Тут же и станция метро «Белорусская». С нее можно отравиться в любую точку Москвы по кольцевой либо по радиальной зеленой ветке. А если вы автолюбитель и домчались до Москвы по Минскому шоссе, то непременно уткнетесь в Московскую кольцевую автодорогу. Сразу за МКАД, где Минское шоссе становится Можайским, с правой стороны увидите отель «Минский» с привлекательными ценами — от двух тысяч за двухместный номер.
Но вернемся на Белорусский вокзал. Спустившись в подземку и проехав четыре остановки до «Китай–города», вы попадете в самый центр российской столицы — на Славянскую площадь, где история буквально ляжет вам под ноги. Если прогуляетесь по Кремлю, вам непременно расскажут о белорусских мастерах изразцовой росписи — так называемых «ценинниках», украшавших в прежние времена кремлевские палаты. Вспомнят самого знаменитого — Степана Иванова, известного под странным прозвищем Полубес. Увы, даты рождения и смерти белорусского гения мы не знаем, известно лишь, что родом он из Мстиславля. Руками Иванова–Полубеса в конце XVII века был украшен не только Кремль. До наших дней сохранилось уникальное изображение российского герба в изразцовом фризе церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Специалисты утверждают, что это первое изображение двуглавого орла. До Гончаров (станция метро «Таганская») от Китай–города всего одна остановка.
Вторая половина XVII века — время активного переселения белорусов в Россию. Этот, как бы сейчас сказали, миграционный поток, по утверждению историков, был не просто большой, а огромный. В Москве поняли, что белорусские мастера — чистое золото и стали снаряжать государевых людей на вербовку белорусов. Мастера ехали из самых разных уголков — Полоцка, Гродно, Витебска. Ехали с женами и детьми. Удивительный и малоизвестный факт: во время переписи во второй половине XVII века этническим белорусом себя назвал каждый десятый москвич.
Москва может вспомнить многих выдающихся белорусских мастеров. Помимо ценинников здесь трудились оружейники, краснодеревщики, ювелиры, строители, стеклодувы... Например, Клим Михайлов, перебравшийся в Москву из Шклова, создал великолепный резной иконостас в знаменитом Смоленском соборе. Или мастер из Копыси — Игнат Максимов, который совместно со Степаном Полубесом украсил неповторимым изразцовым орнаментом надвратный терем в Крутицком подворье. Еще один белорусский талант — художник из Вильны Петр Заборский — создал знаменитый изразцовый иконостас в соборе Нового Иерусалима. После кончины мастера патриарх Московский и всея Руси Никон отпел его лично. Белорусы украсили и Верхоспасский собор Кремля, и дворец в Коломенском, царскую усадьбу в Измайлове и Андреевский монастырь...
Но мы шагаем дальше. На Маросейке, в стенах бело–голубого особняка, именуемого Домом Румянцева–Задунайского, находится Посольство Республики Беларусь. Тут в разные годы бывали многие столичные знаменитости: от Жуковского до Карамзина, а при Наполеоне в этом особняке находился муниципалитет Москвы. Во дворе, где когда–то благоухал сад, построено современное здание Делового и культурного комплекса посольства.
Долгие годы строил и украшал Москву заслуженный архитектор Беларуси Юрий Григорьев. Он один из авторов московских памятников Кириллу и Мефодию, Янке Купале, защитникам земли русской в парке Победы на Поклонной горе. A недавно в Александровском саду у Кремлевской стены торжественно открыли стелу в честь города–героя Минска...
Словом, белорусы оставили в Москве глубокий след и москвичи об этом всегда помнят.
ЕСЛИ взять карту Минска и задаться целью отметить на ней все места, которые напрямую или косвенно связаны с Россией, то рука быстро устанет ставить галочки и подчеркивать названия многих улиц, носящих имена россиян и городов страны–соседки: Московская, Ленинградская, Волгоградская, Байкальская, Алтайская, Ангарская, Илимская, Хабаровская... Один из девяти административных районов столицы — Московский.
Вернемся в недалекое прошлое. Старожилы Минска помнят, как на окраине города строились заводы–гиганты. 9 августа 1944 года согласно постановлению Государственного комитета обороны СССР в Минске было создано авторемонтное предприятие. Эта дата считается днем рождения Минского автозавода. Предприятие заработало сразу после освобождения Минска. А станки и комплектующие для нового завода доставили сюда на грузовиках марки «Студебеккер» из Ярославля. Эти машины собирались до конца 1945 года. В январе 1947 года в Минск прибыл бортовой грузовик Ярославского автомобильного завода ЯАЗ–200, который и стал прародителем «двухсотого» поколения грузовиков МАЗ.
Сразу после войны Минск стал превращаться в сборочный цех Советского Союза. И роль россиян в этом огромна. Да и своим обликом современный Минск во многом обязан соседям. Основные и знаковые здания столицы: Дом Правительства, оперный театр, Дом офицеров, Академия наук построены по проектам ленинградца Иосифа Лангбарда.
Рядом с гостиницей «Беларусь», на берегу Свислочи, установлен бронзовый памятник великому Пушкину. Это подарок мэрии Москвы городу Минску к 200–летнему юбилею русского классика. Авторы монумента — известные российские скульптор и архитектор братья Григорий и Юрий Ореховы. Пушкин, к слову, увековечен не только в монументе. Еще и в названиях проспекта, библиотеки, станции метро... Русские писатели в городе в почете. Есть улица Толстого, Лермонтова, Есенина, детский парк Горького — всего не перечислить.
30 июня 1984 года заработала первая линия Минского метро. В числе метростроевцев было немало российских специалистов, которые делились с белорусами бесценным опытом. Одна из красивейших на тот момент станций получила название «Московская». К слову, она находится рядом с киностудией «Беларусьфильм», на которой снимаются многие российские сериалы.
Слово «московский» встречается в названиях городских объектов настолько часто, что иногда вызывает даже у коренных минчан топонимическую путаницу. Как так? Станция метро «Московская» в одном месте, а улица с таким же названием — в пятнадцати минутах езды под землей?..
Рынок «Московский» разместился на окраине столицы, а вот кинотеатр «Москва» — почти в центре, на многолюдном проспекте Победителей. От него, на противоположном берегу реки, Банк «Москва–Минск». Рядом, на горке, в районе Посольства Российской Федерации стоит известный Дом Москвы, где проходят многочисленные встречи минчан с российскими писателями, поэтами, журналистами, художниками...
Буквально на днях завершился конкурс на лучший проект Санкт–Петербургского квартала в Минске. Победила концепция «Петровские верфи». Через несколько лет на улице Семашко появятся «дома–корабли», «дома–паруса», «дом–маяк» и даже своя гранитная «набережная». Вдоль улицы вырастут оригинальные корпуса, символизирующие корабли на верфи. Архитектурной доминантой квартала станет дом–маяк высотой 50 метров со шпилем.
LADZIMIR@источник