Как выполняют Программу импортозамещения на Белорусском металлургическом заводе

Можем сами!

Замещение импорта — один из инструментов развития национальных экономик многих стран. Беларусь не исключение. Соответствующие программы разрабатываются Правительством и Министерством промышленности ежегодно. Особая роль в них отводится холдингам, в рамках которых производственно-экономические циклы тесно связаны. О результатах реализации программы импортозамещения и планах на текущий год рассказали в ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК».

Задача особой важности

Несколько исторических штрихов в контексте темы. Построенный почти сорок лет назад Белорусский металлургический завод изначально был ориентирован на переработку вторсырья. Железную руду в БССР никогда не добывали, однако в республике традиционно было развито машиностроение. Что, в свою очередь, обеспечивало большое количество металлолома — сырья для переплавки. 

В первые годы завод выпускал в основном строительные металлоконструкции и арматуру, постепенно наращивая мощности, расширяя ассортимент продукции и улучшая ее качество. В том числе для машиностроительной и автомобильной промышленности, которая также активно развивалась. 

За работой пультовщик Наталья Михальцова. 
 
А уже в 1990-е возникла еще одна задача особой важности. Экономика суверенной Беларуси нуждалась в снижении зависимости от импорта и, соответственно, его замещении. 

— Тогда был взят курс на диверсификацию: расширение сортамента металла и максимальное углубление его переработки, — рассказывает заместитель директора по технологии и качеству Сергей Терлецкий. — Для этого осуществлялась поэтапная модернизация, осваивались новые производства, была проведена глобальная реконструкция сталеплавильного производства, построены цеха — стан 150, трубный, сталепроволочный цех № 3, сортопрокатный цех № 2. Масштабные инвестиции в совокупности с комплексом проведенных мероприятий позволили занять свою нишу на рынке. 

С первых же дней БМЗ ориентирован на переработку металлолома.

И вашим, и нашим

Сегодня значительная часть продукции БМЗ поставляется за рубеж. При этом необходимо отметить связь между экспортными поставками и замещением импорта. Алгоритм прост: сперва изучается спрос на рынке, а затем уже осваивается выпуск наиболее востребованной продукции. Среди потенциальных покупателей — известные международные компании. Поэтому и требования к технологиям производства и качеству изделий чрезвычайно высоки. Внедрение этих стандартов, как и накопленный опыт, — это тоже своего рода актив, который кладется в копилку предприятия. 

А после того как начинается реализация товара зарубежным партнерам, удовлетворяется и спрос на внутреннем рынке. Потребность ввоза из-за пределов страны отпадает сама собой. 

Для обеспечения рыночного спроса освоен выпуск новых типов металлокорда.

В прошлом году доведенный Минпромом план по импортозамещению металлургический холдинг перевыполнил почти на 35 процентов. Освоен выпуск 35 видов новой и импортозамещающей продукции на сумму 480 миллионов долларов. В ее перечне — прокат различных марок сталей и металлокорд для автомобилестроения. А также более двух десятков типоразмеров подшипников и специальные самонарезающие кровельные винты. Их производство наладили предприятия холдинга — Минский подшипниковый завод и Речицкий метизный завод.

Есть эффект

Еще один аспект темы — снижение импортоемкости. То есть доли ввозимых из-за рубежа сырья, комплектующих, материалов и инструментов. В прошлом году импортоемкость производства на БМЗ снизилась на 6 процентов. Это позволило сэкономить более 57 миллионов долларов. В основном за счет увеличения поставок местного металлолома, которые обеспечил «Белвторчермет». 

Производственные процессы в современной металлургии полностью автоматизированы.

Есть результат и на других предприятиях холдинга. На заводе «Легмаш» в Орше освоено производство инновационного оборудования и комплектующих для нефтегазовой отрасли Беларуси. На Речицком метизном заводе налажено производство закупавшегося ранее химиката для гальванического покрытия. Экономический эффект превысил 24 миллиона долларов. 

Взаимный интерес

Самый показательный пример — выпуск металлокорда для армирования крупногабаритных и сверхгабаритных шин. Гигантские колеса понадобились для техники, выпускаемой на БЕЛАЗе. 

— Когда возник спрос, в Беларуси такого металлокорда не выпускалось, — рассказывает предысторию Сергей Терлецкий. — Поэтому нам пришлось осваивать целую линейку типов металлокорда, разрабатывать техпроцесс, закупать специальные машины для плетения канатов из корда. 

Большая часть металлопродукции реализуется на экспорт.

Результат стоил затраченных усилий и финансовых вложений. Освоение выпуска металлокорда позволило ОАО «Белшина» производить колеса нужных габаритов. А это помогло БЕЛАЗу воплотить замыслы.

Есть и другие примеры взаимовыгодной кооперации, укрепляющей производственные цепочки и снижающей зависимость от импорта. К примеру, БМЗ полностью обеспечивает металлопрокатом Минский шарикоподшипниковый завод. Там же в рамках совместной программы выпускаются подшипники для нужд металлургического предприятия. С учетом задействованного на нем оборудования подшипники — это расходный материал. В том числе для нормальной эксплуатации зарубежных машин. При ином подходе закупать подшипники приходилось бы опять же за границей. 

Уникальные машины-скраповозы также произведены в Беларуси.

По пути углубления переработки

В текущем году запланированы мероприятия по замещению импортных товаров на сумму свыше 6,5 миллиона долларов. А также освоение 43 видов новой продукции почти на 356 миллионов долларов. Как обычно, она будет реализовываться и на экспорт, и белорусским предприятиям.

— Мы продолжаем идти по пути углубления переработки на действующих производствах, — информирует Сергей Терлецкий. — К примеру, один из перспективных проектов касается труб для буровых колонн. В настоящее время они выпускаются на заводе, но затем отгружаются другим предприятиям для окончательной доработки. Планируем освоить данный этап с зарубежными партнерами и поставлять уже готовую продукцию, что позволит исключить из цепочки посредничество и повысить добавленную стоимость товара. Среди потенциальных покупателей — предприятия нефтедобывающей отрасли, которым также не придется импортировать эти изделия.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

Покидая территорию завода, обращаем внимание на уникальные машины особой конструкции, не заметить которые невозможно. Это скраповозы — специальные автомобили, предназначенные для транспортировки лома и отходов производства, поступающих в переплавку. Их длина превышает 12 метров, грузоподъемность — 150 тонн. 

Ранее эту технику приходилось покупать за рубежом. Однако затем ее производство для нужд металлургов освоил и наш БЕЛАЗ. Таким же образом удается заменять и другое вспомогательное оборудование, выпуск которого налаживается в Беларуси, что также соответствует общей концепции замещения импорта.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter