Зачем Беларуси собственный самолет

Набираем высоту

Александр ­Лукашенко анонсировал переход Беларуси в клуб стран‑авиапроизводителей

­Президент в ходе недавнего посещения Национального аэропорта Минск поделился с трудовыми коллективами организаций, расположенных на его территории, своей мечтой создать собственный белорусский самолет. «Мы будем делать все, чтобы поддерживать направления ремонта и обслуживания, а может быть, создания, строительства своих самолетов. Мы это будем продвигать. У нас две такие крупные площадки: в Барановичах военный завод и здесь — гражданский, — отметил Глава государства. — Создав производство легковых автомобилей, у меня такая шальная мысль (если я успею это начать при своей президентской жизни): если нам удастся развернуться и производить свой летательный аппарат, я буду счастлив».

Раскачать мощности

О своей мечте Александр ­Лукашенко говорил, уже зная о начале ее реализации. О том, что Беларусь и Россия достигли договоренности о создании совместного летательного аппарата, еще в июне в ходе XXVI Петербургского международного экономического форума сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Он рассказал, что стороны намерены построить 19‑местный турбовинтовой самолет, базой для производства которого будут два белорусских авиационных завода. Несколько позже Премьер‑министр Роман Головченко детализировал договоренности по созданию проекта:

— В республике никогда не было собственного производства авиационной техники, но у нас десятилетиями функционировали очень крупные авиаремонтные предприятия военного и гражданского назначения: Минский завод гражданской авиации ремонтировал всю линейку самолетов Туполева, соответственно, Барановичский авиаремонтный завод — большое семейство самолетов Сухого, Микояна и так далее. И когда Российская Федерация приняла правильное решение сконцентрировать усилия на развитии собственного авиапрома, конечно, потребовалась помощь технологических партнеров (потому что задача очень амбициозная и надо было серьезно раскачать мощности). Сейчас мы превратились в одного из изготовителей комплектации для российской военной и гражданской авиации. Но потом подумали: а почему бы нам не пойти дальше? Ведь задача, которая стоит сейчас перед Россией, — это создание огромной линейки самолетов (от МС‑21 до небольших самолетов типа «Байкал», которые в ближайшее время начнут серийно производиться в Екатеринбурге).
Пилотный во всех смыслах проект легкого самолета небольшой вместительности и решено было реализовывать на белорусских предприятиях. И преимущество нашей страны здесь прежде всего в том, что мы не стали покупать лицензию: производство авиационной техники в Беларуси будет налажено за счет кооперационных связей, специалисты двух стран будут совместно работать над машиной.
Это даже не узловая сборка — белорусские заводы включаются в работу сразу на всех этапах: от конструирования до производства частей и агрегатов будущего самолета. При этом Минпромторг России высказал абсолютную уверенность в том, что уже существующая в Беларуси кадровая база и технология производства компонентов позволит пройти технологический цикл создания аппарата вдвое быстрее обычного времени:  
ожидается, что созданный в Беларуси самолет взлетит в 2027 — 2028 годах.

Есть средства — будет производство

Говоря о существующей в Беларуси базе для производства авиационной техники, специалисты выделяют три важных направления: предприятия, кадры и технологии. С предприятиями определились сразу. Это два ремонтных завода, в Барановичах и Минске, о которых говорил ­Президент. Соответственно, эти производства уже обеспечены квалифицированными кадрами, постоянно работающими с авиатехникой. С технологиями вопрос также решается совместно с российскими партнерами. Например, в рамках выставки ИННОПРОМ в Екатеринбурге подписано соглашение о сотрудничестве в станкостроительной отрасли. Это важный документ, который нельзя недооценивать. Станки — основа любой промышленности, средство производства. Особенно важны эти технологии для авиапрома. На том же ИННОПРОМе оршанский станкозавод «Красный борец» представил совершенно новый агрегат. Шлифовальный обрабатывающий центр с ЧПУ предназначен для обработки различных поверхностей турбинных лопаток за одну установку методом глубинного шлифования. Уровень локализации союзного производства — 82 процента. Без таких станков не может работать ни один завод, выпускающий турбины как для газовой, так и для авиационной промышленности.  
Белорусский станок заменит швейцарский аналог, который сейчас не поставляется в Россию. Первый такой агрегат уехал в Уфу практически с выставки, еще три «Красный борец» поставит российским предприятиям авиационной отрасли в 2024 году.
— Мы должны быть полностью самодостаточны и производить все комплектующие. И особенно критические, которые мы приобретали в ныне недружественных странах. На сегодня мы нашли выход в Китае, покупая китайские комплектующие, но надо осваивать выпуск этих элементов у себя, в Беларуси и России, в Союзном государстве. Это именно независимость и технологический суверенитет, это очень важно, — подчеркнул «СБ. Беларусь сегодня» директор ОАО Станкозавод «Красный борец» Виталий Крутько.

Белорусско‑российское соглашение о станкостроении дает как раз юридическую основу для реализации таких планов. В Екатеринбурге, к примеру, было объявлено о подписании паспорта инвестиционного проекта по созданию производственно‑обрабатывающих центров на площадке ОАО «СтанкоГомель». То есть идет речь не только о воссоздании станкостроительной промышленности, но и о комплексных решениях о наполнении отрасли квалифицированными кадрами. Еще один аналогичный гомельскому проект, связанный с выпуском зубообрабатывающих станков, будет реализован на базе витебского предприятия «ВИСТАН». Соответственно, формируется база для еще одной высокотехнологичной отрасли в Беларуси.

Ставка на высокие технологии

Смущает только одно. Уж так мы, белорусы, привыкли в себя не верить. Хотя, казалось бы, примеров предостаточно.
Ставка на производства с высоким научным и техническим потенциалом — давняя фишка Александра ­Лукашенко. Парк высоких технологий, НПЦ трансплантологии, АЭС, космические программы, фармацевтика, «беспилотники» — эти отрасли за счет сильной технологической базы «вытянут» всю белорусскую промышленность, говорил ­Президент еще чуть ли не 20 лет назад.
Но каждая такая идея реализуется под каким‑то мазохистским прессингом. Кто не помнит десятки, если не больше, статей на тему «Ну какая нашим врачам трансплантология? Лучше отдайте деньги пенсионерам!». Уровень пещерного противодействия высокотехнологичным инициативам в альтернативно одаренных СМИ по совершенно непонятной причине запредельно высок. «Какой там Парк высоких технологий, зачем нам столько программистов?» — вопрос из той же области. «Белорусский автомобиль — это же просто а‑ха‑ха‑ха!» Но проходит время, и критики спокойно пользуются белорусскими лекарствами, ездят на Geely и используют белорусские мобильные приложения, зарядив телефон энергией из Белорусской АЭС. Тот же Geely до сих пор считается хорошим тоном критиковать за так называемую крупноузловую сборку. То, что завод еще в 2018 году превысил 50 процентов в локализации производства, в расчет, конечно, принимать не принято. Хотя, если так подумать, чем занимается, скажем, завод BMW в Мюнхене? Да, по сути, той же крупноузловой сборкой! Металл он плавит? Электронные платы производит? Шины выпускает? Да нет, все узлы и агрегаты производятся на предприятиях, далеко не всегда входящих в концерн BMW.

Так вот, и страдальцам за крупноузловую сборку белорусско‑российского самолета страдать надо поменьше — вредно для здоровья. 

Взлетит самолет, когда положено, будет облетан и доработан как надо. Потому что любой мало‑мальски грамотный человек знает: чтобы получить что‑то стоящее, надо ставить амбициозные задачи. Ну или хотя бы мешки ворочать. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter