![](/upload/iblock/3f5/3f570190ad5e9272e8aa3cee07ba42cf.jpg)
Эскизный проект — победитель конкурса на памятник Якубу КОЛАСУ в Столбцах.
Каким увидим Якуба Коласа? Кто в ближайшем будущем может быть установлен на постамент истории? И почему появление новых памятников не всегда радует профессионалов монументального искусства? Об этом и не только — в беседе с известным скульптором.Знаковые проекты
— Иван Якимович, так каким будет памятник?— Сидящий поэт, фигура — больше трех метров высотой, бронза. Тема композиции — «Новая земля». Сначала изобразил Коласа с книгой. Но в последнюю ночь перед конкурсом все переделал, заменил книгу на летящие листки рукописи — как посыл произведения в мир к читателям и как имитация волн Немана. В скульптуре Колас в возрасте лет 40—50. Не хотелось показывать его стариком, уходящим в мир иной. За портретным сходством пока не гнался. Главным сейчас был поиск идеи, образа, композиционного решения скульптурной пластики. Памятник будет стоять в Столбцах на улице Центральной, рядом со школой в сквере.
![](/upload/iblock/af8/af8d08eb30ae6e94fa4138eefc9c829d.jpg)
Народный художник Беларуси скульптор Иван МИСКО принципиален: произведение монументального искусства не терпит непрофессионализма.
— У вас же утвержден и еще один интересный и знаковый проект — памятник видному политическому, общественному и военному деятелю времен ВКЛ Льву Сапеге в Слониме. К слову, на вашей малой родине, в городе, где вы почетный гражданин. — Дела с этим проектом меня очень беспокоят. Что-то медлят земляки. Памятник должен быть установлен к началу сентября: в Слониме в этом году пройдет День белорусской письменности. А движения никакого нет. Договор с авторами до сих пор не заключен. На уровне республики утверждено все: и место, и размеры, и макет. А в районном руководстве вроде задумали памятник куда-то перенести, передвинуть от запланированного места. Я просто возмущен. Что значит — перенести? Кто дал право отменить принятое решение республиканского монументального совета?
— Для тех, кто не в курсе, поясните: что за совет такой, решений которого нельзя ослушаться?
![](/upload/iblock/ae1/ae16a1cb74befccc1b676b6180bb114d.jpg)
Но, если разобраться, в целом по стране сегодня у нас нет плана развития монументального искусства с перспективой на 4—5 лет. А это трагедия. Памятники, пластика разрабатываются стихийно. А когда стихийно — руководство города или района старается уйти от утверждения на совете, ухитряется всячески, чтобы проект там не показать и решить все на местном уровне.
Во многих районах на сегодняшний день нет районных архитекторов, эскизами монументальных произведений занимаются люди, не имеющие специального образования и никакого отношения к культуре. В итоге — распространение в городском пространстве низкопрофессиональных скульптур становится угрожающим.
Бронза в краске
— Вы 12 лет возглавляли республиканский совет, сейчас заместитель его председателя и руководитель экспертного совета Минской области. Проблему знаете не понаслышке?— Вот поехал в Борисовский район. Там давно создан исторический мемориал «Брилевское поле», памятники в честь героев Отечественной войны 1812 года. Работы, отлитые в бронзе, чугуне, покрыты серой масляной краской. Кто дал на это право? Оказывается, сегодня большинство памятников переданы в ведение ЖКХ. Так что, выходит, ЖКХ руководит культурой?
По Минску посмотрите. К 9 Мая подкрасили в темный цвет мемориальные доски из бронзы. Кто дал право? ЖКХ. Хорошо, пусть руководят, раз так. Но тогда пусть возьмут в штат специалистов, которые будут заниматься вопросами культуры. Есть же профессионалы, есть разработки, как правильно эту бронзу чистить.
Впрочем, и с реставраторами дело не лучше. Недавно был в Жодино, где установлен один из самых значимых и величественных памятников в городе — монумент в честь советской матери-патриотки Куприяновой, ставшей прообразом скульптуры. Пятеро сыновей ее погибли на войне за свободу Родины. Шестифигурный памятник открыт в 1975 году. За оригинальность и высокохудожественное исполнение композиции коллектив авторов монумента, в том числе и я, был удостоен Госпремии СССР. Памятник занесен в реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь, находится под охраной государства.
Но влага, мороз делают свое дело. Отвалились кое-где плиты. Бронза лопнула в местах сварки. Пропал куда-то текст. Среди прочего был сломан штык в скульптуре одного из солдат. И что сделали профессионалы-реставраторы? Чтобы не восстанавливать, остальные штыки вровень сломанному подрезали, укоротили. Я потребовал, чтобы восстановили. Не знаю, сделали или нет, надо поехать посмотреть.
Как такое возможно на памятнике, который охраняется законом? Я один из трех авторов. Заспицкий умер, Рыженков тоже. Но почему меня никто не спросил, как лучше сделать реставрацию, не посоветовались, чем помочь? И имеют ли право называться реставраторами такие горе-профессионалы?
Словом, много безобразия творится в нашем монументальном искусстве. Конечно, экспертные советы пытаются с проблемами бороться, но не всегда и не все, что происходит на местах, мы видим и знаем.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
За право воплотить Якуба КОЛАСА в бронзе соперничали 15 конкурсных работ. |
— Видны. Лепят, рисуют что хотят, эти произведения никем по правилам не утверждаются. Все — самодеятельность.
Что такое стена? Это идеология. Что несет в себе изображение на этой стене? Оно отталкивает или сближает? Оно нас вдохновляет или расстраивает? И вообще, зачем тогда нужен союз художников или кафедра монументальная?
У нас же в академии искусств великолепная монументальная кафедра. Чем занимаются там художники? Куда они уходят из вуза? Я, кстати, на этот год опять утвержден председателем ГЭК по защите дипломов. Снова буду поднимать вопрос о том, чтобы лучшие дипломные работы студентов выполнялись не на склад, а были реализованы в конкретных местах. Вот почему бы художникам не контактировать с Минстройархитектуры? Например, возводится новый микрорайон. Ведь можно заранее рассмотреть и сделать предложения по этим же росписям. Не тогда, когда уже покрашены стены здания, а до того: вот на этом торце будет роспись на такую-то тему. Может, дипломная работа, может — нет, но это должно быть профессиональное произведение, заранее продуманное, утвержденное экспертами.
![](/upload/iblock/bfd/bfd9651cf7c421e529e5ddd461eafc3f.jpg)
Скульптура «Экипаж», расположенная около минской Ратуши.
Преграда непрофессионализму
— Серьезными проблемами, связанными с несоблюдением местными органами власти требований законодательства о создании и установке монументальных произведений, обеспокоены и в Министерстве культуры. Там намерены вести решительную борьбу с подобными фактами, прежде всего ужесточением требований законодательства. К слову, и в существующем сейчас Положении о порядке создания и реконструкции произведений монументальной скульптуры есть пункт о том, что сносу подлежат произведения, незаконно возведенные.— Подлежат, но ни разу не было случая, чтобы демонтировали. Вот возьмите в Минске на Комаровке: знаменитая уже торговка семечками, фотограф, лошадка. Установлены давно, и никакого совета по этим скульптурам не было. Они все незаконны. И что?
Посвежее примеры. В Минске появилась бронзовая фигура Лесничего. Городской монументальный совет не утвердил ни эскиз, ни работу в мягком материале, но ее установили. Советом принято решение о демонтаже, но скульптура стоит по сей день. В том же Жодино в 2018-м, в честь 55-летия города, решили на въезде возвести монументальную композицию Божьей Матери. Подключилась к ее созданию и заинтересованная местная церковь. На монументальный совет области много раз приносили проект, но его не утвердили. Тогда тайно скульптор и литейщики под руководством районного начальства изготовили в размере и отлили статую в бронзе. Сейчас еще раз объявлен конкурс, сделан новый макет — все придется начинать сначала. Они говорят: как же быть, уже все в бронзе, фигура больше 6 метров в высоту, денег немалых стоит, на нее всем народом собирали. Я отвечаю: ваши проблемы, зачем незаконно отлили памятник, если он еще не утвержден? К слову, и в Солигорске похожая ситуация.
Отслеживать, смотреть надо, когда работа выполняется в мягком материале. Когда она уже в бронзе — поохали, поахали, погладили ее, но поздно. Это уже ошибка, увековеченная в истории. А ведь такие скульптуры не просто знак, а еще и символ, визитная карточка, своеобразный оберег города и его жителей. Они должны быть безукоризненны. Они остаются для будущего. И экспертиза совета в ходе их создания — преграда непрофессионализму. Скульптуры много не бывает, если она хорошего качества.
— А каких скульптур, на ваш взгляд, сегодня не хватает в городах?
— Очень многих. Могут поставить памятник Бобру, Огурцу, Воробью или еще что придумают. А где памятник Владимиру Короткевичу или Максиму Танку? Почему до сих пор нет памятника Василю Быкову? Это же символы нации. Вот смотрите: ушел из жизни Игорь Лученок. Народный артист СССР и Беларуси, выдающийся мелодист, композитор, почетный гражданин Минска, области, района, обладатель множества званий и наград. А по сегодняшний день — никакого решения по увековечиванию его памяти и никакого движения в этом направлении ни от города, ни от района, ни от союза композиторов. Они должны представить свои предложения в Минкульт, он выходит на Совмин — как и что можно сделать: где назвать его именем школу, улицу, где мемориальную доску установить, по надгробию, по памятнику определиться… Все эти вопросы надо рассмотреть.Но ничего пока. Говорят, рано. А потом, как и про других, забудут. Больно… За отношение к искусству, к культуре, к творцам.
КОМПЕТЕНТНО
Мария НЕЦВЕТАЕВА, заместитель начальника главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры:
![](/upload/iblock/100/100e188332a5f757bc004191fd81b3af.jpg)
Понятнее это будет на примерах. Попробуем условно прогуляться возле минской Ратуши. Стоит повозка с запряженными лошадьми — это монументально-декоративная скульптура, и сидят Монюшко и Дунин-Марцинкевич — это уже памятник и, соответственно, монументальная скульптура. Если монументально-декоративная скульптура создается за счет средств бюджета, ее создание и установку надо согласовывать с Министерством культуры, если за счет спонсорских средств, то все согласования проходят на уровне исполкома. Если планируется к установке памятный знак или мемориальная доска, то вне зависимости от источников финансирования необходимо согласование с Министерством культуры. А если речь идет о памятнике или мемориальном комплексе, то необходимо будет получить согласование и Президента Беларуси.
Все документы на согласование с Главой государства готовит местный исполком. В каждой области и городе Минске есть советы по монументальному и монументально-декоративному искусству.
После получения всех согласований работа ведется по этапам, и каждый этап смотрит совет. Если произведение создается по согласованию с Президентом, то монументальное произведение рассматривается на всех этапах республиканским советом.
Вначале смотрится эскиз, потом автор приступает к изготовлению рабочей модели 1:5, далее — работа в размере в мягком материале и только потом изготовление. Процесс достаточно длительный и кропотливый. После отливки уже ничего поправить нельзя, поэтому все этапы создания находятся на рассмотрении совета.
Конкурс проводится в случаях создания наиболее значимых произведений, и решение принимает исполком. Для небольшого города даже монументально-декоративная скульптура на центральной площади — это значимое произведение, как и любой памятник, где бы он ни устанавливался.
Общий механизм, сформированный постановлением для монументальной и монументально-декоративной скульптуры, не имеет исключений. Но, безусловно, речь идет об общественных местах и не затрагивает вопросы частной собственности.
Сейчас нельзя сказать, что установка монументальной скульптуры носит массовый характер, но, к сожалению, случаи неисполнения законодательства на местах есть. В основном если инициатором создания выступает организация, которая монументальной доской или каким-нибудь монументально-декоративным знаком хочет увековечить дату, и, когда уже выполнено и установлено данное произведение, оказывается, что есть законодательство, определяющее порядок создания монументальных произведений. В таких случаях собственнику исполком, часто на основании заключения местного совета по монументальному или монументально-декоративному искусству, делает предписание о демонтаже. В других случаях для украшения местности преподносится в дар готовое произведение и, соответственно, нарушается порядок создания, что является нарушением постановления.
Местные исполнительные органы власти должны приписывать собственнику снос и демонтаж за нарушение законодательства, и выполнить его он должен за счет собственных средств. Так недавно, например, была демонтирована деревянная статуя туриста в Гродно.
svirko@sb.by