Новый год начинается с новых планов. А вернее — с действий, так как главные ориентиры уже расставлены. На прошедшем съезде ученых Президент четко определил задачу — поставить науку на службу своей стране, превратив ее в отточенную систему с четким распределением ролей и действий по достижению результата. Одним из элементов такой системы стал Декрет «О развитии цифровой экономики». Белорусы славятся как интеллектуальная нация, и сегодня нам предоставляется уникальный шанс вывести свою страну в число передовых экономик мира. При одном существенном условии — если мы сможем превратить креатив и знания в востребованный продукт на мировом рынке. Сегодня нужны не разговоры, не высокоинтеллектуальные мечтания, а реальные действия.
Ректор БГУ Андрей Король рассказал нам о том, что уже сделано для того, чтобы готовить специалистов с новыми компетентностями, способных стать строителями своего пути и успеха, а значит, и успеха своей страны.
— Андрей Дмитриевич! Для того чтобы превратить Беларусь в IT–страну, надо в первую очередь качественно новое образование. Как раз об этом говорил Президент, встречаясь перед Новым годом с учениками и студентами. И не случайно, наверное, акцент на образовании сделан сразу после выхода Декрета «О развитии цифровой экономики». Что вы восприняли на свой счет в этом?
— На самом деле на свой счет я воспринял не только вопросы содержания обучения, не только вопросы тех инноваций, которые нужно привнести в содержание учебного процесса. Это вопрос преодоления инерции и стереотипов. В этой связи главная сложность — изменить сознание.
Да, сегодня есть гигантская проблема. Предприятия, реальный сектор экономики заточены под производство продукта. И для этого нужны соответствующие специалисты, которые понимали бы, как не только создать продукт, но и где его продать, какие для этого маркетинговые ходы нужно сделать, — то есть которые бы обладали прежде всего креативным мышлением. Если мы говорим о новой экономике, то теперь нужен человек креативный, человек–творец. На августовском республиканском педагогическом совете министр образования озвучил концептуальные подходы по развитию системы образования. Стратегически звучит мысль, что образование нужно оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика.
А что делают школа, вузы? Задумаемся — у нас образование, ориентированное на создание учеником своего образовательного продукта или нет? Увы, мы называем знаниями информацию, а это не так. Cегодня традиционно реализуется так называемый информационный подход, при котором есть источник информации, есть приемщик и есть передача. Трансляция знаний работает на подготовку «кладовщика знаний», а нужен «строитель» своего пути и успеха, умеющий действовать в ситуации неопределенности, когда нет готовых решений и ответов.
В чем проблема принятия правильных решений в экономике, в социальной сфере? Проблема в том, что человек берет чужое и своим оно так и не становится. Да, знания, накопленные человечеством, отвергать нельзя. Но только лишь транслировать правильную и шаблонную информацию — так называемые знания и оценивать, насколько успешно она усвоена, — значит лишать учащегося возможностей создавать свой продукт, меняться, соотносить свое с чужим.
Нужна принципиально иная методология, содержание образования, когда оценивался бы не пересказ того, что было заранее сообщено.
— И каким ключиком открывается способность создавать свой продукт знаний?
— Например, если будет в содержании образования место вопросу, а не «правильному» ответу студента, если мы будем учить его (и оценивать соответственно) задавать вопросы, доказывать и опровергать утверждения, тогда мы и студента получим на выходе такого, который и будет обладать определенными компетентностями. А именно компетентностью самопознания, умением принимать решения, опираясь на свой потенциал, учитывая все риски. И тогда этот огромный пласт стереотипов мышления будет ломаться как лед. Вот она, роль системы образования.
А нужно всего лишь навсего закрепить, что студент — это не получатель информации, а тот, кто создает свою систему знаний с опорой на достижения человечества. Потому что мир настолько быстро меняется, что пока мы учим, он уже изменился.
Мы должны студента учить учиться, учить самоизменению. Когда человек выйдет из наших стен, он найдет себе место работы и, если надо, переквалифицируется, получит дополнительный сертификат, дополнит свой портфолио новыми курсами.
— Иными словами, сегодня надо учить способу коммуникации с миром?
— Абсолютно верно. Я бы добавил — и с самим собой. Более того, постигать внешний мир можно лишь из себя. Тогда и мы будем меняться. Тогда мы будем совсем другими глазами смотреть на мир, своими, а не чужими, будем работать на развитие социального интеллекта. Это то, что важно и для личности, и то, что важно для общества. И через эти механизмы, через коммуникации, через диалог с внешним миром мы будем реализовывать и цели учебного предмета. Сегодня другой социум, и мы должны по–другому строить характер взаимоотношений с этим социумом.
В результате мы избавляемся от рисков иметь в будущем человека, который подвержен влияниям извне, не умеющего принимать решения и находить правильные ответы. Нечто подобное происходит сейчас в информатизации, которая дает возможность быть везде и создает эту иллюзию. Нужно через себя многие вещи понять в этом мире, и тогда человек будет самодостаточен и для себя, и для общества. А иначе он — винтик, который легко манипулируем и зондируем.
— Вы предлагаете вполне самодостаточную технологию работы со студентами. По сути, это ваша визитная карточка — взаимодействовать с молодежью через диалог?
— Абсолютно правильно вы уловили саму суть. Конечно, диалог важен, но диалог не в плане популярного имиджевого — поболтать и все, а я предлагаю конкретный диалог на уровне содержания обучения. В открытом задании студенту предлагается сделать что–то свое, отличное от другого. Вот, самовыражайся на истории, на биологии, на создании проекта. Но, самовыражаясь, ты показываешь себя, ты учитываешь и мнение других, которое может отличаться от твоего мнения. То есть мы действительно готовим зрелого гражданина и, я не побоюсь сказать, патриота общества, потому что очень многие вещи становятся понятны, когда ты на них начинаешь смотреть с разных сторон, начинаешь сравнивать. И для многих наших граждан, я думаю, пример Украины показательный. Это дало возможность посмотреть несколько иначе и сравнить свое с чужим.
Я и предлагаю диалог не как штамп, не как словесный пинг–понг, а диалог, имплементируемый внутрь образовательного стандарта, через систему открытых эвристических заданий, когда студенту требуется высказать именно свою точку зрения, а потом обязательно ее сопоставить с достижениями человечества. И вот при этом меняется сам студент, он наполняет мир своим содержанием, и на выходе он может ставить цели, отбирать нужные методы и способы для их достижения. Не этого ли нам сегодня не хватает на производстве?
— Вернемся к цифровизации. На слуху у всех — блокчейн, майнинг, биткоин. Но ведь это только инструменты, а на самом деле цифровая экономика сильно меняет коммуникации в социуме. Это то, о чем Президент сказал: нам надо найти свое место в экономике знаний. Что это значит, с вашей точки зрения?
— Это значит выстроить такие оптимальные каналы трансляции информации, технологии, которые были бы понятны внешней среде, мосты, условно говоря, но при сохранении своей культурной, национальной самобытности. Ведь если мы становимся однородным членом чего–либо, мы растворяемся. Если мы научим студента самовыражаться, соотнося свое поведение с поведением других, то мы сохраним идентичность. Цифровизация позволит, сохраняя свое, равноправно общаться с другими во всем мире. То же принятое декретом «английское право» позволит общаться с миром на общепонятном юридическом языке. То есть меняются структуры каналов коммуникаций, появляется универсальный язык. По большому счету, с развитием информационных технологий, интернета появляются глобальные коммуникационные площадки. Но очень важно, чтобы у страны было свое лицо, свое содержание, и мы должны вкладывать, инвестировать в подготовку молодежи. А цифровизация — это средство, которое может и на содержание влиять, это очень своевременный шаг на опережение.
— Мне довелось слышать и оценки в ваш адрес, что, мол, новый ректор встряхнул спокойное болотце, ввел какие–то рейтинги, иные инновации...
— Сегодня прошло ровно три месяца, как я был назначен на должность ректора, и я думаю, мы сделали несколько важных вещей. Первое — продуктивное знакомство с людьми. Что это значит? Знакомство с коллективом я ставлю на организационно–деятельностный уровень — высылаю заранее рефлексивные вопросы руководителям: например, какие он ставит для себя цели, что считает важным на три месяца, полгода, год? Каковы механизмы достижения и т.п. Получив эту информацию, «очно», на факультете с ректоратом вырабатываются общие решения, которые протоколируются к исполнению. Уже делаются шаги к открытию новых специальностей с учетом заказчика — обучение на английском языке на двух факультетах. Но самое главное — это изменение в мышлении, что надо быть не просто ученым, а менеджером, ставить свои цели и их достигать.
Второе — мы собрали рабочую группу и разработали концепцию рейтинга в БГУ. Это оценка труда каждого преподавателя по значимым для университета параметрам, возможность улучшить производительность труда и зарплату.
Третье — создали Совет по цифровой трансформации университета, пригласив уважаемых сотрудников разных уровней. И уже реализуем первые предложения «с мест».
Четвертое — пересмотрели структуру доходов и расходов и изыскали дополнительные финансовые средства, и по разработанным критериям деканы, директора институтов вместе с заведующими кафедрами уже поощряют тех преподавателей, которые достигли значимых результатов в 2017 году. Рейтинг направлен на системное изменение отношения к работе. Да, с одной стороны, профессор — это заслуженный человек, знания которого надо уважать. Но сегодня требуются еще и иные компетенции: преподаватель — это и менеджер, который может организовать обучение студентов согласно их целям и способностям, сделать так, чтобы каждый студент сам себя реализовал, создавая свой продукт знаний. Организационно–деятельностная технология позволяет это делать, когда преподаватели готовы работать по–другому, потому что они сами прошли не через слушание, а через действие.
Мы ищем таланты, начиная с детей. Сегодня происходит омолаживание во всех сферах, и точно так же молодеет творчество. Нами уже проработана идея детского технопарка по поручению Главы государства. Она нацелена на создание школьниками совместно со студентами и учеными своих научно–образовательных продуктов. Это самый лучший способ замотивировать молодых людей. Мотивация всегда зависит от степени самореализации. Если юному человеку дать способ самореализоваться, у него зажгутся глаза. Методология обучения, ориентированная на продуктивность, а не на ретрансляцию и копирование, будет задействована в этом детском парке.
Ну и, может, не так глобально, но принят ряд кадровых решений, пересмотрен функционал, улучшаем техническое состояние учебных зданий, в первую очередь главного корпуса.
— Что ж, символично, что с таких важных и определяющих будущее дел стартует начало нового года. Спасибо за беседу!
romanova@sb.by
"В работающем знании - наша сила". Ректор БГУ Андрей Король о том, как превратить креатив в востребованный продукт
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.