Впрочем, мы говорили с Валерием Ивановым не только о товарообороте, рентабельности и изматывающей конкуренции. Также отметили новые предпочтения сельских покупателей, вспомнили модельера Вячеслава Зайцева и отдали должное женскому хоккею на траве.
Менталитет покупателя изменился
— Валерий Николаевич, все знают, что потребкооперация — старейшая торговая организация страны. Можно ли сказать, что ее цели и задачи за целый век остались неизменными?
— Принципиально — да. Как раньше, так и сейчас мы обслуживаем преимущественно сельское население и закупаем у него излишки сельхозпродукции. Если сельчанину, скажем, нужно сдать бычка или поросенка, на мясокомбинате ему понадобится очень много времени, чтобы это сделать: очередь, ветсправка, осмотр и т.д. У нас все просто: звонок, приехала машина, взвесили — рассчитались. То же самое происходит со всей остальной продукцией, которая выращивается на частном подворье… Люди получают на руки живые деньги, мы — свежий домашний продукт, который тут же поступает в реализацию. Так было в двадцатые годы, во времена нэпа, 50—70 лет назад — так есть сейчас. Можете даже не сомневаться, ни одна торговая сеть страны сегодня не будет так возиться с сельским жителем. Ведь сверхприбылей здесь не получишь: это кропотливый, системный тяжелый труд.
Если что и изменилось за прошедшие десятилетия, так это уровень конкуренции и менталитет покупателя. Где-то до 2000 года ее уровень в разрезе районов, где активно работала кооперация, был минимальным. Сегодня мы имеем дело с рядом крупных торговых сетей, которые предлагают преимущественно импортный товар и толкаются с нами локтями на маленьком пятачке райцентров. Люди уже не приходят в магазин, как раньше, за булкой хлеба, крупой, пакетом молока, махоркой и рыбными консервами. Сегодня даже покупатели преклонного возраста ищут в торговых точках широкий ассортимент, красивую выкладку, сервис, дизайн и рассчитываются современными пластиковыми картами. И мы делаем все возможное, чтобы соответствовать запросам и трендам времени.
— Интересно, сколько человек обслуживает сегодня наша кооперация? С какой крупной отраслью по уровню доходов ее можно сопоставить?
— Речь идет о 3,5 миллиона человек, то есть трети населения страны. За прошлый год наш товарооборот превысил 1,5 млрд долларов. По налоговым отчислениям входим в десятку крупнейших налогоплательщиков наряду с такими гигантами, как концерн «Белгоспищепром», министерства связи, транспорта, архитектуры и строительства.
1998-й год. Председатель колхоза «Рассвет» Валерий ИВАНОВ принимает у себя Премьер-министра Сергея ЛИНГА (справа)
Частник любит только прибыль
— После распада СССР многие страны постсоветского пространства поспешили упразднить у себя кооперацию. Мол, частная торговля и так дойдет до каждого человека, а старые схемы изжили себя. Что можно сказать сегодня, по прошествии 26 лет, стране, которая сохранила прежнюю модель организации системы потребкооперации? Ошибкой это было или находкой?
— Мое глубокое убеждение: обойтись сегодня без этой системы невозможно. Как бы частник ни заботился о покупателе, там, где невыгодно, он все равно работать не будет. Поэтому принципиальная позиция Президента по сохранению кооперации на момент обретения Беларусью независимости — это единственно верное решение. Ведь частной альтернативы многим направлениям нашей сегодняшней работы может, в принципе, никогда не возникнуть.
Что произошло в большинстве постсоветских республик? Кооператорам напрочь отказали в поддержке, бросили на произвол судьбы. Активная часть населения, считая, что на торговле можно быстро разбогатеть, начала выкупать кооперативные магазины. Итог: разорились, закрылись, ни продуктов, ни услуг. Вот вам и частник…
Приведу показательный пример. Три года назад, когда мы были в Тбилиси на заседании Лиги кооперативных организаций СНГ, бывший премьер-министр Грузии открыто признал, что искренне сожалеет о развале кооперации в стране. Это было ошибкой, ведь большая часть грузинского населения живет в условиях сельской местности. На следующее утро, когда нас везли по серпантину в горы на экологически чистый сырзавод, он подсел ко мне. Вот смотри, показывает в окно, это бывший магазин кооперации, он построен в 1950—1960-е. Вот второй. Третий. Пятый. Окна заколочены, двери выбиты, вокруг загородки, внутри пасется домашний скот… Таких по пути следования мы насчитали больше двадцати. Посмотрели завод, пообщались с местными жителями из ближайших аулов. Узнав, что мы кооператоры из постсоветских республик, эти пожилые люди взмолились к представителям местной власти: «Верните нам кооперацию!» Оказалось, сегодня им просто некуда сдать излишки винограда, чая, овощей и фруктов, порой все это попросту сгнивает на огородах. На рынок везти далеко. Ближайший частный магазин — в изножье серпантина, за 27 км. Вниз едешь на велосипеде, назад несешь велосипед и покупки на себе. Так и перебиваются.
Митрополит Филарет и председатель Шкловского райисполкома Валерий ИВАНОВ во время церемонии освящения церкви в честь иконы Иверской Божьей матери в Шклове, 2005 год
Падение товарооборота смогли остановить
— Вы возглавили Белкоопсоюз далеко не в самый показательный период. Кооперация уже потеряла свои лидирующие позиции в сегменте потребительского рынка товаров и услуг. В райцентрах и областных городах агрессивно развернулись частные торговые сети: они строят крупные супермаркеты в лакомых местах, в разы снижая товарообороты ваших магазинов. В 2014 году, принимая руководство в Белкоопсоюзе, вы говорили о том, что в ближайшее время будет построено 55 крупных торговых центров и 90 предприятий шаговой доступности. Что из намеченного тогда уже сделано? Удалось ли потеснить конкурентов и каков сегодня удельный вес кооперации в товарообороте областей и в целом страны?
— За три года построено 50 крупных торговых центров и 196 объектов шаговой доступности, мы закупили 223 автомагазина. Это позволило значительно снизить процент падения товарооборота в регионах. Сегодня могу с уверенностью говорить о том, что в каждом райцентре страны у нас открыт как минимум один очень хороший продовольственный магазин и универмаг, торгующий непродовольственной группой товаров. Это современные объекты, не уступающие ни по выкладке, ни по внешнему виду самым лучшим аналогам конкурентов. Здесь есть все или почти все. Опросы показывают: престиж и узнаваемость наших предприятий благодаря этому растут. Как следствие, удельный вес кооперации в товарообороте районов остается довольно высоким: от 7—10 до 70 процентов.
С грустью отмечаю, что авторитет самого пайщика за последние 10 лет упал. Причем не по нашей вине. Если раньше, оформляя покупку в магазине потребкооперации, он мог рассчитывать на беспроцентный кредит и скидку в размере НДС, то сейчас налоговые органы эту привилегию отменили. Вопрос о том, кто от этого выиграл, для меня по-прежнему открыт.
Глава Белкоопсоюза предпочитает высокие скорости и в работе, и на велогонке
«Хожу в магазин как на работу»
— Многие расценивают магазины «Родны кут», которые массово строятся в райцентрах, как ответ «Евроопту» и другим торговым сетям. Насколько они оправдывают себя и идет ли в них покупатель?
— Для начала скажу, что тому, кто придумал название «Евроопт», нужно поставить памятник при жизни. У населения оно стойко ассоциируется с чем-то европейским, западным, хотя это местная сеть. «Родны кут» однозначно воспринимается как что-то белорусское, свое, и уже в одном этом в глазах потребителя мы несколько уступаем. Казалось бы, стереотип, миф, но он порой ощутимо сказывается на товарообороте.
В целом скажу, что ответ получился. Сегодня по стране у нас 2200 магазинов с таким названием. И если этот торговый объект в райцентре не имеет лобовой конкуренции, то товарооборот резко идет по возрастающей. Если через дорогу по решению исполкома строят «Евроопт», то, хоть ты из кожи вон вылези, часть выручки мы потеряем. Ведь покупательная способность населения района, области и страны в целом — величина стабильная, она имеет свои рамки. И если у одного прибыло, то у другого непременно убудет... Мой прогноз в этой связи такой: увидите, эти торговые сети скоро сами себя съедят. Чем больше они будут строить магазинов, тем меньше выручки будут получать.
С Михаилом МЯСНИКОВИЧЕМ и Сергеем РУМАСОМ на выставке Белагро-2015
И еще. Я не понимал и не понимаю, на каком основании исполкомы дают разрешение на строительство магазинов частных сетей в самых выгодных местах. Они ведь не прокладывают сети, не несут никакой социальной нагрузки и не вкладываются в благоустройство. Тогда пусть бы и торговали, как мы, на 100 процентов белорусскими товарами. Но нет же — оборот они делают именно на импорте! Так за какие подвиги, спрашивается, такие привилегии? Что, они возят продукты в отдаленные деревни, занимаются заготовками или выполняют какую-то иную социальную миссию? Никак нет. Значит, дайте площадку на выезде из города, и пусть торгуют. Нельзя местной власти быть столь недальновидной и рубить сук, на котором сидишь.
— Если не секрет, в каких торговых сетях закупается продуктами ваша семья? Вы в магазине — обычный покупатель или все-таки руководитель Белкоопсоюза, который сравнивает и ищет слабые места у конкурента?
— Я живу в Минске, и «Родного кута» возле моего дома нет. Поэтому закупаюсь в основном на работе: на первом этаже здания Белкоопсоюза расположен наш фирменный магазин. Именно здесь я заказываю и торты, и пиццу, и другую кулинарию — знаю, что все это будет сделано с минимальным добавлением красителей и химии. Ну а в выходные, куда деться, хожу в магазины конкурирующих торговых сетей возле дома. И если честно, там я больше заинтересованное лицо, которое все рассматривает с профессиональным интересом. Сравниваю, считаю, а в понедельник на планерке ставлю на вид своему управлению торговли цены, скидки, внешний вид продавцов, выкладку, ассортимент... Так что покупки для меня это не отдых — это составная часть работы.
1973 год. Сержант ИВАНОВ проходит службу в Центральной группе войск в Чехословакии.
От земли до солнца
— Даже неспециалисту видно: ежегодно на селе сокращается число жителей. Как следствие, закрываются стационарные магазины райпо. Автомагазины, обеспечивая социальные стандарты, трижды в неделю везут продукты жителям отдаленных хуторов и малонаселенных деревень по всей стране. На одном из совещаний в Правительстве вы приводили такую цифру: за 2016 год автолавки проехали по сельской местности расстояние, равное дистанции от Земли до Солнца — 160 миллионов километров. На это ушло 22 000 тонн дизельного топлива. Прямые убытки облпотребсоюзов достигли миллиардов рублей… Как вы считаете, не пришло ли время дотировать кооперацию в части выполнения ею социальных стандартов?
— В скором времени этот вопрос со всей остротой встанет для местных властей. И его нужно будет решать, более того, субсидировать. Иначе председателю райисполкома (вместо того, чтобы управлять территорией) придется сесть в свою машину, положить в багажник два поддона хлеба и три ящика молока и самолично развести их по отдаленным деревням. Я утрирую, конечно, но делать это кому-то придется: ведь социальные стандарты никто не отменял.
Во всем мире те или иные социальные вопросы дотируются государством, потому что они по определению убыточны. В России это уже поняли и сегодня выдают субвенции (безвозмездные субсидии) на возрождение кооперации и обслуживание сельского населения. Эти средства отдельной строкой закладываются в местный бюджет. С вице-премьером Михаилом Ивановичем Русым мы недавно видели все эти подходы во время рабочей поездки в Архангельскую область. К слову, в советское время кооператорам возмещали доставку продуктов начиная с 11-го километра. То есть условное расстояние в 300 км субсидировалось местным бюджетом из расчета 289 км. Сейчас этого нет.
Белкоопсоюз не просит бесплатных денег. Хватило бы и того, чтобы нам позволили работать в условиях, которые сейчас созданы для сельхозпредприятий в сельской местности. Для них тариф на электроэнергию считается на 40 процентов дешевле. Для нас — по полному тарифу. Хотя, уверяю, современный супермаркет потребляет ничуть не меньше электричества, чем молочно-товарная ферма.
Пока мы пытаемся донести и разъяснить свою позицию до Минфина, МАРТ и других заинтересованных ведомств.
Председатель Правления Белкоопсоюза и министр спорта и туризма поздравляют женскую сборную по индорхоккею с бронзовыми медалями на чемпионате Европы-2016.
Шубы от кутюр
— Не все знают, что сегодня кооперация — монополист по производству и экспорту пушнины в стране. Востребованы ли сегодня белорусские шубы у наших и иностранных модниц?
— Ситуация, складывающаяся на мировом рынке пушнины, в последнее время очень тревожна. При потребности в 60 миллионов шкурок норки в год в позапрошлом произвели 80 млн. Тогда заметно прибавили Китай, Польша, Россия, страны Скандинавии… В итоге — избыток предложения и резкое падение цен: с 70 долларов за штуку до 18. Многие производители не смогли даже покрыть издержки и разорились. Мы тоже были вынуждены временно закрыть две зверофермы в Бобруйске и Барановичах. Это решение далось непросто. Мы взяли кредит и смогли поддержать работников этих производств и матбазу. Сегодня они успешно работают.
За два года мы качественно поменяли породу норки и перешли с длинношерстной восточноевропейской на более модную сейчас и дорогостоящую скандинавскую. Помогло государство. Минсельхозпрод выделил значительные средства, на которые в Дании мы закупили партию селекционных зверьков.
В прошлом году дизайн-центр Белкоопвнешторга отшил 2000 меховых изделий собственного производства. В конкурсной программе выставки Chapeau-Mosfur-2016 наша коллекция стала победителем в номинации «Имперский стиль», получив наивысшую оценку от ведущего российского кутюрье Вячеслава Зайцева. К чести нашей продукции также скажу, что мы не применяем никаких технологий по искусственному растягиванию шкурок. Это изделия стопроцентно ручной работы: гарантию их качества подтверждает особая RFID-метка. Приятно, что ни одна шуба не залежалась до весны, распроданы все. Наиболее активные покупатели — россияне, американцы, немцы и израильтяне. В целом пушнина ежегодно приносит Белкоопсоюзу десятки миллионов долларов.
— Вопрос, который интересует сегодня ваших прямых конкурентов: с какой рентабельностью работают отрасли Белкоопсоюза?
— Она не превышает 1 процента. За счет многовекторности нашей деятельности серьезных убытков удается избежать. Но не скрою, есть и банкроты: особенно в Витебской области. Есть ряд райпо Минщины, по которым все возможные меры поддержки и стимулирования уже исчерпаны… Частично поэтому мы сейчас занялись реорганизацией и укрупнением райпо. Вместо прежних 118 сейчас их уже 89. Думаю, лет через пять их вообще останется 30, при этом они будут выполнять все те же функции. Зачем содержать полный аппарат сотрудников, если нет товарооборота?
Лучшие друзья девушек — норковые шубы: во время открытия фирменного магазина «Королевство меха».
«Я мечтал стать председателем колхоза»
— Ваш путь к административным высотам можно назвать очень показательным: вы начинали с зоотехника, были председателем колхоза, главой ряда районов, гендиректором Белорусской калийной компании, вице-премьером, заместителем Главы Администрации Президента… Что можете вспомнить сегодня о самом первом месте своей работы? О чем вы мечтали тогда?
— Очень хорошо помню мое первое рабочее место — колхоз «Октябрь» Круглянского района, куда я приехал на должность главного зоотехника. Вышли с женой из автобуса: серый автовокзал, стоит какой-то мужик в сапогах, рядом сельский внедорожник ЛуАЗ. Оказалось, это главный агроном колхоза, который приехал нас встречать. Март, дороги никакой. Он включил вторую передачу, и восемь километров мы с супругой протряслись на жутких ухабах. Пока доехали до хозяйства, жена трижды выразительно посмотрела мне в глаза: «Куда ты меня привез?»
Уже утром осматривал свои владения: шесть молочно-товарных ферм. Я потом каждый день обходил их пешком, накручивая к вечеру по 15—20 км. О чем мечтал тогда? Хотел стать председателем колхоза, это казалось чем-то недосягаемым и очень почетным. А потом как-то само все пошло-поехало…
Валерий ИВАНОВ: «Ни одна торговая сеть страны сегодня не будет так возиться с сельским жителем, как мы».
Любой ценой сохранить кооперацию
— Не все знают, что Белкоопсоюз уже три года патронирует Федерацию по хоккею на траве. Вы председатель Наблюдательного совета и, насколько мне известно, активный поклонник этого вида спорта. Каковы главные успехи?
— Сегодня в стране 5 областных федераций, 6 хоккейных клубов и 8 специализированных ДЮСШ. Есть и достойные результаты. Наша женская сборная в этом году завоевала серебро на чемпионате Европы по индорхоккею и уверенно входит в двадцатку лучших в мире. Сборная девушек до 16 лет стала первой на чемпионате Европы по хоккею на траве 5х5 и на данный момент занимает 1-е место в рейтинге Европейской федерации хоккея на траве.
Хочу отметить, что это очень тяжелый вид спорта с достаточно жесткими, специфическими правилами. Это игра не для всех, и выйти новичку на поле просто так не получится. Есть масса нюансов в технике, нужно особое покрытие для мяча и влажность настила не менее 70 процентов. Хоккей на траве достаточно травмоопасен: скажу лишь, что мяч летит со скоростью до 70 км/ч. И если он попадет в игрока…
Но тот, кто поймет философию этой игры, уловит ее скорость, кураж и сыграет несколько раз, полюбит ее всей душой.
— Каким видом спорта вы увлекаетесь?
— Я каждое утро полсотни раз поднимаю 16-киллограмовые гири. И пробегаю по 5 км. Это позволяет поддерживать хорошую форму.
— Отдых вашей мечты — это…
— …сменить деловой костюм и галстук на повседневную одежду и выехать с семьей на свежий воздух за город.
— Ваша заветная мечта на нынешнем посту?
— Любой ценой сохранить потребкооперацию. Обеспечить стабильной работой и заработком 70 000 работников этой системы. И, конечно, улучшить стандарты обслуживания людей на селе.
— С какими передовыми проектами кооперация планирует выйти к потребителю в ближайшие 5—7 лет?
— Производство экологически чистой продукции. Направление крайне интересное и важное для страны, и здесь нам никак не обойтись без поддержки государства. Думаю, появится отдельная зеленая сеть или специализированные прилавки в наших магазинах, на которых будут выставлены только такие продукты с узнаваемой маркировкой. Мне кажется, люди быстро оценят их качество, заботу о своем здоровье и проголосуют рублем.
Второе направление. Я убежден: через усовершенствованную систему закупок продукции у частных домохозяйств мы смогли бы остановить отток людей из деревни. Если человек будет знать, что все выращенное им он может в любой момент сдать заготовителю без отсрочки платежа, в любом объеме и по выгодной цене, земля на селе станет более востребованной.
P.S. Редакция «Р» от души поздравляет работников центрального аппарата управления, региональных подразделений и ветеранов потребкооперации с юбилеем.
matveev@sb.by
Фото Владимира ШЛАПАКА, Юрия МОЗОЛЕВСКОГО, а также из личного архива Валерия ИВАНОВА