Вячеслав Александрович решил подарить всю имеющуюся у него радиотехнику городскому музею на пятидесятилетие.
Вячеслав Лубченок оговаривается сразу: от других коллекционеров его отличает отсутствие интереса к коммерции. Даже стоимость своих самых старинных и редких экспонатов не узнавал. Все, что собрал, приобретал для личного использования или получал в дар от друзей и знакомых. Такое количество накопившихся радиоприемников объясняет Вячеслав Александрович исключительно любовью к технике и прослушиванию радио:
— Еще будучи школьником, я слушал радио. Первым моим приемником был «Нева 2» — стоил немало: полторы зарплаты. Но радости от приобретения было больше.
Появлялась все новая радиотехника, за которой Вячеслав Александрович внимательно следил и не упускал возможности приобрести. Интересовала его не только внешняя составляющая приемников, а в большей степени их «внутренности». С профессией, кстати, увлечение связано мало: Вячеслав Лубченок — преподаватель начертательной геометрии и инженерной графики в Полоцком университете.
Сувенир для королевы
За 50 лет у новополочанина собралась коллекция радиотехники, которую не стыдно и в музеях представить. Это Вячеслав Александрович и сделал. Сначала выставился на радиотехническом факультете Полоцкого университета, потом — в новополоцком и ушачском музеях. Так люди узнали про его увлечение и стали делиться своими раритетами. Коллекция начала расти самостоятельно, вспоминает он:
— Из Минска, Могилева автобусом большие приемники отправляли. Есть среди подарков и очень редкие экземпляры: например МП-64 («Синичка») — приемник политрука армии.
А самым ценным экземпляром (не по стоимости) в коллекции он называет огромную радиолу «Сакта» 1959 года, которую покупал еще с отцом: она, кстати, до сих пор целая и невредимая, в рабочем состоянии. В основном коллекционер упор делает на советскую технику. Есть у него продукция Воронежского радиозавода 1954 года, приемники «Москвич» начала 50-х, «Казахстан», «Интеграл», которым комплектовались армейские передвижные клубы. Удивительно выглядит радиоприемник-авторучка, который производили в 1970-х годах в Минске, а аппарат «Микро», имеющийся также в коллекции, в свое время произвел фурор за границей из-за своего крошечного размера: известно, что Никита Хрущев подарил такой в качестве сувенира королеве Елизавете II. Среди импортной радиотехники — японский приемник, с помощью которого коллекционер во времена идеологической войны подслушивал, о чем вещают за границей:
— Иностранная аппаратура брала такие диапазоны, которые сложнее подвергались глушению. Вот я и возил с собой этот японский радиоприемник, когда ездил со студентами на картошку. Вблизи города глушилки мешали поймать волну, а в сельской местности можно было послушать «Голос Америки» или «Свободную Европу».
Радио будет вечным
Как оказалось, «проживают» приемники в самом обычном гараже. Такая судьба экспонатов новополочанина не устраивает: компоненты аппаратуры подвержены старению, а сырость в неотапливаемом гараже этот процесс только ускоряет. Поэтому Вячеслав Александрович решил подарить всю имеющуюся у него радиотехнику городскому музею на пятидесятилетие.
— А сейчас вы радио слушаете? — интересуюсь.
Вячеслав Александрович вспоминает канал «Культура»: говорит, там можно услышать что-то полезное. А вот мнение о популярных сегодня музыкальных каналах у него такое:
— Никогда не включаю радиостанции, в эфире которых не услышишь ничего, кроме: «Больше хитов, больше хитов!» Мои нервы такого не выдерживают.
О будущем радио новополоцкий коллекционер говорит однозначно: оно будет жить, но полностью перейдет в цифровое вещание.
matuzova@sb.by