Защищать белорусских и российских потребителей от недобросовестных продавцов будут единые правила

В интересах покупателей

Практически ежедневно каждый из нас становится потребителем тех или иных товаров и услуг. Мы покупаем продукты в супермаркете либо что-то в интернет-магазине, ужинаем с друзьями в кафе, заказываем мебель и так далее. В последнее время в нашу жизнь активно вошли маркетплейсы, объединяющие на своих площадках предложения различных межнациональных продавцов. Увы, нередко вместо качественного товара заказчик получает бракованный, а решать вопрос приходится через посредника в лице все того же маркетплейса. И здесь возникают трудности — кто сталкивался, знает какие. Однако теперь благодаря принятому на заседании Высшего госсовета Союзного государства Декрету «О единых правилах в области защиты прав потребителей» белорусы и россияне будут одинаково застрахованы от неблагонадежных производителей и продавцов.

Спорный брак

Маркетплейсы с каждым годом охватывают все больше пользователей. Количество продавцов там тоже стремительно растет. За счет этого ассортимент становится шире, соответственно, увеличивается и количество заказчиков, которые могут подобрать товар исходя из размера своего кошелька. Но от брака покупатели не застрахованы. Только вот убедить в этом маркетплейс — задача со звездочкой. Примеров хватает.

Так, летом этого года минчанин Игорь на известной площадке приобрел жесткий диск за 4953 российских рубля. Спустя пару месяцев тот вышел из строя, отключился от питания.

— Как обычный потребитель я создал заявку на возврат товара, приложил скрины проверки диска специальными программами. Но в возврате мне отказали и отправили искать некий сервисный центр. Хотя были обязаны принять товар и провести проверку качества, — говорит мужчина.

После неоднократных жалоб Игоря представители маркетплейса попросили его создать еще одну заявку. Однако и с ней возникли проблемы: ни с телефона, ни с компьютера в форму не загружались снимки «безвременно почившего» жесткого диска.

— После всех мучений я решил, что надо просто попытаться вернуть деньги. И для этого снова нужно создать заявку. Но и здесь не все так просто. Дело в том, что гарантийный срок прошел и заявку на возврат создать уже нельзя. Этот вопрос удалось решить с техподдержкой. Заявку удовлетворили и деньги вернули на… аккаунт. Не на карту, с которой я оплачивал покупку, а на аккаунт маркетплейса. Получается, деньги вроде и вернули, однако вывести их я не могу, так как живу в Беларуси.

Снова письма, жалобы, требования: в минские районный и областной исполкомы, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, наконец, в Роспотребнадзор. И только после жалобы в последний минчанину вернули деньги — выслали почтовым переводом из России.

В юридической гармонии

Декрет «О единых правилах в области защиты прав потребителей», принятый на заседании Высшего госсовета Союзного государства, призван уравнять белорусов и россиян на рыночном поле. Проект документа разработали Роспотребнадзор и МАРТ в рамках исполнения соответствующей союзной программы.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Алексей Богданов рассказал, что сегодня в нашей стране функционируют добросовестные практики по защите покупателей:

— Белорусы очень часто задают тренды по защите прав потребителей товаров. Не секрет, что у нас уже внедрены нормы по усилению ответственности маркетплейсов по обеспечению защиты прав потребителей. Ведь маркетплейс — это просто площадка, через которую продается товар. Например, потребитель может находиться в Беларуси, а продавец — где-нибудь в Казахстане или Китае. Как его найти и защитить свои права простому человеку? Поэтому маркетплейс будет обязан (данный вопрос у нас уже отрегулирован, но мы еще больше усилим работу в этом направлении) помогать покупателю защищать свои законные интересы в отношениях с продавцом товаров.

Алексей Богданов пояснил, что новые единые правила предусматривают рамочные основы для объединения законов обеих стран по защите прав потребителей:

— Задача — сделать их универсальными. С большего они между собой и так гармонизированы, но есть еще над чем работать. Единые правила будут направлены на то, чтобы еще больше гармонизировать эти законы.

Нет предела совершенству

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по молодежной политике, спорту и туризму Сергей Клишевич констатировал, что товарооборот ежегодно растет, поэтому люди хотят получать равное гарантийное обслуживание на весь спектр российско-белорусских товаров независимо от страны производства и местонахождения дилерской сети:

— Это особенно актуально в свете того, что в Беларуси все шире распространяются российские интернет-площадки и маркетплейсы, сегодня они есть в каждом небольшом городе страны. И вокруг интернет-торговли складывается определенная практика. Задача законодателя — проанализировать эти новые возникшие правоотношения, в том числе в сети интернет, и обеспечить полную и наиболее эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных компаний, соблюдая при этом баланс интересов в отношении продавцов с качественным товаром.

Между тем в предсказуемой и единой политике в области защиты прав потребителей заинтересованы не только физлица, но и компании, убежден Сергей Клишевич:

— Они тоже хотят быть уверенными, что завтра в белорусском либо российском законодательстве в этой сфере ничего кардинально не поменяется, им нужны стабильность и предсказуемость рынков обеих стран, равные конкурентные условия. Простые люди, в свою очередь, выбирают товар исходя из того, смогут ли они легко отстоять свою правоту в случае брака. Например, быстро вернуть и обменять изделие в течение единого для Беларуси и России гарантийного срока, не вступая в какие-то судебные тяжбы, к чему люди зачастую не готовы. Также четкая единая политика в области защиты прав потребителей — действенный метод борьбы с контрафактом, когда под видом белорусской или российской продукции может продаваться что-то иное.

Зампредседателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам Ирина Левкович считает, что реализация норм декрета позволит упростить процесс взаимодействия между потребителями и компаниями, улучшить условия предоставления услуг и товаров:

— На мой взгляд, это очень важное решение, затрагивающее интересы граждан обоих государств. Для Беларуси это особенно актуально в отношении сделок на интернет-площадках и маркетплейсах. Законодательство двух стран планируется совершенствовать с учетом лучших практик. Например, в нашей стране предусмотрено более оперативное удовлетворение требований потребителей, в России — более совершенное регулирование в области защиты их прав при использовании цифровых услуг.

Для работы над единым законодательством планируется создать консультативный совет для рассмотрения новаций. В него войдут на паритетной основе представители двух государств и их общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В 2023 году в Белорусское общество защиты потребителей и организационные структуры за помощью обратились более 20 тысяч человек. В результате было подано 336 исков, заключено 58 мировых соглашений. Потребителям возмещено материального и морального вреда на сумму более чем 500 тысяч рублей.

В ТЕМУ

На законных основаниях

Заместитель председателя ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Тамара Бельская отметила, что не имеет значения, где человек купил товар — в стационарном магазине, онлайн-среде или на маркетплейсе:

— Всюду действует Закон «О защите прав потребителей». Основная масса обращений поступает к нам из-за бракованного товара. Бывает, покупка сделана за рубежом, и спустя время возникают вопросы по ее качеству. Так вот, между Беларусью и Россией заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Поэтому ничего не препятствует покупателю обратиться с иском в суд того региона, где зарегистрирован продавец.

Что касается единых правил защиты потребителей, по мнению специалиста, они нацелены на то, чтобы решить многие вопросы в досудебном порядке и более оперативно.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter