Ученые выяснили, в чем причина неадекватного поведения подростков

Мозги набекрень

Поведение подрастающего поколения взрослые находят странным, нелогичным и вызывающим. Принято считать, что в этом виновато буйство гормонов в комплексе с отсутствием жизненного опыта. Однако нейрофизиологи уверены — всё гораздо сложнее. Дело в том, что как раз в это время в мозге подростков происходят различные структурные изменения, напрочь сбивающие все его “настройки”, примерно как в испорченной технике.

фото desmotivaciones.es

Чтобы детство не кончалось

Взрослые часто сталкиваются с тем, что подростка трудно заставить вести себя определенным образом, а если попросить его сделать что-то, не факт, что это будет выполнено. Причем не действуют ни обещание награды, ни угрозы. Подростка попросту “заклинивает”, а взрослым кажется, что в попытке наладить диалог они натурально бьются лбом об стену. “Почему ты ведешь себя как маленький ребенок?” — вполне обычная фраза в воспитательном процессе. Но, оказывается, с научной точки зрения так и есть. И упрекать подростка в глупости бесполезно.

Еще в утробе матери мозг ребенка ежечасно приобретает 15 миллионов новых нейронов. У пятилетнего малыша его вес составляет уже около 95% взрослого объема. Именно поэтому раньше считалось, что примерно к 10 годам наш “бортовой компьютер” полностью сформирован и готов к полноценной работе. Однако недавние исследования показали, что это не так. Физиологически мозг человека достигает зрелости даже в анатомическом отношении только на втором десятке жизни.

Играй, гормон

Основной причиной подростковой неадекватности считается гормональный взрыв. Пубертат — период, когда в организме активизируются половые гормоны и под их действием перестраивается вся эндокринная система, — начинается приблизительно с 11—12 лет. В гипоталамусе синтезируется гонадотропин-рилизинг-гормон, который стимулирует выработку еще парочки “товарищей” с неудобоваримыми названиями — “лютеинизирующий” и “фолликулостимулирующий” гормоны. Они в свою очередь отвечают за выработку эстрогенов (эстрадиол, эстриол и эстрон) у девочек и андрогенов (тестостерон, дигидротестостерон, андростерон, андростендион и андростендиол) у мальчиков. И это еще не все. Активизируется гормон соматотропин, отвечающий за рост костей, и все остальные. В организме происходит плохо контролируемая гормональная вакханалия. Но на этом испытания не заканчиваются.

Отладка программного обеспечения

Поддает жару и центральная нервная система. Недавно ученые предположили, что адекватно оценивать действия и их последствия в подростковом возрасте не позволяют еще и особенности развития головного мозга. В это время он подвергается масштабной реорганизации, состоящей из весьма любопытных процессов. Например, быстро теряется объем серого вещества. Ну вот, скажете вы, все понятно: откуда взяться адекватности, если серые клеточки убывают? Однако мозг избавляется от лишних нейронных связей вполне обоснованно. Если этого не сделать, они будут мешать друг другу работать. Кстати, считается, что одна из причин аутизма кроется как раз в переизбытке нейронных сетей.

В том, что подростки не могут адекватно соизмерять свои действия с их последствиями, виноват сбой в префронтальной контролирующей коре (она отвечает за самоконтроль и принятие решений) во время этой общей “переналадки”, полагают ученые. Исследователи из Гарварда и Рочестерского университета пригласили молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет поиграть в заведомо скучную игру, за победу в которой полагался весьма крупный выигрыш. Так вот, внимательно играли и старались победить только 19—20-летние, а у тех, кто младше, совершенно отсутствовала мотивация. Проще говоря, им было неинтересно. За активностью мозга наблюдали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что у 13—18-летних ребят нарушены связи между префронтальной корой и центрами мотивации и удовольствия. Хотите верьте, хотите нет, но они совершенно искренне не понимали, что цели можно достигнуть только через какие-то усилия. Впрочем, нейрофизиологи говорят, что к 19—20 годам причинно-следственные связи полностью восстанавливаются и неадекватные “пуберы” становятся более или менее нормальными людьми.

Все прочие живые существа, кроме людей, никакой дуростью на этапах взросления не страдают. За что ж нам такое? Ученые успокаивают: игра стоит свеч. Дело в том, что именно медленное и постепенное развитие нашего мозга, а также его уникальная способность к саморазвитию и позволяют нам считать себя самыми совершенными и умными созданиями на планете. Хотя с точки зрения философии последнее утверждение — спорный вопрос.
Подростковая агрессия — обычная головная боль для родителей, учителей. Да и для самих подростков тоже. Но, оказывается, и на нее есть управа. Ученые утверждают, что если молодой человек живет на расстоянии не далее чем в километре от какой-нибудь зеленой зоны — леса, парка, то он ведет себя заметно приличнее сверстников. Причем смягчающий эффект проявляется уже спустя месяц после погружения в природу. Леса и парки несут успокоение всем. Так что родители, регулярно отсылающие свое чадо “на деревню к дедушке”, поступают правильно. И самое главное — облегчают своим детям непростой период взросления
КОМПЕТЕНТНО

Светлана Пашкевич, заведующий лабораторией Института физиологии НАН, кандидат биологических наук:

— В подростковый период в организме происходят различные изменения. Молодые люди отличаются неустойчивым поведением, склонностью к бунтарству и истерикам. Они представляют собой еще не сформировавшиеся личности, и даже их мозг пока не “развернулся” для работы в полную силу. Но как же быть с тем фактом, что именно молодость — время наибольшей активности, креативности и мобильности?

На самом деле противоречий здесь нет. Происходит постепенное созревание различных участков головного мозга. Он обновляется и буквально жаждет формировать новые нейронные связи. В то же время пока не сформированы ни “система тормозов”, ни система оценки собственных действий — так называемый детектор ошибок (это приходит только с опытом). Подросткам кажется, что недостижимых целей нет в принципе, взрослые — ретрограды. Это очень мощный толчок к самостоятельному познанию окружающего мира — человек фонтанирует идеями, ему кажется, что он способен свернуть горы. Конечно, далеко не все мысли, рожденные в это время, окажутся перспективными. Но могут появиться и весьма интересные, поскольку мозг пока не загружен стереотипами. В общем плане происходит “адаптивная революция” и мозг переходит на новый уровень развития.

Важно понимать, что все это закономерно и необходимо для нормального формирования мышления. Главное, чтобы молодого человека не занесло в крайности вроде уголовных преступлений. Но не зря замечено, что люди, перебесившиеся в юности, в зрелом возрасте достигают больших высот, чем бывшие тихони.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter