— Ментальные войны — это тема вашего доклада на заседании комиссии. В чем суть этого нового для нас понятия?
— Сам термин «ментальные войны» в нашем разговорном словаре действительно появился относительно недавно, до этого мы больше говорили о так называемых гибридных, информационных, идеологических войнах. Суть ментальной войны — в навязывании новых смыслов, целью которых ставится самая настоящая оккупация сознания противника.
Когда мы говорим о ментальных войнах, в первую очередь имеем в виду стратегию в виде подмены устоявшихся понятий, базовых установок, ценностей.
Одна из тактик — высмеивание всего полезного, конструктивного, игнорирование здравого смысла, который становится немодным, непопулярным. И когда человек, как правило, не осознает, что им манипулируют, то начинает вырабатывать нужные противнику решения.
— Скажите, а есть ли у нас стратегии защиты и нападения в этой ситуации?
— Многое значит уже то, что мы начали осознавать и признавать то, что против нас ведется самая настоящая ментальная война. Еще год назад к этому относились достаточно несерьезно и с усмешкой.
Сегодня и стратегия, и тактика нашего участия в такой войне уже формируются, появилось осознание того, что с этим новым явлением нужно работать. Серьезную опасность несет то, что наши противники продвинулись на этом «поле боя» куда дальше, чем мы, очнувшиеся, по сути, только с началом спецоперации России в Украине.
— И насколько дальше?
— Приведу одну цифру. Только за первые шесть дней спецоперации России в Украине на информационную войну нашими противниками было потрачено 77 миллионов долларов, при этом на работу всех союзных СМИ тратится один миллиард рублей в год. Красноречивы и цифры ВЦИОМ, исходя из которых 20‑летняя молодежь выше всего ставит цели собственного комфорта и обогащения и полностью подчинена западной идеологии.
— Вы пригласили к разговору челябинскую прессу. Как считаете, насколько серьезен интерес СМИ региона к союзной тематике?
— Журналисты региона, безусловно, погружены в эти темы. В Челябинской области печатается тираж ряда изданий Союзного государства, у нас, например, есть музей «Союзного вече». Но честно сказать, что степень погружения высокая, нельзя. Поэтому я надеюсь, что после заседания нашей комиссии ситуация изменится в лучшую сторону.
Потребность в информации о жизни Союзного государства с каждым днем становится все больше как со стороны журналистов региона, так и со стороны жителей. Если раньше казалось, что все происходящее где-то далеко, то сегодня уже далеко не так.
И отсидеться не получится! От осознания каждого и степени участия каждого зависит будущее нашего Союзного государства, президенты России и Беларуси очень часто говорят о том, что жить, как раньше, уже нельзя.
— А как это сделать? На заседании комиссии говорилось о том, что многие жители области и не знают, что в регионе выходят СМИ, освещающие жизнь Союзного государства!
— Возможно, простому обывателю и нет необходимости быть в курсе нюансов союзных программ. Мне кажется, что ему более важно знать и читать о том, что Союзное государство живет в рамках тех традиционных ценностей, которые мы всегда чтили. И ради которых, за отстаивание которых против нас ополчился весь коллективный Запад.
Хочу напомнить совсем недавнее высказывание американского конгрессмена Джейми Раскина, который заявил, что война против России сейчас оправданна, поскольку, буквально, Москва является мировым центром антифеминистской, антигейской и антитрансгендерной ненависти.
То есть если перевести на нормальный язык, наша страна, все Союзное государство — центр традиционных, базовых, общечеловеческих ценностей, на которых держался и держится весь мир!
— Как член комиссии Парламентского Собрания, вы работаете со СМИ и России, и Беларуси. Отличаются ли наши подходы в освещении жизни Союзного государства? Чем мы можем быть полезны друг другу?
— Конечно, у СМИ России и Беларуси есть свои особенности и отличия, но они на самом деле очень незначительны. Хотелось бы, наоборот, сказать о том, что нас объединяет: обе наши страны придерживаются общечеловеческих ценностей, которые транслируются на страницах газет, радио и телевидения и в России, и в Беларуси.
Если раньше информация была в дефиците, то сейчас мы живем в пространстве, когда ее, наоборот, избыток. И человек неподготовленный, оказавшись в этом потоке новостей, слишком часто теряется и принимает за чистую монету то, что ему говорят.
Нашим союзным СМИ в этой ситуации удается оставаться эталоном сохранения и трансляции общечеловеческих ценностей.
— И напоследок. Нынешнее заседание комиссии проходило в Челябинске. Вы стали инициатором?
— Челябинск — мой родной город. И так как я вошла в комиссию Парламентского Собрания по информационной политике два года назад, мне захотелось показать коллегам Южный Урал, именно здесь проходит граница между Европой и Азией, здесь смешиваются сразу несколько культур.
Урал многонационален, у нас более 140 национальностей, присутствует и очень сильная белорусская диаспора, около 15 тысяч человек. В регионе существуют давно налаженные и развиваются новые экономические и социальные связи.
— Насколько сильны связи региона с Республикой Беларусь?
— Безусловно, они достаточно сильны. Южный Урал славится своей металлургией, мы гордимся своей пищевой промышленностью, наши продукты присутствуют и на белорусском рынке. А Беларусь, в свою очередь, продает у нас в регионе свои знаменитые трактора, лифты, текстиль и косметику, имеющие непререкаемый авторитет среди потребителей.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru