Новый золотой век отечественной анимации? Белорусские айтишники создают мультфильмы с помощью ИИ и нейросетей

«Мы специализируемся на невозможном»

На премьере «Беловежской пущи» говорили в общем‑то только об одном: когда‑нибудь это должно было произойти. И произошло — минские айтишники призвали на помощь нейросети и выпустили первый полнометражный мультфильм, где всех персонажей полностью сгенерировал искусственный интеллект. Над созданием примечательной во всех отношениях новинки, получившей название «Беловежская пуща», работала отечественная компания Arteki Studio. Здесь верят: технологии легко могут сосуществовать с творчеством.

Нейросети открыты к предложениям

В центре истории — приключения обаятельного мохнатого зубра Бублика и его друзей, городского мальчика Димы и жизнерадостной деревенской хохотушки Алеси. Интересно, что на создание мультика ребят из Arteki Studio вдохновила песня «Беловежская пуща» на музыку Александры Пахмутовой и стихи Николая Добронравова.

— Как‑то мы сидели в офисе в музыкальном отделе, играли на клавишах. Кто‑то начал наигрывать «Беловежскую пущу». И вдруг пришло понимание: нужно делать полнометражные мультфильмы, причем именно на тему нашей истории и традиций. Сама песня послужила отправной точкой к созданию нужной атмосферы, — не скрывает автор идеи, режиссер, продюсер Арсений Акопян.

Дальше в дело включились художники. Но важно понимать: несмотря на то что «Беловежскую пущу» позиционируют как мультфильм, созданный с помощью искусственного интеллекта, нейросеть — это в первую очередь помощник для художников и режиссеров, а не полноценный соавтор. Остальную работу, как и прежде, делают люди, обращает внимание генеральный директор Arteki Studio и один из продюсеров проекта Олег Атякшев:

— Весь визуал полностью сгенерирован нейросетями. Но и ручной труд мы, конечно, тоже использовали: самостоятельно писали сценарий, музыку, занимались озвучкой. Причем сюжет дорабатывали по ходу, было в том числе несколько вариантов концовки.
Благодаря нейросетям художники быстро визуализировали образы, но и здесь не обошлось без подводных камней. 
Во время пресс-конференции.

Руководитель отдела AI‑художников Arteki Studio Любовь Арошидзе уверяет: чтобы получить достойный кадр, сгенерированный нейросетью, много усилий должен приложить сам человек.

— Часто слышу: «Зачем нужны художники, они же ничего толком не делают, все генерирует нейронная сеть». Но это не так. Нейронные сети несовершенны, нам пришлось немало потрудиться, чтобы получить достойный результат. В среднем одну и ту же картинку генерировали около 20 раз, если не больше.
Сложнее всего команде пришлось с Бубликом. По задумке зубр из мультика должен вызывать у маленьких зрителей и их родителей радость и улыбку. Причем художникам сразу хотелось сделать Бублика, во‑первых, максимально белорусским, во‑вторых, достаточно мультяшным и не угрожающим. 
Кроме того, изначально Бублик был особью взрослой, но чуть позже пришло понимание: а ведь это на самом деле зубренок‑подросток! Любит сгущенку, всего боится и пока мало что понимает в жизни. И кстати, в отличие от большинства зарубежных мультяшных животных Бублик с детьми не разговаривает, но абсолютно все понимает. Свои голоса главным героям подарили в том числе сотрудники Arteki Studio, а вот центрального персонажа — мальчика Диму — озвучил начинающий артист Глеб Стасюк:

— Это мой первый опыт озвучивания, и, конечно, он получился необыкновенным. Я честно вложил в своего персонажа всю душу. Считаю, каждый должен попробовать хотя бы раз в жизни озвучить мультик — это незабываемо.

Во время пресс-конференции.

Цель — стать лучшими

Работал над «Беловежской пущей» и оператор‑постановщик. Давид Сидоренко — тот самый человек, который собрал все, что было в головах художников и создателей проекта, в единую картину.

— Зачем нужен оператор, если вы даже не использовали камеры? Часто слышу этот вопрос. Объясняю: чтобы воплотить в жизнь то, что зритель потом увидит на экране, все это нужно сначала нарисовать, сделать раскадровку, расписать сцены. На выходе должна получиться единая история, пускай и созданная с помощью технологий искусственного интеллекта. Поэтому могу сказать, что мы специализируемся на невозможном.


Идейный вдохновитель проекта Дмитрий Саксонов, представляя мультфильм, еще раз обратил внимание:

— Мы одна из первых компаний, которая создала не просто полнометражный мультфильм с помощью технологий искусственного интеллекта, а — подчеркну! — с помощью технологий, разработанных белорусской компанией здесь, в нашей стране. В следующем году планируем выпустить около 10 мультфильмов, часть из них уже в разработке.

Генеральный директор Arteki Studio Олег Атякшев добавляет:

— Мы нащупали классный инструмент и новую нишу. Рынок мультипликации, особенно в регионе СНГ, очень востребован, постоянно нужен новый контент, а его не так много. Это объясняется тем, что сроки производства мультфильмов в традиционных техниках длинные, а бюджеты высокие. Мы придумали, как ускорить процесс, — с помощью искусственного интеллекта. Благодаря ему можно не только делать мульт­фильмы быстро, но и реализовать как можно больше историй. «Беловежская пуща» стала для нас вызовом, но вся команда подхватила идею. Хотя основная часть ребят делала это впервые. На создание мультфильма ушло 2,5 месяца. Отличный результат! Наша цель — стать лучшей студией в СНГ, мультфильмы которой будет смотреть весь мир.

В производстве Arteki Studio сейчас находится еще несколько мультипликационных историй. Одна из них с рабочим названием «Полесские были» основана на белорусском фольклоре — в мультфильме увидим всех существ, о которых когда‑то читали только в сказках. 
Кроме того, работает студия и над полнометражным мультфильмом «Домовые» о приключениях домовят и историей о потатиках — обаятельных картофелинах, которые в Беларуси живут бок о бок с людьми.





leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter