Моторы интеграции: о сотрудничестве Беларуси и Ярославской области

Моторы интеграции

Беларусь и Ярославская область до конца года намерены выйти на взаимный товарооборот в 0,5 миллиарда долларов

Ярославская область для Беларуси — партнер из числа тех регионов России, которые в последнее время особенно активно наращивают сотрудничество. Годами взаимный товарооборот колебался в районе 200 — 300 миллионов долларов. Цифры вроде и небольшие, но смогли закрепить область в топ-25 российских партнеров нашей страны. Тем не менее уже в 2021‑м был зафиксирован рост общей торговли на 18 процентов, а белорусские поставки увеличились в полтора раза. За прошлый отчетный период стороны прибавили еще 13 процентов, а к концу нынешнего года намерены достичь психологической цифры в полмиллиарда долларов в совместной торговле. Предпосылки к этому есть: за первый квартал 2023‑го стороны наторговали уже на 100 миллионов и заметны тенденции к росту товарообмена.


Карты в дорогу

2022 год для Беларуси в контексте сотрудничества с Ярославской областью стал во многом знаковым. И дело не столько в росте торговли, сколько в ее сбалансированности. Если еще несколько лет назад торговое сальдо было значительно в пользу российского региона, то по итогам 2022‑го стороны начали приближаться к паритету. Основа взаимодействия — мощная промышленная повестка: базу экспорта из Ярославля в нашу страну составляют двигатели и иные комплектующие для машиностроительных предприятий. Из Беларуси на берега Волги идут в основном машины: автобусы, агротехника, комбайны. Ну и, по умолчанию, продовольствие. Сейчас в регионе 18 магазинов, специализирующихся на белорусских продуктах, еще три должны открыться в нынешнем году.
В целом за 2022 год белорусский экспорт в Ярославль вырос на 55 процентов. Что-то похожее ожидают и в 2023‑м: уже в первом квартале предприятия Минпрома отгрузили товаров с ростом к прошлогоднему показателю в те же полтора раза.
В будущем стороны рассчитывают и на дальнейший рост взаимодействия. На выставке «Иннопром» в Екатеринбурге Беларусь и Ярославская область подписали дорожную карту об активизации партнерских отношений. Ее отличие от стандартных рамочных документов заключается в том, что в новом соглашении прописаны конкретные мероприятия по развитию сотрудничества в сферах промышленности, агропромышленного комплекса и потребительского рынка, транспорта, туризма и межмуниципального взаимодействия.

Белорусские предприятия подготовят дорожную карту сотрудничества с Ярославским моторным заводом.
Фото Романа Щербенкова.

Амбициозные планы

В ходе встречи посла Беларуси в России Дмитрия Крутого с губернатором Ярославской области Михаилом Евраевым были озвучены и некоторые новые подробности взаимодействия. В частности, стороны выходят на торговлю новыми группами товаров. В упомянутой дорожной карте нашли отражение перспективные поставки в регион белорусских алкоголя, стройматериалов и продукции легкой промышленности. Приличный рост показывает агропромышленный сектор (в частности рыбоводство), у сторон есть желание выработать совместную программу по развитию селекции.

— По аграрному блоку мы договорились: сделаем даже отдельную подпрограмму в рамках нашей рабочей группы сотрудничества с Ярославской областью, и коллеги более предметно определятся по конкретным проектам. Потому что торговля растет, но нужны проекты. Молочно-товарные комплексы, возможно, птицеводство. Область делает ставку на животноводческую сферу, но под нее требуется и кормовая база. Поэтому по аграрному блоку необходима более комплексная программа совместной деятельности, — рассказал Дмитрий Крутой.

Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой и губернатор Ярославской области Михаил Евраев.
Фото Уarreg.

Ярославские предприятия нацелены на экспорт в Беларусь своей тепличной продукции, спортивного питания, алкогольных товаров и меда. Есть и несколько неожиданных позиций: тутаевская фабрика готова прийти на белорусский рынок со своим мороженым.
Посол Беларуси и губернатор Ярославщины договорились концепцию сотрудничества сместить в сторону наглядности: на базе представительства российского региона в Москве провести серьезную бизнес-сессию с участием крупнейших экспортеров с обеих сторон.
Понятно, что доминировать на ней будут традиционные партнеры — крупные игроки из сферы машиностроения, нефтехимии и, в соответствии с новыми тенденциями, легкой промышленности. Как минимум не потеряют актуальности деревообработка, пищевая отрасль, целлюлозно-бумажная продукция. К примеру, уже в первом полугодии 2023‑го предприятия концерна «Беллесбумпром» нарастили экспорт в регион России практически в 2,2 раза по сравнению с январем — июнем прошлого года. Активнее всего в Ярославскую область поставлялись целлюлоза, канифоль и смоляные кислоты, а также их производные, тара, бумага и картон.

— У нас очень широкая повестка отношений, — констатировал Дмитрий Крутой по итогам встречи в правительстве области. — Безусловно, сердце — это промышленность. Мы очень много уделили внимания промышленным предприятиям, кооперации, торговле, импортозамещению, будущим поставкам, торговым домам, мультибрендовым центрам. Но и другие отрасли обладают огромным потенциалом: легкая промышленность — трикотажные, швейные предприятия, здесь рост за последние полтора года в два раза.  Также это нефтехимия, учитывая потенциал Ярославской области: от шин, полиэтилена, красок, лаков до самых различных волокон.

В программе ярославского визита посла Беларуси в России было посещение Дома-музея Максима Богдановича.

В последние месяцы на рынке Ярославской области открываются и другие ниши: в регионе драйверами роста, помимо традиционной промышленности, становятся жилье и дорожное строительство. Все это в комплексе представляет тот резерв, на который могут ориентироваться белорусские отраслевые предприятия. На берегах Волги от сотрудничества не отказываются: на встрече с министром промышленности Беларуси Александром Рогожником в июне губернатор Михаил Евраев поддержал амбициозные планы увеличить объемы взаимной торговли вдвое. И в качестве главных точек роста определены производство и взаимные поставки технологичной продукции.

Двигатель сотрудничества

Отрадно, что значительная часть сотрудничества Беларуси с Ярославской областью лежит в сфере высокотехнологичных производств. Впрочем, это факт исторический. Еще в послевоенное время производство двухосных грузовиков, налаженное в Ярославле, передали в Минск. В том числе и из этой производственной линии впоследствии вырос современный завод МАЗ, а ярославское предприятие изменило специфику на производство двигателей и было определено в качестве компонентной базы для минского автомобильного завода. С тех пор производственная кооперация между двумя городами не прекращалась, хотя, конечно, теряла в объемах в постсоветские времена. На сегодня Ярославский моторный — ключевой торговый партнер нашей страны в российском регионе. За последние два года сотрудничество прилично приросло: ярославцы традиционно поставляют свои двигатели для МАЗа, МТЗ, «Гомсельмаша» и МЗКТ, постепенно замещая продукцию европейских производителей, покинувших белорусский рынок. Сам ярославский завод, хотя и работает в условиях санкций, смог провести серьезную работу по импортозамещению. Предприятие находит альтернативу в России, Азии и Турции. Сейчас стоит вопрос о налаживании взаимодействия в части поставок из Беларуси компонентной базы для ярославских моторов.

Фото Романа Щербенкова.

— Это и наш минский подшипниковый завод, борисовский «БАТЭ» и другие поставщики. Конечно, хотелось бы, чтобы номенклатура поставляемых белорусских компонентов расширялась, российское предприятие не против.
Мы договорились в ближайшие несколько месяцев составить дорожную карту, посмотреть по каждому изделию, где есть еще компетенции у нас, где при необходимости нужно докупить оборудование и перенастроить производственные линии, чтобы стать поставщиком на их конвейер.
В рамках той кооперационной биржи, которая будет у нас в Москве с Ярославской областью, вот такая компонентная история должна стать одной из ключевых. И в рамках будущего визита губернатора Ярославской области в Беларусь мы должны показать нашему ­Президенту нормальную программу совместной кооперации, как, допустим, у нас есть по заводу группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, — отметил Дмитрий Крутой.

Сейчас ярославское предприятие серьезно нарастило производство: спроектированное под объем выпуска до 90 тысяч моторов ежегодно, оно выдавало всего 20 — 25 тысяч единиц продукции, однако уже в нынешнем году готово отгрузить потребителям до 50 тысяч двигателей. Поэтому вопрос компонентной базы для ярославских промышленников весьма актуальный.

При этом посол отметил весьма позитивную тенденцию: на российский рынок поставляет свои двигатели и Минский моторный завод.
Партнерам удалось найти взаимопонимание и не конкурировать изделиями одной линейки, дополняя друг друга. Тем более что тенденция обнадеживающая: ниша на рынке освободилась серьезная, важно ее оперативно занять.

Торговать по науке

Сами потребители ярославских моторов — белорусские тракторы, комбайны и грузовики — чувствуют себя довольно уверенно на ярославском рынке. Недавно в регионе завершили выполнение контракта на поставку белорусских дизельных автобусов большой и средней вместимости — 163 единицы техники пришло на Ярославщину. Эта тема в принципе актуальна для ярославцев: в области стартовала программа замены устаревшего пассажирского транспорта. 670 автобусов заменили на новые только в этом году, около 120 из вновь закупленных — белорусского производства. При этом полностью завершили работу по переоснащению только в областном центре и Ярославском районе, остальные регионы области еще только ждут новый транспорт. У белорусских производителей есть возможность для участия в тендерах.


Это же касается и электротранспорта, к нему на Волге особый интерес, здесь также свободная ниша для машин из Беларуси. Собственно, это — общероссийская тенденция. Министерство транспорта России уже озвучило интерес к участию Беларуси в реализации федеральной программы обновления парка общественного транспорта.
Это следствие прошедшего на днях заседания президиума Госсовета России, на котором ­Президент Владимир Путин поручил правительству сконцентрироваться на теме обновления общественного транспорта во всех регионах.

В связи с уходом с рынка России поставщиков аграрной техники хорошие перспективы увидел дилер «Гомсельмаша». В качестве одного из резервов видятся, например, малогабаритные комбайны: в области много фермеров, среди которых востребована именно такая продукция. Во-вторых, это косилки. После ухода с рынка канадского производителя данная ниша свободна. И «Гомсельмаш», надо отметить, ей уже пользуется: востребованный агрегат спроектирован и прошел полевые испытания, сейчас дилеры ждут, когда он пойдет в серию и станет на конвейер. Это значительно усилит позиции белорусской техники на всем северо-западе России. Управляющий Торговым домом «Гомсельмаш Северо-Запад» Сергей Нестеров видит в этом возможность для белорусского предприятия занять до половины рынка всего региона.


— Особенно за прошлый год мы ощутили увеличение спроса в связи с тем, что многие европейские компании ушли с рынка. Но в целом он всегда присутствовал в этом регионе: около 25 — 30 процентов всей зерноуборочной техники, кормоуборочных комбайнов — общая доля рынка «Гомсельмаша». 50 процентов рынка области забрать реалистично. Мы знаем качество комбайна, оно хорошее. С учетом нашего сервиса все ремонтируется, все работает. Если такая техника будет на конвейере, то все реально, — считает дилер.

При этом продавцы белорусской аграрной техники указывают на наметившийся тренд в АПК Ярославщины. Область начинает прирастать в производстве сельхозпродукции. Одна из приоритетных ставок сделана на возведение птичников. По этой причине увеличивается производство зерна. Соответственно, несложно спрогнозировать рост запросов на весь шлейф белорусских машин и механизмов — от вспашки до уборки и обмолота.

Интересный разговор с продавцами белорусских машин состоялся у посла Дмитрия Крутого. Дипломат интересовался не столько показателями продаж, сколько недостатками и проблемными моментами во взаимодействии с головными предприятиями. Претензий у дилеров к производителю не сказать чтобы много, но вопросы есть. Они в большинстве своем частного характера: один производитель установил срок поставки машины несколько месяцев, другой отправляет запасные части в кузове «навалом», приходится тратить время на сортировку деталей — что к какой модели. Это, конечно, не самые существенные проблемы, хотя и нельзя сказать, что такие вещи не важны. Главный вопрос, беспокоящий покупателей в регионах, — не до конца выстроенная модель логистических и продажных сетей в целом, создание доступных для покупателя техники сервисных центров.



— Дилерская сеть — это вопрос конкуренции, — рассуждает директор АО «Ярославский аграрно-промышленный центр» Михаил Маврычев. — Каждый в своем регионе придерживается наценки, которую рекомендовал завод. Тем самым мы можем инвестировать из этой наценки в себя, а именно: сервис, в людей, которые обеспечивают качественную эксплуатацию техники. На нашей площадке представлена продукция МТЗ. Мы держим определенную номенклатуру машин, так как знаем, что клиенты разные: кто-то планирует покупку, кто-то покупает в цейтноте, а кому-то нужно посмотреть, потрогать и выбрать. Вот мы и пытаемся данный момент отрегулировать.
Собственно, целью этого разговора с дилерами посол Дмитрий Крутой видел определение болевых точек продаж белорусской техники. Следующим этапом станет его работа с предприятиями и решение проблем покупателей в принципе.
 Заметно, что товаропроводящая сеть белорусского машиностроения требует комплексного подхода к ее выстраиванию. Безусловного включения в него не только продаж, но и сервиса, обслуживания, ремонта и доставки запасных частей. На современном конкурентном рынке это становится аргументом ничуть не меньшим, чем качество товара.

Встать на крыло


Отдельной темой обсуждения Беларуси и Ярославской области становится открытие регулярного авиарейса между Минском и Ярославлем. Российский регион в этом крайне заинтересован, отметил губернатор Михаил Евраев:

— Было бы очень здорово, если бы мы смогли запустить прямые рейсы из нашего аэропорта Туношна в Минск. Потребность в таком авиамаршруте высокая, наш аэропорт имеет статус международного. Один либо два рейса в неделю мы могли бы рассмотреть, и это было бы очень интересное совместное направление. Логистика крайне важна для общения: и для туристического, и культурного, и для экономических связей, — сказал он.


Нужно отметить, ярославская сторона рассматривает авиарейс в Минск не просто как имиджевый проект. Михаил Евраев убежден, что регулярное авиасообщение может подстегнуть торговый оборот в сфере туризма:
— Для нас эта тема крайне важна. Я уверен, что и жители нашей области с удовольствием посетят Минск, Брест, Беловежскую пущу, много прекрасных мест в Беларуси. И у нас здесь есть что посмотреть: огромное количество интересных старинных городов.
Почему мы называемся столицей Золотого кольца? Из девяти городов, входящих в него, четыре находятся в нашей области: Ярославль, Углич, Переяславль-Залесский, Ростов Великий. Но и, помимо этого, у нас есть такие потрясающие города, как Рыбинск, Мышкин, Данилов... И, конечно же, Волга и наше Рыбинское море. Поэтому мы здесь имеем такую серьезную программу по развитию взаимодействия с Республикой Беларусь. Только работай, — подчеркнул губернатор.

Korotkin@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter