Природный вызов как фактор политики

Мобилизация общества

Ураган и мощные ливни, прошедшие в июле в Беларуси, стали для нас серьезным испытанием. Нанесен огромный ущерб народному хозяйству. Президент ситуацию сразу взял под личный контроль. На днях Глава государства подписал соответствующее распоряжение — документ подготовлен по итогам проведенного Александром Лукашенко селекторного совещания, на котором детально обсуждались вопросы преодоления последствий стихии.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы сдаем, как я всегда говорил, экзамен белорусскому народу. Не американцам, не полякам, не европейцам. Нам наплевать на их мнение, хотя мы их мнение готовы учитывать. Мы для своего народа работаем. И мы сегодня сдаем экзамен. Кто бы там ни был потом Президентом, народ должен видеть, что система власти, созданная нами, эффективно работает.

На селекторном совещании по вопросам уборочной кампании и преодоления последствий стихии, 19 июля 2024 года.

Принимать обдуманные решения

Сила любого государства и политической системы доказывается не отсутствием проблем. Они случаются всегда. Могут прийти в виде так называемых черных лебедей. Стоит хотя бы вспомнить пандемию COVID‑19 в 2020 году. Усилиями заинтересованных кругов и медиа ее значение было раздуто до масштабов вселенского психоза. Это сейчас постфактум, задним числом начинается прозрение у некоторых врачей, политиков, журналистов, что многое из сказанного и сделанного в ту пору было, мягко говоря, большой ошибкой.
Александр Лукашенко оказался едва ли не единственным политиком, который сохранял хладнокровие и не принимал скоропалительных решений. Время и жизнь доказали правоту нашего Президента. А вспомните, какой шквал критики тогда обрушивался на него!
Вне зависимости от принятых правительствами различных стран решений по всему миру прокатились ковидные волнения, зачастую перераставшие в настоящие бунты. Дональду Трампу та пандемия не позволила переизбраться на второй срок. Все достижения его президентства были фактически нивелированы ковидными ограничениями, больно ударившими по американской экономике. Не обошла эта беда и нас. Организаторы попытки госпереворота в 2020 году использовали COVID‑19 как триггер для своей подрывной деятельности.


Нынешний год уже отметился многочисленными стихийными бедствиями в разных странах. Причем зачастую в нехарактерных для них формах. Объединенные Арабские Эмираты известны своим засушливым пустынным климатом. Но в апреле и мае их накрыли мощнейшие ливни. За один день 16 апреля в Дубае выпало около 120 миллиметров осадков — столько же, сколько обычно выпадает за год! Разгул стихии привел к затоплению дорог, отмене рейсов в аэропортах, к закрытию государственных и учебных учреждений. В эмирате Рас‑аль‑Хайма погиб человек. А в соседнем государстве Оман погибло 18 человек, в том числе десять школьников.

Справедливая оценка

В Беларуси смерчи и ураганы случались и ранее. Но нынешний, июльский, оказался самым разрушительным за много десятилетий. Атака стихии началась 13 — 14 июля в Гродненской и Брестской областях. Затем затяжные ливни и шквальный ветер обрушились на Гомельщину, Могилевщину и Витебщину. Пострадала Минская область и столица, где также были сломаны деревья, нарушено дорожное движение. В общей сложности ураган прошелся по 44 районам страны (из 118), затронув 2654 населенных пункта. Погибло шесть человек, в том числе два ребенка.

Внимание всей страны было приковано к Мозырю. Крупный город на два дня остался без электроэнергии. У нас отлажена четкая система реагирования на чрезвычайные ситуации и их устранение. Однако новый вызов стихии оказался беспрецедентным, к чему многие руководители и исполнители были попросту не готовы.


«Адекватной реакции на это событие — быстрой, четкой, военной — не было, — такую оценку на селекторном совещании дал Президент. — Отвратительная работа. В первые часы и дни работы. Я это видел». Глава государства сравнил ситуацию с военной, только без применения огнестрельного оружия.
Анализируя причины промедления с принятием необходимых мер, министр по чрезвычайным ситуациям Вадим Синявский честно, по‑офицерски признал: «Мы проиграли в том, что не ждали такого разрушительного урагана, по большому счету не были к нему готовы. Когда катастрофически разрушены линии электропередачи, уничтожена и разрушена энергетическая инфраструктура, а через нее запитано все самое основное: и города, и водоканалы, и водоотведение, и объекты системы ЖКХ». Нужно сказать, что эта оценка была дана, когда министр непосредственно на месте, в Жлобинском районе, руководил ликвидацией последствий урагана. Сделанные выводы легли в основу дальнейшего доклада и принятия решений на государственном уровне.

Эффективность президентской власти

В таких условиях, убедившись, что привычные методы работы не дают результата, Президент лично приступил к руководству ликвидацией последствий. Он мобилизовал все ресурсы государства, оперативно выстроил систему действий различных ведомств и служб как республиканского, так и местного уровня. Дважды в день, утром и вечером, Президенту поступала подробная сводка о принятых мерах. В Гомельскую область для анализа обстановки и принятия соответствующих решений выехал Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой.

Вся государственная система стала работать в режиме, приближенном к боевому. Было задействовано несколько тысяч специалистов и почти три сотни единиц техники, для восстановления электроснабжения развернули дизельно‑генераторные установки.


Важно отметить, что отреагировало и само общество. Местные жители помогали друг другу, участвовали в разборе завалов, в ремонтных работах. Активное участие в ликвидации последствий приняли общественные объединения. Федерация профсоюзов Беларуси закупила бензопилы и другое снаряжение, Белорусский республиканский союз молодежи сформировал отряды добровольцев для помощи пострадавшим районам. Активная поддержка, в том числе психологическая, оказывалась и оказывается тем семьям, кого непосредственно затронула стихия.
Ликвидация последствий урагана еще продолжается. Но уже сейчас очевидно, что наша государственная система достаточно быстро мобилизовалась и стала работать в режиме, соответствующем масштабной чрезвычайной ситуации. Президентская власть в очередной раз доказала свою эффективность. Институт президентства является стержневым для всей вертикали принятия решений и государственного управления.
Выводы из случившегося частично уже сделаны, но предстоит еще многое обобщить и выстроить алгоритмы работы на будущее. Ведь изменяющийся климат планеты может преподнести еще немало сюрпризов, к которым необходимо подготовиться заранее.

Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter