Магазинчики одежды со сказочно низкими ценами в этом году стали появляться по всей стране. В народе их окрестили «тюбетейками», поскольку принадлежат точки торговцам из Средней Азии. Почему так дешево? Настороженность покупателей очень быстро сменилась массовым спросом и длинными очередями в день привоза. Дошло до того, что белорусские предприниматели забили тревогу: заезжие коммерсанты отбивают клиентов, явно демпингуя, и играют не по правилам, в обход законодательства. О региональном уровне проблемы «СБ» писала в статье «За что боролись и на что напоролись» (номер за 8 августа 2017 года). Не так давно поветрие добралось и до Минска.
Если в регионах уже почти 80 таких точек, то в Минске пока две. Одна скромно расположилась в небольшом павильоне ТЦ «Монетка», вторая заняла весь первый этаж торгового центра неподалеку. Цены в 2 — 3 раза ниже, чем у частника по соседству или в ближайшем универмаге, ассортимент — вполне приличный. В чем же подвох?
Павильон в «Монетке» искать долго не пришлось. Если по соседству продавцы грустно сидят в ожидании покупателей, то в «тюбетейке» не протолкнуться: очередь даже на улице. За небольшим прилавком три продавца, один из которых — явно хозяин. Ассортимент ориентирован на пенсионеров: халаты и пижамы по 10 рублей за штуку, трикотажные майки — за 5 — 6 рублей. Мужскую кофту отдают за 9 рублей (в соседних рядах что–то очень похожее стоит по 15 — 20), спортивные штаны — за 15, вдвое дешевле, чем у других. Только вот ни информации о составе ткани, ни бирок производителя на одежде нет... Даже ценник не везде. Взяв первую попавшуюся майку, прошу рассчитать меня по карточке.
— Терминал временно не работает! — с явным раздражением отвечает продавец, быстро берет мою наличку и скидывает в картонную коробочку.
— А чек?
— Кассовый аппарат тоже не работает!
Его, к слову, под ворохом одежды не видно вообще...
Направляюсь во второй магазин — снова не цены, а сказка! Зимние крутки — по 70 — 100 рублей — любых размеров и фасонов, брюки — по 12, детские кофточки, футболки, джинсы, кошельки, сумки, полотенца, постельное белье (в 3 раза дешевле, чем в универмагах!), подушки, одеяла, женское белье — кажется, все, что душа пожелает. Но опять почти ни одной бирки, маленький ценник написан от руки, а состав ткани знает только продавец.
— 7 рублей за кошелек? Он что, одноразовый? — недоумевают прохаживающиеся между рядов покупатели.
— Что вы, сама купила такой — сносу нет! — бодро парирует продавщица.
Кто–то начинает закупаться подушками и одеялами, и, судя по количеству, берут на всех, даже самых дальних членов семьи.
Подхожу к продавцу рассчитаться за очередную копеечную покупку. Кассовый аппарат, терминал — все на месте, работает. Только банковскую карточку брать у меня не горели желанием:
— Ой, а может быть, у вас наличными будет? Нам удобнее бы так.
Что ж, можно и наличными. Чек мне девушка уже традиционно не пробивает, полученные деньги летят в картонную коробочку мимо кассы. Такая же картина была и с двумя предыдущими покупательницами. Хотя почему–то женщину за мной, прикупившую детских вещичек на 35 рублей, любезно рассчитали через терминал. Ни ее, ни тем более продавца не смущало, что на них нет ни элементарных этикеток с указанием состава ткани, ни документов, подтверждающих безопасность продукции...
Вопрос ребром
Почему такие цены?
В чем секрет бойкой торговли и таких низких цен, наши ипэшники гадают уже с лета. Но в том, что не все чисто, уверены. Одними из первых о проблеме заговорили предприниматели общественного объединения «Перспектива»:
— Да, у каждого из нас могут быть расхождения в цене 20 — 50%, пусть даже в 100%. Но когда разница от 3 до 6 раз?! Столь низкие цены могли бы иметь и наши ИП, если не платить ввозные налоги, отправлять выручку мимо кассы, торговать несертифицированным товаром... Нас возмущают не сами торговцы из Средней Азии, а их методы работы: они не должны обходить законодательство и работать на других условиях, нежели наш белорусский бизнес. То, что это представители одной сети, сомнений нет: одинаковая схема работы, схожий ассортимент и даже характер нарушений аналогичный.
Предприниматели провели свое небольшое расследование. Одна из «тюбетеек» в райцентре при уплате налогов заявила: прибыль незавидная, всего лишь рублей 200 с небольшим в день. Но в магазине не протолкнуться, туда даже устраивают настоящие шоп–туры из соседних деревень. Чеки покупатели не получают. Местные коммерсанты подсчитали, что на самом деле прибыль в этом магазине в выходные должна быть просто огромная...
Такими темпами наш предприниматель скоро попросту останется не у дел. Ведь, по правилам, чтобы товар попал на прилавки, нужно заплатить 20% НДС, оформить сертификаты, обеспечить маркировку, чтобы она совпадала с накладными, купить терминал, оформить на работу продавцов... Что из этого перечня соблюдают владельцы «тюбетеек»? И как бороться с таким «черкизоном»? Предприниматели сетуют: их конкуренты воспользовались нюансами в белорусском законодательстве, ведь сегодня нельзя проводить проверку в отношении вновь созданных субъектов хозяйствования в течение двух лет с момента регистрации.
Хотя нарушения определенно есть, и немало. Специалисты Госстандарта в прошлом году проверили эти так называемые «тюбетейки». Результат говорит сам за себя: 95,3% наименований товара не соответствовали букве закона! Чаще всего у торговцев не было сертификатов и деклараций о соответствии установленным требованиям, необходимой для потребителя информации (фабричная этикетка, состав, вместо этого — небольшого формата ценник, набранный на компьютере или заполненный от руки). Все сопроводительные документы (если таковые вообще имелись) были неполными и вызывали сомнения. Начальник отдела управления госнадзора за техническими регламентами и метрологического контроля Госстандарта Игорь Буссель считает, что такая дешевизна товаров легко объяснима:
— Они к нам поступают нелегально: без уплаты ввозного НДС, таможенных пошлин... Отсюда и низкая цена. Если изначально везти такую контрабанду и не соблюдать наше законодательство, то понятно, что речь идет об огромной прибыли. Но мы не можем прийти к таким предпринимателям с проверкой в течение двух лет, вправе только проводить мониторинг. И все наши «жесткие» меры в отношении недобросовестных продавцов в большинстве случаев ограничиваются лишь рекомендациями о том, какие недостатки надо устранить. Но будем честны: фактически торговцы из Средней Азии чувствуют свою безнаказанность, и количество точек продолжает расти. Проблема есть, и шаги по ее решению определяются.
Ситуацией озабочены и в Республиканской конфедерации предпринимательства. Председатель высшего координационного совета Владимир Карягин надеется, что вопрос решится уже в ближайшее время:
— Сейчас он рассматривается на самом высоком уровне. Мы считаем, что все должны быть в равных условиях. И что в Беларуси не должно быть торговцев, которые пренебрегают не только честной конкуренцией, но и нашим законодательством.
savitskaya@sb.by
Фото автора
Почему торговцы из Средней Азии продают товары по очень низким ценам
На что напоролись–2
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.