителя. К примеру, у Владимира Панасюка, директора ОАО «Песковское», одного из производителей ликеро–водочной продукции в Брестской области, экспорт составляет всего около 10%. Притом что в последнее время он еще и немного просел.
Переориентировать производство, конечно, можно. Вплоть до выпуска топлива на спирту. Владимир Панасюк считает это вполне реальным проектом. Но проблема пьянства останется. Производитель тоже уверен: кто пил, того никакими запретами не остановить. А обществу в целом нужно повышать культуру пития. И для этого на прилавках должна быть качественная продукция. Без «чернил» и суррогатов.
alexbresta@gmail.com
Проблему пьянства нельзя решать одними запретами
Надо ли повышать градус
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.