Величественное сооружение с куполом-гамбизом, увенчанным полумесяцем. Башни-минареты и стены, расписанные арабской вязью. Этот островок Востока, спрятанный между улицами Грибоедова и Игнатенко, виден с проспекта Победителей. Соборная мечеть Минска. Главный мусульманский храм, который за век своей истории переживал всякое: и паломничества верующих, и закрытие, запреты, разрушение, и ренессанс. Сегодня в церемонии открытия Соборной мечети в Минске примут участие сразу два президента — Александр Лукашенко и Реджеп Тайип Эрдоган. И для Беларуси, придерживающейся политики поликонфессиональности, и для мусульманской Турции это особое событие.
![](/upload/iblock/907/907d1b105b37b94a276dbea275c6f53f.jpg)
«Дом Аллаха» — памятник историко-культурного наследия, построенный в начале ХХ века, был практически полностью уничтожен в советское время. Десять лет назад мечеть начали возводить заново, и вот-вот она распахнет свои двери для верующих.
![](/upload/medialibrary/885/8852c8eb8d611a3cfdefd1c17a78c02c.jpg)
Очень скоро обновленная Соборная мечеть Минска, главная для мусульман страны, огласит окрестности традиционными возгласами мусульманских молитв. Впрочем, они не переставали звучать здесь со времен появления мечети — официально мусульманский храм Минска начал действовать с 1902 года. В 1946 году он был закрыт. В те годы с мечети сняли минарет (главную башню с верхушкой-полумесяцем) и водрузили на крыше флаг клуба ДОСААФ.
Но даже тогда, рассказывают старожилы, находились верующие, которые приходили к зданию: само место у татарского кладбища считали святым. В любую погоду, в морозы, под дождем расстилали здесь свои молитвенные коврики и совершали намаз.
В 1990-х религиозная жизнь ощутила новое дыхание, и началось восстановление всех традиционных конфессий. Чуть более десяти лет назад приверженцы ислама в стране получили официальное разрешение на реставрацию старой мечети. Точнее, это была почти новая стройка.
«Мы сразу же решили увеличить здание в размерах, — делится муфтий, — ведь молящихся сегодня не сотня-две, как это было век тому, а гораздо больше. Добавили большой балкон для молодежи. Внизу будет пространство для взрослых людей, стариков. Купол мечети у нас с 12 окошками. Такой, чтобы света падало как можно больше и распространялся он на все уголки зала. Под куполом — молитва из Корана. Писали турецкие мастера».
В новопостроенной мечети будет вся инфраструктура. Актовый зал для больших собраний, предусматривается даже проведение крупных научных форумов. Будет и библиотека, в которой рядом с библиотечными специалистами будут дежурить имамы — священники, готовые всегда растолковать пришедшему тонкости мусульманской литературы и веры в целом. Задуман музей. Естественно, два купольных отсека. Для мужчин и женщин. По традиции перед молитвой всем мусульманам принято проходить омовение. В новой мечети предусмотрена и школа для детей. Впрочем, ликбез в исламе здесь готовы провести для любого желающего, вне возраста и даже конфессии. В мечеть приглашают и атеистов, и представителей других верований — хотя бы на экскурсию!
Сегодня в стране действуют около полусотни мусульманских организаций и объединений. Более десятка мечетей. Кроме центральной в Минске — мечети в Гомеле и Бресте, Могилеве, Молодечно, Слониме. Самые древние — в Новогрудке, Смиловичах, Ивье. Первые же мусульмане в истории наших земель появились в XIV веке. Несколько великих литовских князей стали приглашать отважных воинов-татар из Крыма и Золотой Орды для несения службы по охране государственных границ. Понятно, что происходила ассимиляция: первые мусульмане вступали в браки с местными.
«Мне часто задают вопрос: на всей планете происходят столкновения на межконфессиональной и межнациональной почвах, — рассуждает муфтий Шабанович, — а вы в Беларуси — как какой-то удивительный островок мира и спокойствия. Как вам удается так строить свою жизнь? Я отвечаю четко, что у нас каждый мусульманин считает себя белорусом и живет по принципу: понимай ближнего и соседа своего. Так наши предки жили на этой земле и передали традицию этой любви к белорусам нам, современникам. Сами белорусы нас считают своими и принимают нас с добром. У нас всех, живущих на этой земле, общие каноны — каноны добра. А мы, мусульмане, — просто отдельная этно- и религиозная группа, которая сохранила свою веру и свою культуру. Государствообразующая группа, преданная Беларуси».
Алеся ВЛАДИМИРОВА