На начало декабря намечена речь президента Д.Трампа, которая, по слухам, должна внести коррективы в ближневосточную политику США. Детали ее будут известны уже скоро. В чем состоит основная идея новой речи главы Белого дома, аналитики начали гадать уже недели две назад, хотя речь готовится втайне группой помощников президента, во главе которой стоит его зять Дж. Кушнер. Не исключено, что столько внимания предстоящей речи — это часть игры «самого эксцентричного президента США», как называют Трампа некоторые таблоиды. Итак, все СМИ, где так или иначе освещаются дела Ближнего Востока, предполагают, что Трамп готов признать Иерусалим столицей Израиля. Напомним, в 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 181/II о разделе Палестины, согласно которой Иерусалим входил в отдельную административную единицу под международным контролем. После войны 1947—1949 годов Израиль назвал принадлежащую ему часть города столицей. А в 1950 году то же со своей частью города сделала Иордания, объявив ее своей «второй столицей».
В 1967 году, после очередной арабо-израильской войны, город был объединен. Это решение международное сообщество не признало. В 1980 году был принят Основной закон об Иерусалиме, объявлявший город единой столицей Израиля. В 1993 году, после начала мирного процесса, решение вопроса о статусе Иерусалима было отложено из-за сложности вопроса.
В нынешнем виде проблема Иерусалима состоит из следующих частей: признают ли палестинцы Иерусалим столицей еврейского государства; признает ли Израиль суверенитет палестинцев над Восточным Иерусалимом; что будет с еврейскими поселениями в Восточном Иерусалиме и кто будет контролировать Старый город (христианские и мусульманские святые места).
Вашингтон долгое время никак не высказывался о проблеме Иерусалима, придерживаясь принципа интернационализации города. После запуска мирного процесса Белый дом настаивал на том, что окончательное решение по Иерусалиму принадлежит только двум сторонам — палестинцам и израильтянам. Однако неоднократные попытки Вашингтона усадить их за стол переговоров ни к чему не привели. И вот наконец в 1995 году конгресс принял закон о посольстве в Иерусалиме, в котором провозглашались три принципа американской политики. Первый: Иерусалим должен остаться неделимым городом, в котором будут соблюдаться права национальных и религиозных групп. Второй: Иерусалим следует признать столицей Израиля. Третий: в Иерусалиме должно располагаться посольство США.
Что же может произойти сейчас? Едва ли что-то из ряда вон выходящее. Ожидаемое громкое заявление о переносе посольства в Иерусалим, скрытое дежурными фразами о мире и необходимости двигаться к нему как можно быстрее, не значит ровным счетом ничего. Во-первых, Трамп своим заявлением лишь попытается выполнить предвыборные обещания, которые давал консервативной части электората: ему нужна поддержка внутри страны. Во-вторых, у США в Иерусалиме и так три консульских учреждения, а здание для посольства давно подобрано в квартале Тальпийот. Но об этом как будто бы никто не знает.
В то же время не исключено, что заявление Трампа — это попытка скорректировать положения новой американской инициативы по ближневосточному урегулированию, оглашение которой намечено на январь будущего года. Да, странным способом: очень громко и невнятно. Но таковы нынешние правила игры. А проблема переноса посольства — это не только вопрос громких заявлений. Есть еще борьба в конгрессе израильского и арабского лобби.
Силу последнего почему-то недооценивают. А оно и многочисленно, и действует через различные организации и фонды. А еще есть борьба исполнительной (президент) и законодательной (конгресс) ветвей власти, которые, пользуясь различными юридическими коллизиями, то запускают, то приостанавливают исполнение закона 1995 года. Очень даже возможно, что за громкой речью Трампа ничего не последует. А будет много шума из ничего.
sheveliov@mail.ru
Соединится ли Святой город?
Много шума, и ничего?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.