"Р" побывала в мечети, которую сегодня откроют президенты

Минский островок Востока

Величественное сооружение с куполом-гамбизом, увенчанным полумесяцем. Башни-минареты и стены, расписанные арабской вязью. Этот островок Востока, спрятанный между улицами Грибоедова и Игнатенко, виден с проспекта Победителей. Соборная мечеть Минска. Главный мусульманский храм, который за век своей истории переживал всякое: и паломничества верующих, и закрытие, запреты, разрушение, и ренессанс. Сегодня в церемонии открытия Соборной мечети в Минске примут участие сразу два президента — Александр Лукашенко и  Реджеп Тайип Эрдоган. И для Беларуси, придерживающейся политики поликонфессиональности, и для мусульманской Турции это особое событие.


«Дом Аллаха» — памятник историко-культурного наследия, построенный в начале ХХ века, был практически полностью уничтожен в советское время. Десять лет назад мечеть начали возводить заново, и вот-вот она распахнет свои двери для верующих. 

Экскурсию по новостройке для нас провел муфтий Беларуси Абу-Бекир Шабанович (на снимке). «Вот здесь происходит общение человека со Всевышним! — так начинает он свой рассказ о мечети. — Любой из верующих старается приходить сюда каждую неделю как минимум. Молиться можно везде, но посещать мечеть обязательно!» 

Очень скоро обновленная Соборная мечеть Минска, главная для мусульман страны, огласит окрестности традиционными возгласами мусульманских молитв. Впрочем, они не переставали звучать здесь со времен появления мечети — официально мусульманский храм Минска начал действовать с 1902 года. В 1946 году он был закрыт. В те годы с мечети сняли минарет (главную башню с верхушкой-полумесяцем) и водрузили на крыше флаг клуба ДОСААФ.

Но даже тогда, рассказывают старожилы, находились верующие, которые приходили к зданию: само место у татарского кладбища считали святым. В любую погоду, в морозы, под дождем расстилали здесь свои молитвенные коврики и совершали намаз. 

В 1990-х религиозная жизнь ощутила новое дыхание, и началось восстановление всех традиционных конфессий. Чуть более десяти лет назад приверженцы ислама в стране получили официальное разрешение на реставрацию старой мечети. Точнее, это была почти новая стройка.

«Мы сразу же решили увеличить здание в размерах, — делится муфтий, — ведь молящихся сегодня не сотня-две, как это было век тому, а гораздо больше. Добавили большой балкон для молодежи. Внизу будет пространство для взрослых людей, стариков. Купол мечети у нас с 12 окошками. Такой, чтобы света падало как можно больше и распространялся он на все уголки зала. Под куполом — молитва из Корана. Писали турецкие мастера».

В новопостроенной мечети будет вся инфраструктура. Актовый зал для больших собраний, предусматривается даже проведение крупных научных форумов. Будет и библиотека, в которой рядом с библиотечными специалистами будут дежурить имамы — священники, готовые всегда растолковать пришедшему тонкости мусульманской литературы и веры в целом. Задуман музей. Естественно, два купольных отсека. Для мужчин и женщин. По традиции перед молитвой всем мусульманам принято проходить омовение. В новой мечети предусмотрена и школа для детей. Впрочем, ликбез в исламе здесь готовы провести для любого желающего, вне возраста и даже конфессии. В мечеть приглашают и атеистов, и представителей других верований — хотя бы на экскурсию! 

Сегодня в стране действуют около полусотни мусульманских организаций и объединений. Более десятка мечетей. Кроме центральной в Минске — мечети в Гомеле и Бресте, Могилеве, Молодечно, Слониме. Самые древние — в Новогрудке, Смиловичах, Ивье. Первые же мусульмане в истории наших земель появились в XIV веке. Несколько великих литовских князей стали приглашать отважных воинов-татар из Крыма и Золотой Орды для несения службы по охране государственных границ. Понятно, что происходила ассимиляция: первые мусульмане вступали в браки с местными.

 «Мне часто задают вопрос: на всей планете происходят столкновения на межконфессиональной и межнациональной почвах, — рассуждает муфтий Шабанович, — а вы в Беларуси — как какой-то удивительный островок мира и спокойствия. Как вам удается так строить свою жизнь? Я отвечаю четко, что у нас каждый мусульманин считает себя белорусом и живет по принципу: понимай ближнего и соседа своего. Так наши предки жили на этой земле и передали традицию этой любви к белорусам нам, современникам. Сами белорусы нас считают своими и принимают нас с добром. У нас всех, живущих на этой земле, общие каноны — каноны добра. А мы, мусульмане, — просто отдельная этно- и религиозная группа, которая сохранила свою веру и свою культуру. Государство­образующая группа, преданная Беларуси». 

Алеся ВЛАДИМИРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter