Кофе, чипсы и банан
По этому поводу Межрегиональная ассоциация перевозчиков недавно провела исследование. Оно не претендует на научность, но все равно показательно, рассказывает председатель организации Оксана Мягкова:– Мы опросили несколько десятков пассажиров, чтобы узнать, берут ли они в дорогу перекус. Как оказалось, 20 процентов делают это всегда, 42 – время от времени, а вот 38 процентов предпочитают не есть в пути вообще. Чаще всего в поездку берут напитки, шоколадные и злаковые батончики, снеки, орехи, бананы и яблоки. Самые предусмотрительные заранее делают бутерброды и наливают в термос чай или кофе.
Кроме того, у пассажиров спросили, не мешает ли им чужая еда в салоне. Почти 45 процентов оказались лояльны к соседским сэндвичам и шоколадкам, приводит статистику Оксана Мягкова:
– 28 процентов однозначно против любой еды. Остальным мешает только то, что имеет сильный запах: колбаса, хот-доги, чипсы.
Вероника Лавринович из тех, кого не раздражают жующие соседи. Два раза в месяц второкурсница Белорусского государственного университета культуры и искусств курсирует по маршруту Минск – Шарковщина – Минск, чтобы навестить родителей. И хотя в большинстве маршруток висит объявление, что прием пищи в салоне запрещен, по наблюдениям Вероники, многие втихаря нарушают это правило: едят шоколадные батончики, чипсы, пьют кофе:
– Если честно, ни разу не была свидетелем того, чтобы водитель делал за это замечание. Но и пассажиры на моей памяти всегда вели себя адекватно: фантики на пол не бросали и стаканчики в проходе не ставили. Сама я в дороге не ем, мне кажется, что два часа – это не тот временной промежуток, за который можно умереть от голода.
А вот профориентолог Катерина Турченя более категорична:
– Еда в салоне – это как минимум небезопасно. Как-то девушка рядом со мной пила кофе из стакана без крышки, а я волновалась, что одно резкое торможение – и ее капучино окажется у меня на брюках. Кроме того, рядом могут оказаться люди с высокой чувствительностью к запахам (например, беременные, аллергики), для них соседство с вашим бутербродом превратится в пытку. Как и для тех, кто не успел поесть. Я сама не раз запрыгивала в маршрутку голодная и потом истекала слюнками, когда кто-то устраивал обед в салоне. Но однажды была настолько голодна, что не выдержала и взяла в дорогу сочную и пахнущую шаурму. Мне было очень стыдно, но очень вкусно.
«Уважаемые пассажиры, семечки едим со скорлупой»
А что скажут водители? Михаил Колосович возит пассажиров по маршруту Минск – Лида – Минск. Есть в салоне он не запрещает:– Я не имею на это права. Да и большинство пассажиров – нормальные адекватные люди, которые не мешают другим и убирают за собой. До этого работал на минских городских маршрутах, так вот там оставляли много мусора – пассажиры порой просто выворачивали карманы, набитые ненужными бумажками, прямо себе под ноги. Потому что понимали: через пять минут они выйдут и больше никогда не увидят ни меня, ни моего микроавтобуса. На региональных маршрутах к транспорту относятся бережнее, все-таки никому не хочется провести два часа в грязи.
Тем не менее Михаилу периодически приходится поднимать с пола фантики и пустые стаканы, как-то довелось убирать с обивки кресел следы от кетчупа:
– Но самая больная тема – жвачки. Зимой проще: они замерзают и отваливаются. Потом просто сметаешь их в совок. А вот летом, в жару, одна приклеенная к сиденью резинка может вымазать несколько пассажиров и полсалона. Еще одна проблема – семечки. Это продукт, который невозможно есть аккуратно. Поэтому делаю замечание, но в шутливой форме, чтобы не обидеть. Мол, ребят, у меня в автобусе семечки можно есть только со скорлупой. Ребята хихикают, но пакетик прячут.
Почему пассажиры не пользуются возможностью перекусить во время санитарных остановок? Может, им просто не хватает времени, чтобы купить и съесть бутерброд? Михаил уверен, что дело не в этом:
– Даже если я объявлю 20-минутную кофе-паузу, большинство все равно останется на своих местах. Почему так? Во-первых, мой маршрут не слишком длинный, когда через 40–50 минут пути я останавливаюсь на заправке, никто еще не голоден. А во-вторых, на АЗС часто завышен ценник: не все хотят отдавать шесть рублей за хот-дог. Поэтому и предпочитают брать бутерброды из дома.
«С бутербродом не пущу!»
Тема перекусов в транспорте такая спорная еще и потому, что в законодательстве нет четкого ответа, можно есть или нельзя, рассуждает председатель Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксана Мягкова:– В постановлении Совета Министров № 972, где говорится о правилах автомобильных перевозок пассажиров, нет конкретного запрета. Но при этом указано, что пассажир обязан не причинять своими действиями вред пассажирам, ущерб их багажу и ручной клади, а также салону и багажному отсеку. Получается, что, если человек мусорит или вытирает руки о шторку, это нарушение. Также в документе есть пункт, где говорится, что пассажир обязан не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам и водителю. Так что, если вам мешает жующий сосед, вы имеете право призвать его к порядку или попросить сделать это водителя.
Сама Оксана Мягкова против строгих запретов:
– Я за здравый смысл. Нет ничего ужасного, если человек, которого укачивает на пустой желудок, съест шоколадный батончик. Но при этом мне бы вряд ли понравилось, если бы сосед по маршрутке достал из пакета вареное яйцо или жареную курицу. Нужно повышать культуру перевозок – это самый правильный, хоть и самый непростой путь. Причем это касается не только пассажиров, но и водителей. Некоторые любят поругаться: «С бутербродом не пущу!» Хотя могли бы ответить: «Извините, у меня в автобусе не принято ехать с едой. Но у нас есть еще пять минут до отправления, поэтому вы вполне можете успеть съесть свой сэндвич и выпить кофе».
krupenkova@sb.by