Сегодня ассортимент сельского магазина мало чем отличается от городского.
Какими были сельские магазины еще лет 30—40 назад? Бревенчатая хатка со ставнями или решетками на окнах, где продавалось только самое необходимое: хлеб, соль, сахар, недорогое спиртное, в лучшем случае колбаса одного сорта.
Сегодня все иначе. Деревня Лысковщина Круглянского района. На витринах и прилавках красуются разных сортов колбасы, консервы, сладости, включая мед, хлеб, безалкогольные и спиртные напитки, крупы, макаронные изделия, молочка. Торговая точка принадлежит местной ПМК-266.
Руководитель юридического отдела предприятия-владельца Николай Курносов сетует:
— Все же крупные торговые сети-монополисты делают все возможное, чтобы сжить нас со свету. У них есть возможность закупать огромные партии товаров, буквально вагонами, соответственно производитель делает им большие скидки. Механизм у сетевиков прост: резко снижают цены, выживая конкурентов. Добившись своего и оставшись единолично на какой-то территории, повышают цены. Многих уже этим методом разорили.
Порой, кстати, и местные власти навязывают торговле определенные товары по территориальному признаку. Владельцы магазина не раз получали телефонограммы с настоятельными рекомендациями торговать спиртным, продуктами питания только одного, обязательно местного, производителя. Покупателю предлагают товар не потому, что он лучше или дешевле, а исключительно чтобы поддерживал земляка-промышленника, так как за его деятельность нужно отчитываться. Явление это, увы, весьма распространенное.
Круглянская компания, имеющая свою столовую, выиграла тендер на открытие буфетов в соседних Белыничском и Толочинском районах. Но рано радовались! Оттуда уже намекают, чтобы уходили, освободили дорогу “нашим”.
Или взять автолавки, маршруты которых согласовывают райисполкомы, стараясь, чтобы разные операторы ни в коем случае не пересекались. В том же Круглянском районе в деревню Гай ездит автолавка “Евроопта”, в Причани — ПМК-266, в другие населенные пункты — потребкооперации. У сельчан, увы, нет возможности сравнить, кто же обслуживает лучше.
Индивидуальный предприниматель 28-летний могилевчанин Андрей пробовал пробиться с разъездной торговлей не в один район Могилевщины, но под различными предлогами маршрут ему ни в одном не согласовали. Ездил какое-то время незаконно, без разрешения, выполнял заказы сельчан, доставлял им товары, все были довольны. Однако устал от постоянных проверок, придирок, штрафов, бросил этот бизнес, занялся изготовлением памятников.
А вот торговый центр Кадино в одноименном агрогородке Могилевского района, напротив, уже работает в условиях конкуренции. Всего здесь более двух тысяч человек зарегистрировано, однако потенциальных покупателей меньше — многие из прописанных на самом деле живут и работают в городах. Когда-то здесь была просто деревня с маленьким магазинчиком райпо, потом его закрыли и построили торговый центр. Марина Казначеева возглавила его с 1985 года. Она прекрасно помнит разные времена — и тотального дефицита с пустыми прилавками, и, напротив, когда прилавки ломились, но люди ничего не покупали, так как годами не получали зарплату. Примерно с начала 2000-х все стало налаживаться. Сегодня в агрогородке, кроме этого магазина, торгует почта, имеют свои небольшие магазины два бизнесмена, есть фирменная точка мясного предприятия да еще собираются открыть гипермаркет. Понятно, все бизнесмены ревностно следят за ценами и ассортиментом у соседей, зорко подмечают все достоинства и недостатки друг друга. Кстати, для покупателей это плюс — и цены ниже, и больше порядка.
Вспомним формулу, известную многим бизнесменам: “Если конкурента нельзя победить, с ним нужно объединиться”. Не исключено, что со временем на селе наладится своеобразное государственно-частное партнерство: вместе проще будет закупать крупные партии товаров с хорошей скидкой, да и по некоторым другим вопросам можно договориться, а еще перенять друг у друга хороший опыт. А уж основные моменты в работе, так называемую политику предприятия, каждый выработает самостоятельно, ведь именно от нее зависит успех дела.Марина Казначеева говорит, что у них цены на мясо выше, чем в фирменной торговле. Что в общем-то понятно. У производителя, конечно, будет дешевле. Минеральная вода продается в торговом центре райпо за 92 копейки, точно такой же напиток в городских сетевых магазинах — 67 или 68. При этом наценка в сельском магазине небольшая — всего 10 процентов. Опять же все дело в отпускных ценах.
Преимущество частников из Кадино также в том, что оба их магазина расположены в шаговой доступности от многоэтажных жилых домов, а в торговый центр нужно пройти дальше. Понятно, поздно вечером за хлебом сельчане предпочтут отправиться к бизнесменам.
В магазине райпо также не продают готовых котлет, салатов, потому что нет специальных холодильников, да и подходящего сотрудника, чтобы этим занимался, найти трудно.
Есть и еще одно преимущество у частника: на него труднее надавить чиновникам, чтобы продавал спиртное или колбасы определенного производителя, поэтому ему легче быстро выполнить пожелания покупателей.
Однако и коллектив торгового центра знает чем “взять”. Марина Казначеева и ее подчиненные помнят всех, кто часто приходит, в основном пенсионеров, по имени-отчеству, знают вкусы и предпочтения каждого, даже привозят специально для них эксклюзивный товар. К примеру, один сорт хлеба здесь заказывается ежедневно всего по три буханки — по числу его любителей.
К тому же многие старички и старушки идут в магазин, чтобы пообщаться: рассказать о своих болячках, детях и внуках, и их с интересом выслушивают. В крупных торговых сетях подобного нет. Но зато есть оборот. И каждый бренд пытается чем-то выделиться: ассортиментом, выкладкой товара, скидками, сервисом. Человек голосует рублем. Марина Казначеева признает:
— Нельзя без конкуренции, и я считаю, что каждый покупатель вправе сам выбирать, куда ему ходить за молоком и хлебом. И в деревнях должны работать магазины разных форм собственности — крупные и поменьше, шаговой доступности.
Irina_mendeleva@mail.ru