Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН:
— Глава государства все вопросы держит на жестком контроле. Беглым и так называемым либералам придется признать, что анонсированные Президентом реформы системы госуправления страны уже стали реальностью.
Cлова Александра Лукашенко о том, что ВНС — опора и для народа, и для власти, должны стать универсальной и ценностной формулой развития всего государственного строительства Беларуси.
Необходимо сделать все возможное, чтобы 2020 год не повторился, в противном случае мы потеряем нашу Родину. В связи с этим бояться инноваций, то есть новых полномочий ВНС, не стоит. Все должно идти от жизни. Мы должны прислушаться к Президенту и согласиться с тем, что избирательная кампания в 2024‑м легкой не будет. А значит, необходимо создать такой механизм и национальной, и общественной безопасности, а также наделить ВНС такими полномочиями, которые бы позволили принципиально исключить даже гипотетическую возможность не только государственного переворота, но и малейшего вмешательства в социальные процессы.
Алексей Авдонин, аналитик БИСИ:
— Президент понимает, что обсуждение любых вопросов, связанных с народовластием, не может начинаться без рассмотрения острых социально-экономических тем. Для нас сейчас это контроль цен, а также стабильного состояния не просто экономики, а в целом благосостояния белорусских семей. В связи с этим Александр Лукашенко как грамотный руководитель начал совещание с обсуждения вопросов, которые особенно волнуют граждан, и только после перешел к политической тематике. Сейчас, когда мы находимся, с одной стороны, в условиях санкционного давления, а с другой — в принципе, спада мировой экономики, для Беларуси важно иметь возможность быстро перестроить всю систему управления. Чтобы она была нацелена на гибкость в принятии решений. Отсюда и цели этого совещания, которые, я уверен, будут достигнуты в полной мере.
Идея ВНС и те основные постулаты, что зафиксированы в Конституции, отражают волю народа и были народом утверждены. Однако сейчас наиболее важным аспектом, как и было сказано на совещании, является необходимость создания процедур и механизмов, которые бы не позволили в случае попыток стран коллективного Запада раскачать настроения внутри Беларуси в период избирательной кампании. Любые «бархатные революции» строятся на том, что какая-то ветвь власти в рамках системы управления начинает давать сбой. Такого быть не должно. Процесс принятия решений должен быть четким, в том числе это касается порядка действий в случае попыток провокаций, диверсий или же призывов к протестной деятельности.
demeshko@sb.by