— Здесь у мужа родственники... Выстрелы мы еще терпели. А когда проснулись с дочкой от того, что кровать дрожит, страшно стало...
В Украине, к слову, Татьяна тоже пекла хлеб. Почему выбрала именно эту профессию? Дело случая. Мама — товаровед, отец — шахтер. А сама она мечтала строить дома. Даже строительный колледж окончила по специальности «Каменщик–печник». Потом подала документы в архитектурный институт в Луганске — не поступила. Думала на платное отделение пойти. А чтобы заработать денег, устроилась в частную хлебопекарню. Ну а потом замужество, рождение ребенка... В общем, уже было не до учебы. Так и осталась в профессии. О чем совсем не жалеет. Говорит: работать с тестом очень нравится. К тому же смогла добиться в своем деле успеха.
— Трудолюбивая, творческая, рукодельница, — Жанна Жуматий, начальник отдела качества и стандартизации предприятия, рассказывает, что у молодой сотрудницы много увлечений. Например, делает всевозможные изделия из кожи: кошельки, заколки, броши, тапочки... Даже новые босоножки дочке сама пошила. А еще любит вырезать по дереву, вязать...
— У меня открыто ремесленничество, — Татьяна не скрывает, что в свободное время с удовольствием занимается своими хобби. В будущем хотела бы и на продажу разные аксессуары изготавливать. Но пока особо некогда.
— Какие материалы используете?
— А что ко мне в руки попало, то, считай, и пропало.
Неудивительно, что и на предложение поучаствовать в конкурсе профмастерства сразу согласилась. Говорит, с самого детства сильно любопытная. Увидит что–то и думает: а я смогу? Так и тут было. Особенно интересно, рассказывает Татьяна, было делать картину в номинации арт–класс. Сюжет подсмотрела в интернете — деревушка, церковь, яблоневая веточка... Но чтобы выполнить его из теста, потратила около месяца — все детали делала отдельно, высушивала, склеивала сахарным сиропом. И на работе, и дома. Даже муж начал возмущаться: мол, это тесто повсюду! Пока не увидел результат — настоящее искусство.
Сама же мастерица работой была довольна только первые минуты. Потом стала думать, что могла бы сделать и лучше... А вот когда пекла каравай — тоже конкурсная работа — очень удивлялась отличию белорусских и украинских традиций.
— На конкурсе сказали, что в Беларуси изюм в каравае не допускается. А в Украине, наоборот, приветствуется: считается, что это символ богатства. Еще добавляют курагу, орехи... Все, чем богаты.
— Самое трудное, наверное, передвигать вот эти дежи (посуду для приготовления теста). Хоть они и на колесах, но все равно тяжелые. Плюс само тесто — 110 кг. Мышцы качаем, — смеется Татьяна. Видно, работы она не боится. — А еще сложнее в ночную смену. Нужно выпить несколько кружек кофе, чтобы сон прошел.
Между тем ошибка тестомеса дорого может стоить. Что, если, например, соль в тесто забудет добавить? Всю партию хлеба сразу забракуют. За качеством продукции на предприятии следят тщательно.
Вот и я пробую ломтик. На вкус с легкой кислинкой. К слову, кислотность готового изделия зависит от того, насколько выбродило тесто. Чем больше, тем будет пышнее, ароматнее. Во времена СССР, объясняют на предприятии, норма была 12 — 13 градусов. А сегодня многие просто не могут есть продукты с повышенной кислотностью. Поэтому в хлеб часто вводят вспомогательные ингредиенты, которые придают сладковатый привкус. На клецком заводе нормой считается кислотность не более 9 градусов в готовом изделии.
— В наш район возят свою продукцию и Слуцк, и Ганцевичи, и Солигорск... С тамошними хлебозаводами нашему сложно сравниться по оснащению технологическим оборудованием. Но кто любит клецкий формовой хлеб, тот покупает. И не признает подовые, сладкие, темные, — рассказывает Жанна Жуматий и тут же замечает, что из–за тенденций в здоровом питании люди в целом стали меньше есть хлеба.
Вот цех хлебопечения и стоит в первую смену. Работает только во вторую и ночную. Хотя бывают исключения. Как в день нашего приезда. На предприятии объясняют: после 16.00 выполняем заявки на следующий день. А с утра иной раз торговля дозаказывает что–то, чего не хватает сегодня. Сотрудницы, которых тут же могут вызвать на работу, допекают... Сейчас, например, в продаже батоны закончились. Заказ небольшой — и несколько человек справятся. Наблюдаю, как Татьяна ловко проверяет вес заготовок, а потом, аккуратно формуя, укладывает их на противни. 110 штук за 15 минут — целая вагонетка, которая затем помещается в расстойный шкаф.
Интересно, что учиться дальше Татьяна все же решилась. Только не на архитектора. На техника–технолога. В этом году поступила в Барановичский технологический колледж пищевой промышленности. Говорит, это поможет больше углубиться в тонкости производства.
— Главная мечта у меня — получить белорусское гражданство. В Клецке тихо, спокойно. А постройки в соседних Барановичах и вовсе напоминают Первомайск. Муж, когда там бывает, говорит: «Как домой приехал».
Еще Татьяна мечтает о своем жилье. Пока оно у семьи временное — комната да кухня в старом доме. «Но какое счастье, что пули над головой не летают», — моя собеседница благодарит за помощь местные власти и руководство завода, которые оперативно помогли с обустройством. Окна заменили, воду провели, канализацию... Татьяна подбрасывает в печку брикет торфа. После обеда муж с дочкой вернутся. Будет тепло.