В Минске поставили еще одну пьесу лауреата «Золотой маски» драматурга Дмитрия Данилова
Представьте ситуацию: приезжают к вам курьеры из службы доставки с посылочкой и вдруг отказываются покидать ваше жилище. Задают странные вопросы, приглашают поучаствовать в развивающих играх, поют, читают стихи. Еще и укорять готовы за отдельную квартиру к тридцати годам и видимое благополучие жизни. Что это — циничный розыгрыш или психологический тренинг?
Главный герой спектакля «Сережа очень тупой» программист Сергей Пантелеев в исполнении Дмитрия Давидовича так и не найдет ответов на эти вопросы. Останется в легком, но приятном замешательстве и зритель, если он, конечно, готов включиться в эту непростую интеллектуальную игру. Впрочем, свою премьеру центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» представил на площадке Ok16, к которой тяготеет публика, любящая всевозможные квизы и квесты.
Современный абсурд от известного российского драматурга Дмитрия Данилова не дает каких-либо прямых ответов и уходит от простых и лапидарных формулировок. Думайте сами, решайте сами, как поется в известной песенке. За пьесу «Человек из Подольска» Данилов получил театральную премию «Золотая маска». Тема маленького человека перед лицом непредсказуемых обстоятельств и некой роковой силы продолжена и в «Сереже…». Обе пьесы поставил в Минске известный режиссер (а также драматург и актер) Дмитрий Богославский. Так что уже, пожалуй, можно говорить о некой дилогии по Данилову в Минске. Художником выступила Лидия Малашенко.
В замкнутом пространстве современной городской квартиры неустойчивые входные двери — они все время норовят упасть, а эксцентричные курьеры похожи на инопланетян из советской комедии «Эта веселая планета». Но от их поведения и реплик скорее веет холодом. Актеры Александр Шаров, Арсений Гордиенко и Дмитрий Рачковский создают впечатляющее и почти инфернальное трио. Просчитать их поведение невозможно, это придает спектаклю свой саспенс. Режиссер Дмитрий Богославский внимателен к паузам, он не заигрывает со зрителем, не пытается облегчить ему задачу. Спектакль решен точно и лишен длиннот. Начинаясь как бытовая история, он постепенно перерастает в черную комедию или трагикомедию, затем — в психологический триллер и притчу. Настроение спектакля меняется с каждой новой репликой. И все жанры здесь, конечно, условны. Атмосфера тревоги сгущается к финалу, но какого-то света в конце тоннеля или хотя бы намека на него так и не появится. И в этом тоже есть свой стиль. Современная драматургия редко заканчивается на жизнеутверждающей ноте.
В происходящем нет никакой возможности противостоять сложившемуся абсурду. Можно только провести с курьерами обозначенный час своего времени. Затем они уйдут, дав возможность Сергею и его супруге (Ирина Яковец) по-своему интерпретировать произошедшее. При желании в этой истории можно увидеть и кафкианские корни. Нам становится понятно, что Сергей и его жена прошли через какое-то испытание, или как теперь говорят — квест. Но кто и с какой целью провел их по этому лабиринту? Вряд ли стоит искать исчерпывающий рациональный ответ на этот вопрос. Премьерный спектакль «Сережа очень тупой» силен неясной интонацией тревоги и едва угадывающимися полунамеками, не переходящими ни в откровенный стеб, ни в пошлость. Внимание к психологическому состоянию героев и почти кинематографическая достоверность происходящего работают на целостный и самодостаточный образ постановки.
КСТАТИ
Пьеса «Сережа очень тупой» с успехом идет в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве и в Брестском академическом театре драмы. Теперь появилась и минская версия.
Премьерный спектакль «Сережа очень тупой» ставит вопрос о границах личного пространства
Мы к вам заехали на час
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.