Следы на дороге
До выхода бурых хищников из спячки осталось всего ничего. Гарантий, что, проснувшись, они не отправятся к людям в поисках корма, нет. Такая вероятность тревожит жителей Долгопольского сельсовета, уже не раз сталкивавшихся с лесными визитерами. Осенью в местный сельисполком поступило пять обращений. Сельчане просили «приструнить» медведей, которые ходят в их деревни как к себе домой. Речь, к счастью, не о шатунах, делится председатель Долгопольского сельисполкома Виктор Бобков:— Летом и осенью косолапых нередко видят в деревнях. Например, на пасеках. Конечно, люди опасаются: медведь хотя животное и мирное, но дикое, его намерения не предугадаешь.
Вместе с Виктором Леонидовичем и Сергеем Шестерневым, начальником Городокской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, мы побывали в самых «медвежьих» точках района. Это деревни Пролетарск, Завань, Крошки, Ковали Долгопольского сельсовета. Александр Кириллов из Завани рассказывает, что за 40 лет охоты ни разу не встретил медведя в лесу:
— Теперь, может, увижу его прямо из окошка. В соседней Новке, знаю, косолапый пришел во двор. Хозяин сидел в беседке и услышал рычание. В Пролетарске медведя видели метрах в ста от магазина. Завмагом сфотографировала когтистые следы на дороге. И таких эпизодов немало. Почему так? Во-первых, думаю, что регулярные порубки тревожат мишек, теснят их с привычной территории. Во-вторых, деревни пустеют, а без примет жизнедеятельности человека, таких как дым из трубы, звери смелеют.
За себя опытный охотник спокоен. В свое время ходил на волков, однажды загнал на дерево рысь, с медведем, если надо, тоже справится. А вот за односельчан, признается, переживает. Виктор Бобков говорит:
— На все звонки реагируем оперативно, на место выезжаем комиссией. Но по факту сделать мало что можем, ведь медведь занесен в Красную книгу. Чтобы не попасть под его тяжелую лапу, советуем людям вести себя осторожнее, а у дома и пасеки ставить надежный заслон от непрошеного лесного гостя.
Именно так поступил Эдуард Царев из деревни Ковали. В октябре мишка утащил два улья с его небольшой пасеки. Отнес их метров на 10, сорвал крышку и угостился прямо на месте. Сельчанин признается:
— Я не в великой обиде. Буду считать те 20 литров меда экологической данью. А если серьезно, то животных люблю, и медведям даже сочувствую. Обезопасил себя металлическим ограждением, что и другим советую.
Начальник Городокской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Шестернев демонстрирует фото медвежьих следов.
Медвежья услуга
По словам Геннадия Горланова, главного специалиста отдела Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, в Городокском районе сегодня около 60—65 медведей. На территории всей Витебской области — порядка 420—450. Лет 10 назад их было примерно 110—120 особей, озвучивает цифры Геннадий Христофорович:— То есть количество с каждым годом растет. Больше всего их в приграничных с Российской Федерацией Городокском, Лиозненском и Витебском районах, а также в Лепельском и Докшицком, на землях которых находится Березинский биосферный заповедник. Все косолапые в нашей стране под охраной государства согласно постановлению № 26 Минприроды «Об установлении списков редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Республики Беларусь видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Республики Беларусь».
Значит ли это, что бурый хищник может пугать людей безнаказанно? Сельчанам необходимо обратиться к представителям местной власти, уточняет собеседник:
— Созданная в регионе комиссия, решения которой регламентирует постановление № 237 Совмина «О взаимодействии государственных органов, иных организаций при обнаружении (выявлении) дикого животного», определит, как поступить в каждом конкретном случае.
Если «хозяин леса» представляет реальную угрозу для жизни и здоровья человека, то может оказаться под прицелом. С другой стороны, такой меры не применишь против мишки, который просто заявился за «сладеньким» на деревенскую пасеку. При нападении хищника самозащита, естественно, допустима. Специалист обращает внимание:
— Не оказывайте себе и лесным обитателям, которых ведут инстинкты, медвежью услугу. Действуйте на упреждение — установите вокруг пасеки высокую сетку-рабицу, пищевые отходы закапывайте на огороде, а не оставляйте в открытом доступе на свалке.
Бесплатная столовая для лакомок
Бурых медведей стало больше и в Березинском биосферном заповеднике. На его территории, а это свыше 86 тысяч гектаров, и в окрестностях обитает примерно 75 особей. Валерий Ивкович, замдиректора Березинского биосферного заповедника по научно-исследовательской работе, конкретизирует:— Это около одной трети популяции в Беларуси. Раньше цифра по заповеднику была скромнее: порядка 40—45 животных. То есть за последние несколько лет число медведей у нас выросло почти вдвое.
И дело не только в детальном учете, который ведут разными способами — от анкетирования охотников и местных жителей до расстановки многочисленных фотоловушек, но и в самих мишках. На благоприятные условия, отсутствие естественных врагов косолапые отреагировали так, как велит матушка-природа, — стали размножаться. Собеседник продолжает:
— Трое медвежат в одном помете для нас уже рядовой случай. Самки приносят потомство в феврале — марте, так что ждем в Березинском биосферном заповеднике нового пополнения. На начало весны как раз запланированы учетные работы. По возможности постараемся взять каждое мохнатое семейство под контроль.
Интересуемся у Валерия Семеновича, есть ли вероятность, что медведи мигрируют в приграничный Городокский район из соседней России, где охота на них разрешена.
Вполне возможно, рассуждает специалист:
— В сельские населенные пункты, тем более те, где осталось не так много жителей, мишки обычно наведываются поздним летом и осенью. Заброшенные фруктовые сады, пасеки как бесплатная столовая для бурых лакомок. Замечают их и на деревенских свалках. Последние можно сравнить со шведским столом для косолапых. К деревенским «похождениям» они не равнодушны, даже если пропитания в лесу хватает.
ПРАВИЛА СПАСЕНИЯ
Как нужно вести себя при встрече с косолапым хищником
Валерий Ивкович убежден: лучше постараться избежать контакта. В лесу ведите себя погромче: смех, разговор, топот, шум от ударов палкой по кустам или деревьям — все это показывает, что вы где-то рядом. Услышав людей, медведь обойдет это место за версту. Если нежданное «свидание» все же состоялось, дайте ему возможность ретироваться. Убегать или поворачиваться к животному спиной нельзя. Не паникуйте, не делайте резких движений и не смотрите ему в глаза, советует специалист:
— Размахивать руками, кричать или что-то бросать тоже не стоит. Для начала замрите, оценив обстановку. Если мишка не ведет себя агрессивно, то спокойно, но уверенно отступайте, пятясь назад. Отойдя на расстояние около 15 метров, медленно двигайтесь в сторону. Даже если медведь настроен, на первый взгляд, дружелюбно, ни в коем случае не пытайтесь подойти ближе и уж тем более его погладить. Такое «мирное» поведение может быть признаком бешенства.
Иногда срабатывает известный в охотничьей среде трюк. Чтобы казаться внушительнее, выше, чем вы есть на самом деле, можно поднять над собой длинную палку, расстегнуть куртку — словом, занять как можно больше пространства. Есть шанс, что медведь «оценит» габариты противника и сбежит.
Юрий Леонов, директор Городокской районной организационной структуры РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов»:naumova@sb.by
— В Витебской структуре Белорусского общества охотников и рыболовов давно поднимают вопрос о переводе медведей в разряд животных охотничьих видов. Причем речь не о зеленом свете на добычу на территории всей республики, а о возможности взять на контроль численность бурого хищника конкретно на Витебщине. Именно здесь его количество самое большое по стране, и с каждым годом цифры только увеличиваются. Для примера: 10 лет назад в угодьях БООР в Городокском районе фиксировали от 6 до 10 мишек. Сейчас — 30—35. А ведь в нашем регионе еще пять охотпользователей, и у каждого своя статистика.
Мое мнение: медведь хотя животное и краснокнижное, но опасное. Последние пару лет ведем его учет по поручению Национальной академии наук Беларуси и уверены: встречаться косолапые стали чаще. Крупный хищник с отменным аппетитом может навредить не только пчелам и посевам, но и представлять опасность для человека.
В теории добро на отстрел косолапых могут дать, когда минимальная численность этого зверя достигнет 700 особей в стране. На практике, пока это случится, на Витебщине могут дождаться беды. Считаю, квоту в 3—4 особи не угрозой биоразнообразию нашего региона, а возможностью отвадить от деревень непрошеных и непредсказуемых лесных гостей.