Как подготовиться к централизованному экзамену — рекомендации звездных педагогов

На старт и внимание

Важнейшее испытание для школьников все ближе — уже 27 мая пройдут первые ЦЭ и ЦТ по предмету на выбор. Мы попросили одних из лучших педагогов страны дать рекомендации, ориентированные на учителей, выпускников, а также нынешних десятиклассников, которые морально уже настраиваются на экзамены в следующем учебном году. Советы по подготовке касаются именно тех предметов, которые чаще всего выбирают абитуриенты.

Инна Винник, учитель русского языка и литературы Сновской средней школы Несвижского района, заслуженный учитель Беларуси

♦ Ведите лист самоконтроля


В 10‑х и 11‑х классах учебный год начинаю с входного контроля — учащиеся выполняют тест. По итогам фиксирую, какие разделы и темы требуют фронтального повторения, какие — индивидуального. У каждого учащегося есть лист самоконтроля на год, в котором он отмечает знаками, какая тема и в какой степени усвоена, делает пометки, к чему еще следует вернуться. Выполняя самостоятельно комплексные тесты, учащийся должен не просто выбрать ответ, а сделать рядом с каждой строчкой пометки-объяснения, по которым я смогу понять его выбор даже без устного комментария. Советую определить какую-то норму в день и повторять словарные слова, изучать толковые и другие словари в конце учебника.

♦ Пользуйтесь образовательными ресурсами

Пару лет назад я вместе с другими педагогами разработала тесты по орфографии и морфологии «И учусь, и обучаю» — на сайте Минского областного института развития образования можно найти ссылку на платформу. Кроме основных орфограмм, там собрано около трех тысяч словарных слов — в этом его уникальность, подобных ресурсов нет. Выстроить систему для самостоятельной работы помогут издания такого рода — «Подготовка к ЦЭ за 60 уроков». Они хороши своей последовательностью и системностью.

Визуализируйте

Пользуйтесь возможностями этимологии, мнемоники и визуализации. С учениками мы создали комплекты с пиктографиксацией (ошибкоопасное место в слове заменили картинкой) и колоризацией (часть букв в слове выделили цветом, например, в слове «сувенир» — «у вени», получается: у Вени сувенир. Так легче запомнить, что непроверяемая гласная — е). Картинки из комплектов вывешиваю на стендах в классе, приношу на уроки для повторения.

Усиленно тренируйтесь

Если осталось мало времени до экзамена, советую провести самодиагностику: сделать несколько тестов, чтобы понять «слабые» места. Необходимо повторить части речи, научиться их различать, чтобы применять нужное правило. Скажем, слитное и раздельное написание «не» с разными частями речи. Словарные слова — важная составляющая успеха. Корни с чередованием часто встречаются. Повторяйте подлежащее и сказуемое, способы их выражения: это поможет расставить знаки. Возьмите сборник прошлых лет и сделайте сразу первые задания во всех вариантах, затем все вторые и так далее. Набивайте руку, делайте много тестов: языку нужна практика.

Повторяйте проблемные темы

По-прежнему большинство ошибок связано с написанием одной и двух «н» в различных частях речи, особенно в причастиях. Это очень сложная тема, как задача в несколько действий, со множеством исключений и всяких «но». Трудность вызывает написание производных предлогов, слитное и раздельное написание наречий. Непростые для учащихся темы, связанные с соотнесением слов с их лексическими значениями. Часто дети ошибаются в заданиях по морфемному членению слов (один суффикс или несколько). Здесь ученику необходимы внимательность, хороший словарный запас, чтобы подобрать однокоренные слова и нужные именно в этой ситуации формы слова.

Ольга Щербакова, учитель английского языка гимназии № 2 Пинска, суперфиналист конкурса «Учитель года»

Пополняйте словарный запас


Задания, связанные с лексикой, даются нелегко. Словарный запас у современного подростка не всегда широк даже в родном языке. Поэтому к школьным занятиям советую подключать самостоятельную работу — читать книги, слушать песни, смотреть фильмы и видеоролики на английском языке. Но делаем это не механически — выписываем интересные выражения, слова, фразы. Дайте себе задание включать их в речь. То, что мы используем в общении, запоминается быстрее и откладывается в долговременной памяти.

♦ Смотрите экспертных блогеров

Сегодня многие учителя, репетиторы ведут экспертные странички в соцсетях, где даже сложные темы подают в простом и удобном формате. Таким образом вы бесплатно можете воспользоваться их лайфхаками.

Включайте в процесс обучения элемент игры

В английском языке есть пословица Practice makes perfect: регулярная работа стоит во главе всего. Возьмите за правило заниматься каждый день определенное количество времени. Учителю важно включать в образовательный процесс элемент игры. Моим ученикам нравится, когда на уроках они проходят небольшие «испытания». Как пример — 45 минут без единого русского слова. Вместе снимаем видеоролики, создаем условную «коллаборацию» белорусских брендов из разных отраслей, придумываем рассказы от лица неодушевленных предметов — с помощью таких заданий отлично закрепляются даже сложные темы.

Иван Якименко, учитель математики Лошницкой гимназии Борисовского района, председатель клуба «Хрустальный журавль»

Вычленяйте главное


Секрет подготовки очень прост: берем задания прошлых лет и анализируем их. Чаще всего они составлены по похожей системе. Внутри любой дисциплины вычленяются так называемые учебные линии. Например, в математике есть линия функции — как бы ни составлялись задания, там будут те, что связаны с понятием и свойствами функции. Ключевые линии всегда надо повторять! Рекомендовал бы педагогам делать подборку всех заданий на одну тему и работать с учениками по ним 2 — 3 недели. К слову, каждую пятницу я целенаправленно устраиваю день подготовки к ЦЭ.

Участвуйте во всех этапах РТ

Это хорошее подспорье для понимания, в каком направлении работать накануне решающих испытаний. Чаще всего ученики допускают ошибки в элементарном — в тех местах, которые кажутся уже давно выученными, пройденными и забытыми. Люди, составляющие задания, в большинстве случаев формируют тесты на основе подобных ошибок.

Приструнить эмоцию

Как справиться с волнением в ответственный день

На экзаменах учащимся не стоит поддаваться эффекту толпы: вдруг на испытании многие начинают сдавать работы и уходить, но это не значит, что все они уже отлично справились. Также не нужно останавливаться на показавшемся трудным задании, а делать остальные, в которых уверен, — к сложному вернуться позже. В заданиях есть ловушки, позволяющие проверить глубину усвоения правил и их нюансов, но не надо думать, что в каждом есть подвох.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter